Русский крестьянин - человек очень суеверный, несмотря на тысячелетнюю историю православия на нашей земле до сих пор живы пережитки язычества, отмечаем Масленицу, плюем через плечо, избегаем черных кошек и многое другое. Особенно прижился в русской мифологии образ домовых духов.
Идея священности жилища и домашнего очага породила самых разных божков и духов, добрых, злых, нейтральных, которые по мнению наших предков населяли все уголки дома и других построек двора.
Еще с времен восточнославянских племен главным покровителем семьи и дома был домовой (суседко, соседушка, доможил, гнетка и т.д.), появлялся он не случайно – чаще всего по поверьям домовым после смерти становился основатель рода, первый хозяин дома. Мог домовой появится и из души животного, принесенного в жертву и замурованного в фундамент, из души леса, которая частично переходила в дом от использованных деревьев. Белорусские крестьяне думали, что домовые подобно змеям, вылуплялись из яйца, которое обязательно должен снести петух. В некоторых губерниях домовой тесно смешался с обликом христианского ангела-хранителя, в Воронежской губернии, например, считали, что при рождении бог посылает человеку ангела для защиты, черта для искушения и домового для ведения хозяйства.
Домовой практически о всех сказаниях невидим, является только перед бедой, в Тамбовской и Тульской губернии считали, что увидевший случайно домового онемеет или умрет в наказание. Именно домовой воет, кричит и хлопает дверью, предупреждая хозяина о скорой неминуемой смерти. Дух может толкнуть вас, если хочет о чем-то предупредить, или лечь ночью на грудь и начать давить, говорили, если спросить в этот момент «к худу или к добру?», то домовой обязан ответить хозяину дома.
Одновременно с этим домовой всегда заботится о благосостоянии семьи и дома, особенно о домашнем скоте. В некоторых мифах у домового есть жена (домовая, хозяйка, домовинка, суседка и т.д.) и дети. Домовая часто неотличима от мужа, также предупреждает о несчастье плачем под полом, часто ее образ сливается с образом кикимор. К семье домовых уважающий себя хозяин должен обратиться перед сном, с просьбой хорошо выспаться.
В крестьянских семьях существовало море обрядов, целью которых было задобрить домовых, лучший подарок для домового – кошка, которую клали на печку в дар соседушке. Так женщины не должны были ходить простоволосыми и прясть в пятницу. Домовой не терпит мата и может даже покинуть дом вместе с семьей от бранящихся хозяев.
Семьи домовых не одни живут в избе, с ними соперничают кикиморы (шишиги), во многих поверьях четко разделяют этих представителя потусторонних сил: за все хорошее отвечают домовые, за все плохое кикиморы. В самом частом представлении шишиги – это души умерших не своей смертью, часто некрещеные дети, их могли натравить на дом с целью выжить хозяев. Почти все свободное время кикимора сидит за печкой и прядет пряжу, иногда громко стучит ногами, бьет кухонную утварь, делает все, чтобы нарушить сон хозяев. Именно шишига ощипывает кур по ночам, выстригает шерсть у овец, отрывает хвосты коровам, злит дворовую собаку. Образ кикиморы –скорее всего производное от языческой славянской богини Мары (Марены), которая считалась воплощением судьбы, болезней, тьмы и смерти, иногда в некоторых мифах кикимор так и называют «мары».
Кроме шишиги и домового в домах обитало множество мелких духов, каждый из которых имел свои функции: злыдни – маленькие невидимые старички, которые приносят дому несчастья, вострухи – дух-охранник от воров, живущий за печкой, люб – хранитель хозяйской кровати, мохнатый золотой кот, нелюб – противник люба, черный и злобный кот, стремящийся разлучить семью, спорыньи и спехи – маленькие помощники в хозяйских делах и многие, многие другие...
Бытовая мифология народов, проживающих на территории России очень разнообразна и интересна, наши предки без интернета и телевидения только при помощи своей фантазии придумывали интересные потусторонние мира, которые достойны изучения.
Если вам понравилась эта статья, можете прочитать статьи из цикла быта русских крестьян
1) "И согреет, и накормит, и отмоет - о русской печи"
2) "За бедных крестьян замолвите слово (о быте крестьян на рубеже XIX - XX века)"