Что я имею вам сказать — история кино в тренде ❤️
По-крайней мере, в Голливуде. А значит и до нас скоро доберется. Уже третий фильм в этом году играет со зрителем в игру «А помните ли вы этот фильм?». Причем не в форме красиво повторенных цитат, а прямым текстом. В фильме «Фестиваль Рифкина» Вуди Аллена — этот прием прямо уже похож на викторину.
По сюжету киноман Морт Рифкин едет со своей женой Сью на Кинофестиваль в Сан-Себастьяне. Жена занимается PR-ом фильмов, а он пытается найти свое место где-то рядом с ней. Когда за столом превозносят современные фильмы, Морт недоумевает, как их вообще можно сравнивать с шедеврами Феллини, Годара, Трюффо, Бергмана. Он интеллектуал-зануда, которого мало кому интересно слушать. А его волнует только один вопрос: «Ради чего это все? Какой в этом смысл?»
Он сформировался под влиянием классики, и все в жизни рассматривает через призму величайших фильмов. И зритель переносится прямиком в сцены из этих самых фильмов. Конечно же, фильмы никто не называет. Это как раз та самая игра-викторина. И приятно было слышать в зале возгласы: «О, это из Бергмана» или «А, это из Жюли я Джима» или «О, а это откуда?»
Вуди Аллен создает пространство из фильмов в фильме. О чём бы Морт ни задумывался, что бы его не волновало — на все он ищет ответ в кинематографе.
Оператор Витторио Стораро написал несколько книг на тему символики цвета и не снимал в чёрно-белой гамме с самого начала карьеры, но здесь черно-белая съемка была оправданна. Вот что говорит Стораро, о выборе такого решения:
«Большинство людей видят цветные сны, но Морт слишком любит чёрно-белое кино и ассоциирует себя с его героями. Поэтому я думаю, что он видит чёрно-белые сны. Если задуматься, то чёрно-белая фотография куда лучше развивает воображение, поскольку чёрно-белого изображения в природе не существует.
Если бы Вуди или какой-нибудь другой режиссёр предложил мне снять чёрно-белый фильм, я бы отказался. Представьте: вы умеете играть на фортепиано, знаете все ноты, а тут... Я не хочу возвращаться к тому времени, когда знал всего три краски: чёрную, белую и серую. Однако в фильме «Фестиваль Рифкина» часть снимается в цвете, часть — в чёрно-белой гамме. Это дало мне возможность вести со зрителем визуальный диалог».
А еще Морт — писатель-неудачник. Его слог называют высокопарным, над ним подсмеиваются, что он никогда не напишет свой «гениальный» роман. А другой ему не нужен. Рифкину хочется стоять в одном ряду с Чеховым и Стендалем. Но по факту, он просто боится написать плохо.
«Он постоянно перечитывает написанное, переносит намеченные сроки, пытается снова и снова, но у него просто не хватает таланта, — объясняет Аллен. — Всё просто. Из миллиона человек, возможно, лишь у одного есть этот дар».
Отдельное украшение фильма — Елена Анайя. Люблю ее по фильмам Альмодовара и Медема. И здесь она органично вписалась. Морт невольно ввязывается в ее непростые отношения с мужем. Хотя их самих связывает гораздо большее. Вот она-то как раз ценит хорошее кино, посещала в юности Синематеку в Париже и даже жила где-то рядом с домом Морта в Нью-Йорке. Но связалась не с тем парнем.
Вуди Аллен любит спонтанность в актерской игре, однако Елена Анайя отмечает, что давал на удивление точные и реалистичные инструкции:
«Он говорил: «Когда ты произносишь эту реплику, ты думаешь об этом, но на самом деле, ты должна думать совсем о другом». И он оказывался прав. Он словно читал мои мысли. Будто он видел все, что происходит во мне».
Ну, и если вы думаете, что это фильм — только тест на знание истории кино, то нет. Тут вам и интрижка жены с молодым режиссером, и тусовка на фестивале, и замут с прекрасной Еленой Анайя, немного абсурдный юмор и много диалогов. Все, как любит Вуди Аллен. Не ранние шедевры, конечно. Но позабавит киноманов.
Фильм выходит в прокат 31 декабря.
Спасибо Кинокомпания Вольга за приглашение на показ.