Найти тему
Feellini

Фестиваль Рифкина

Что я имею вам сказать — история кино в тренде ❤️

По-крайней мере, в Голливуде. А значит и до нас скоро доберется. Уже третий фильм в этом году играет со зрителем в игру «А помните ли вы этот фильм?». Причем не в форме красиво повторенных цитат, а прямым текстом. В фильме «Фестиваль Рифкина» Вуди Аллена — этот прием прямо уже похож на викторину.

Постер фильма «Фестиваль Рифкина»
Постер фильма «Фестиваль Рифкина»

По сюжету киноман Морт Рифкин едет со своей женой Сью на Кинофестиваль в Сан-Себастьяне. Жена занимается PR-ом фильмов, а он пытается найти свое место где-то рядом с ней. Когда за столом превозносят современные фильмы, Морт недоумевает, как их вообще можно сравнивать с шедеврами Феллини, Годара, Трюффо, Бергмана. Он интеллектуал-зануда, которого мало кому интересно слушать. А его волнует только один вопрос: «Ради чего это все? Какой в этом смысл?»

Кадр из фильма  «Фестиваль Рифкина»
Кадр из фильма «Фестиваль Рифкина»

Он сформировался под влиянием классики, и все в жизни рассматривает через призму величайших фильмов. И зритель переносится прямиком в сцены из этих самых фильмов. Конечно же, фильмы никто не называет. Это как раз та самая игра-викторина. И приятно было слышать в зале возгласы: «О, это из Бергмана» или «А, это из Жюли я Джима» или «О, а это откуда?»

Вуди Аллен создает пространство из фильмов в фильме. О чём бы Морт ни задумывался, что бы его не волновало — на все он ищет ответ в кинематографе.

Оператор Витторио Стораро написал несколько книг на тему символики цвета и не снимал в чёрно-белой гамме с самого начала карьеры, но здесь черно-белая съемка была оправданна. Вот что говорит Стораро, о выборе такого решения:

«Большинство людей видят цветные сны, но Морт слишком любит чёрно-белое кино и ассоциирует себя с его героями. Поэтому я думаю, что он видит чёрно-белые сны. Если задуматься, то чёрно-белая фотография куда лучше развивает воображение, поскольку чёрно-белого изображения в природе не существует.
Если бы Вуди или какой-нибудь другой режиссёр предложил мне снять чёрно-белый фильм, я бы отказался. Представьте: вы умеете играть на фортепиано, знаете все ноты, а тут... Я не хочу возвращаться к тому времени, когда знал всего три краски: чёрную, белую и серую. Однако в фильме «Фестиваль Рифкина» часть снимается в цвете, часть — в чёрно-белой гамме. Это дало мне возможность вести со зрителем визуальный диалог».

Кадр из фильма  «Фестиваль Рифкина»
Кадр из фильма «Фестиваль Рифкина»

А еще Морт — писатель-неудачник. Его слог называют высокопарным, над ним подсмеиваются, что он никогда не напишет свой «гениальный» роман. А другой ему не нужен. Рифкину хочется стоять в одном ряду с Чеховым и Стендалем. Но по факту, он просто боится написать плохо.

«Он постоянно перечитывает написанное, переносит намеченные сроки, пытается снова и снова, но у него просто не хватает таланта, — объясняет Аллен. — Всё просто. Из миллиона человек, возможно, лишь у одного есть этот дар».

Кадр из фильма  «Фестиваль Рифкина»
Кадр из фильма «Фестиваль Рифкина»

Отдельное украшение фильма — Елена Анайя. Люблю ее по фильмам Альмодовара и Медема. И здесь она органично вписалась. Морт невольно ввязывается в ее непростые отношения с мужем. Хотя их самих связывает гораздо большее. Вот она-то как раз ценит хорошее кино, посещала в юности Синематеку в Париже и даже жила где-то рядом с домом Морта в Нью-Йорке. Но связалась не с тем парнем.

Вуди Аллен любит спонтанность в актерской игре, однако Елена Анайя отмечает, что давал на удивление точные и реалистичные инструкции:

«Он говорил: «Когда ты произносишь эту реплику, ты думаешь об этом, но на самом деле, ты должна думать совсем о другом». И он оказывался прав. Он словно читал мои мысли. Будто он видел все, что происходит во мне».

Кадр из фильма  «Фестиваль Рифкина»
Кадр из фильма «Фестиваль Рифкина»

Кадр из фильма  «Фестиваль Рифкина»
Кадр из фильма «Фестиваль Рифкина»
Кадр из фильма  «Фестиваль Рифкина»
Кадр из фильма «Фестиваль Рифкина»

Ну, и если вы думаете, что это фильм — только тест на знание истории кино, то нет. Тут вам и интрижка жены с молодым режиссером, и тусовка на фестивале, и замут с прекрасной Еленой Анайя, немного абсурдный юмор и много диалогов. Все, как любит Вуди Аллен. Не ранние шедевры, конечно. Но позабавит киноманов.

Кадр из фильма  «Фестиваль Рифкина»
Кадр из фильма «Фестиваль Рифкина»
Кадр из фильма  «Фестиваль Рифкина»
Кадр из фильма «Фестиваль Рифкина»

Фильм выходит в прокат 31 декабря.

Спасибо Кинокомпания Вольга за приглашение на показ.