Найти тему

Хадисы в школе Ахли Бейт

  • Посланник Аллаха (сав) поручает Али (а) записывать за собой хадисы, чтобы в дальнейшем передать своим преемникам - Имамам.
  • МУСХАФ АЛИ
  • ДЖАМИ’А
  • КИТАБ АЛЬ-ДЖИФР И МУСХАФ ДОСТОПОЧТЕННОЙ ФАТИМЫ
  • КАК СОХРАНИЛИСЬ ЭТИ КНИГИ?
  • КИТАБ АД-ДИЙАТ
  • КАК ТРОЕ ВЕЛИКИХ УЧЕНЫХ ШКОЛЫ АХЛЬ АЛЬ-БЕЙТ ОТБИРАЛИ ХАДИСЫ ДЛЯ СВОИХ КНИГ?

В школе Ахль аль-Бейт первым записал хадисы Достопочтенный Али (а).

Как известно, Али был одним из Обитателей Дома Пророка, про которого были ниспосланы аяты о его чистоте и безгрешности. Согласно повествованию Ибн Аббаса в общей сложности о Достопочтенном Али были ниспосланы триста аятов[1].

«О обитатели дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью»[2].

О правдивости Достопочтенного Али (а) повествует сам Аллах, а Посланник Аллаха (сав) сказал о научной стороне его личности:

«Аллах собрал все знания во мне. Я собрал все свои знания в «предводителе богобоязненных» (имам аль-муттакин). Я научил каждому знанию Али. Он явный и несомненный предводитель (имам)»[3].

«Всему, чему я научился, я научил Али. Он дверь в город моих знаний»[4].

«Я город знания, а Али – его врата. Аллах сказал: «Входите в дома через двери»[5].

Всякий, кто пожелает иметь знание, пусть входит в него через врата»[6].

Достопочтенный Али (а), правдивость которого засвидетельствовали Аллах и Его Посланник (сав), стал первым в школе Ахль аль-Бейт, кто записывал хадисы.

В труде Шейха Туси «аль-Амали», «Басаир ад-дараджат», «Йанаби’ аль-мавадда» приводится следующее повествование от Ахмада б. Мухаммада б. Али , переданное через Имама Мухаммада аль-Бакира:

«Посланник Аллаха сказал Али:

«Записывай то, что я говорю».

Али ответил:

«О Посланник Аллаха, беспокоишься ли ты о том, что я забуду что-нибудь».

Посланник Аллаха:

«Я не боюсь, что ты что-то забудешь, потому что я просил у Аллаха укрепления твоей памяти. Записывай их для своих товарищей.

После этого он спросил:

«Посланник Аллаха, а кто такие мои товарищи?».

Посланник Аллаха ответил:

«Твои товарищи – это Имамы из числа твоих потомков. Благодаря им Аллах будет посылать дождь моей умме. Благодаря им будут приниматься молитвы. Благодаря им Аллах отдалит беды от моей уммы и с неба будет ниспослана милость Аллаха». Затем он указал на Хасана и сказал: «Он будет первым из них». После этого указал на Хусейна и сказал: «Имамы будут его потомками».[7]

Основу хадисов Ахли Бейт составляют эти записи, сделанные Достопочтенным Али (а).

Источники по хадисам Ахли Бейт можно перечислить в следующем порядке:

  1. Мусхаф Али (а) ,
  2. Джами’а,
  3. Китаб аль-Джифр,
  4. Книга Фатимы (а).

МУСХАФ АЛИ

После того, как тело Пророка (сав) было предано земле, Достопочтенный Али (а) удалился к себе домой и занялся тем, что собрал аяты Корана и расположил их в порядке их ниспослания.

Имам Джа’фар ас-Садык говорит:

«Посланник Аллаха сказал Али: «О Али! Коран записан в виде свитка на табличках и шелковых листах, которые хранятся за моей постелью. Не растеряйте их, как иудеи растеряли Тору». После этого Али собрал их и завернул в желтую ткань[8].

Шейх Муфид пишет следующее: «Повелитель Правоверных собрал целиком весь Коран, сделав все необходимое. Вначале он разместил мекканские аяты, а потом – мединские, так что каждый аят оказался на полагающемся ему месте»[9].

ОСОБЕННОСТИ МУСХАФА АЛИ

  1. Суры указаны в порядке их ниспослания.
  2. Неотмененные аяты расположены перед отмененными.
  3. Аяты записаны очень точно, без внесения каких-либо изменений.
  4. Каждый аят записан слово в слово, точно так, как он был прочитан Пророком.
  5. Аяты записаны Али собственноручно под диктовку Пророка.
  6. Записано толкование (тафсир) всех аятов, ниспосланных Аллахом.
  7. В нем упоминается подлинный смысл и толкование (та’виль) аятов Корана.
  8. Упоминается то, где, когда, с какой целью ниспосылался каждый аят, кто в нем имеется ввиду и все остальные характеристики. Эти характеристики получили название «Танзиль аль-айат».
  9. В этой книге написано, кто принадлежит к числу последователей истины (ахль аль-хакк), а кто – к числу последователей лжи (ахль аль-батыль), приводятся проступки, совершенные некоторыми мухаджирами и ансарами, а также лицемерами.

Как мы видим, это Мусхаф одновременно имел свойства тафсира и содержал большое количество хадисов, разъяснявших аяты Корана.

Тирмизи от Джабира ибн Абдуллаха передаёт: «В прощальном хадже, в день Арафат, я видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение), он сидел верхом на верблюде и читал проповедь. Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Я среди вас оставляю две вещи, если будете держаться их, никогда не заблудитесь, это — Коран и мой род“» («Сахих» Тирмизи, том 5, стр. 621).
Тирмизи от Джабира ибн Абдуллаха передаёт: «В прощальном хадже, в день Арафат, я видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение), он сидел верхом на верблюде и читал проповедь. Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Я среди вас оставляю две вещи, если будете держаться их, никогда не заблудитесь, это — Коран и мой род“» («Сахих» Тирмизи, том 5, стр. 621).

ДЖАМИ’А

От Мухаммада б. Муслима передано следующее: Имам Мухаммад аль-Бакир сказал: «Среди прочих книг Али нас есть свиток длиною в семьдесят аршин (аршин=0,71 м), мы следуем написанному там и не выходим за его рамки».

Я спросил: «О чем там написано?» Не ужели он содержит в себе все знания или же в нем есть разъяснение тех вопросов, о которых говорят люди, вроде развода и наследства».

Имам: «Али записал в этой книге все знания, включая все, что имеет отношение к суду и наследству, если мы окажемся у власти, мы найдем все нужное в этой книге и будем поступать в соответствии с ней»[10].

От Имама Джа’фара ас-Садыка передано следующее: «Клянусь Аллахом, у нас есть свиток длиною в семьдесят аршин, в котором записано все, в чем нуждаются люди, даже размер откупа (дийа) за маленькую царапину… Эту книгу продиктовал Посланник Аллаха, а Али записал»[11].

В «Басаир ад-дараджат» и «Усуль аль-Кафи» приводится следующее предание от Абу Басира: «Я отправился к Имаму Джафару ас-Садыку со словамт: «Умоляю вас, у меня к вам вопрос!».

Имам сказал: «Ты можешь спросить все, что хочешь». Я сказал: «Люди говорят, что Посланник Аллаха научил Али тысячи наукам, каждая из которых открывает тысячу дверей». Имам сказал: «О Абу Мухаммад! Джами’а находится у нас. Другие даже не знают, что такое Джами’а». Я спросил: «А что такое Джами’а?».

Имам ответил: «Это свиток длиною в семьдесят локтей (зира’) Посланника Аллаха (локоть – мера длины, равная примерно полметра), собственноручно записанный Али под диктовку благословенных уст Посланника Аллаха. Там записано все дозволенное (залаль) и запретное (харам), а также все необходимое людям, даже размер откупа (дийа) за маленькую царапину»[12].

В этих же источниках приводятся слова Абу Шайбы: Я слышал, как Имам Джа’фар ас-Садык сказал: «Знания Ибн Шибримы по сравнению с Джами’а, продиктованной Посланником Аллаха и записанной Али, это явное заблуждение. Джами’а не оставила возможности сказать что-то другим. В ней содержится занние о дозволенном и запретном. Сторонники аналогии (кийас) стремятся достичь знания с помощью аналогии. Однако они не добьются ничего, кроме того, что еще больше отдалятся от своей цели. Невозможно постичь религию с помощью аналогии»[13].

КИТАБ АЛЬ-ДЖИФР И МУСХАФ ДОСТОПОЧТЕННОЙ ФАТИМЫ

В книге «Басаир ад-дараджат» приводится повествование от Абу Марьям: «Имам Джа’фар ас-Садык сказал мне: «У нас есть книга Китаб аль-Джифр, написанная на бычьей коже, до краев заполненной (текстом). В этой книге содержатся события, имевшие место в прошлом, и события, которые произойдут в будущем до Судного дня»[14].

В «Усуль аль-Кафи» записано предание об Имаме Джафаре ас-Садыке со слов Хаммада б. Зайда: «Когда Всевышний Аллах забрал душу своего Пророка, по причине его смерти Фатиму охватила такая тоска и грусть, что никто, кроме Аллаха не знает, как она была тяжела. По этой причине Аллах направил к ней ангела, чтобы поговорить с ней и облегчить ее грусть. Фатима сообщила об этом Али. Али в свою очередь записал все, что услышал от нее. Таким образом получился свиток (мусхаф). В нем имеются лишь сведения о будущем»[15].

Имеется достоверное предание о том, что Имамы Ахль аль-Бейт унаследовали книгу Джами’а Имама Али, содержащую все повеления религии, книгу «Джифр» и Мусхаф Фатимы, в которых говорится о событиях будущего.

Абу Хамза приводит следующее повествование об Имаме Джафаре ас-Садыке:

«В свитке Фатимы нет ничего от Корана. В нем есть слова, которые были внушены ей после смерти ее отца».

То есть, в школе Ахль аль-Бейт автором первой книги хадисов является Али б. Аби Талиб (а). Али записал все, что говорил Посланник Аллаха (сав) на куске бычьей кожи длиной в семьдесят локтей – в книге «Джами’а». В этой книге имелись все повеления религии, в которых нуждались люди на всей земле. Книги Али после его смерти достались в наследство Имамам из числа его потомства. Посланник Аллаха (сав) в проповеди Гадир Хум говорит следующее об Имамах из числа потомков Достопочтенного Али:

«О люди, Али и мои пречистые потомки из рода Али – это малая ценность (ас-сикль аль-асгар), а Коран – это большая ценность (ас-сикль аль-акбар). Каждая из этих двух ценностей дополняет другую и находится с ней в полном соответствии. Они не расстанутся друг с другом до тех пор, пока не придут ко мне у водоема Каусар. Знайте, что они есть надежные рабы Аллаха среди людей и правители на этой земле»[16].

Эти самые Имамы, о которых Посланник Аллаха (сав) сказал эти слова, передавали своим ученикам хадисы, взятые из книг, написанных Достопочтенным Али (а). Некоторые из них записывали услышанное ими в маленьких книгах.

Аль-Кулайни был первым, кто создал большой сборник хадисов, собрав по мере своих сил хадисы, записанные в маленьких книгах и трактатах.

После аль-Кулайни другой ученый Шейх Садук написал труд «Мадинат аль-‘ильм» (Город знания). К великому сожалению, этот труд был утерян после того, как библиотеки последователей школы Ахль аль-Бейт были сожжены, а сами последователи школы Ахль аль-Бейт вынуждены были терпеть притеснения и скитаться по миру.

После написания полных сборников хадисов «Бихар аль-анвар» (Моря огней) Аллама аль-Маджлиси и «Аль-‘Авалим» его ученика аль-Бахрани, школа Ахль аль-Бейт обрела наиболее полные и содержательные сборники хадисов.

Ученые Ахль аль-Бейт демонстрировали особый интерес и внимание к хадисам о нормах фикха. Шейх Садук написал первый большой труд по хадисам и фикху, получивший название «Ман ла йахдурух аль-факих». После этого Шейх ат-Туси написал по этой тематике книги «аль-Истибсар» и «ат-Тазхиб». Эти четыре больших источника по хадисам («аль-Кафи», «Ман ла йахдуруху аль-факих», «ат-Тахзиб», «аль-Истибсар») получили особую известность в школе Ахль аль-Бейт.

Эти свитки после смерти Достопочтенного Али были получены в наследство Имамами из числа его потомков.

От Джабира б. Йазида было передано следующее: «Имам Мухаммад аль-Бакир сказал: «У меня свиток, содержащий девятнадцать книг, подаренных Посланником Аллаха».

Ахмад ибн Ханбал привёл хадис от Зейда ибн Сабита: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и род его) сказал: “Я оставляю среди вас два заместителя после себя, Коран — Книгу Аллаха, которая подобно верви протянута от небес до земли, и свой род (Ахли бейт). Эти две вещи никогда не разделятся друг от друга, пока у райского источника Хауз не присоединятся ко мне“» («Муснад» Ахмад, том 5, стр. 181).
Ахмад ибн Ханбал привёл хадис от Зейда ибн Сабита: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и род его) сказал: “Я оставляю среди вас два заместителя после себя, Коран — Книгу Аллаха, которая подобно верви протянута от небес до земли, и свой род (Ахли бейт). Эти две вещи никогда не разделятся друг от друга, пока у райского источника Хауз не присоединятся ко мне“» («Муснад» Ахмад, том 5, стр. 181).

КАК СОХРАНИЛИСЬ ЭТИ КНИГИ?

Имамы Ахль аль-Бейт получили эти книги друг от друга.

В книге «Басаир ад-дараджат» через Му’алля б. Хунайса передается следующее повествование от Джа’фара ас-Садыка:

«Эти книги были у Али. Перед тем, как отбыть в Ирак, он оставил их на хранение Умм Саламе. Когда Али погиб смертью шахида, эти книги перешли к Хасану, а после его смерти – к Хусейну. Когда Хусейн стал шахидом, они достались Али б. Хусейну, а затем – моему отцу Мухаммаду аль-Бакиру»[17].

В «Усуль аль-Кафи» приводится следующее предание от Сулайма б. Кайса:

«Повелитель Правоверных Али сделал преемником своего сына Хасана, взяв в свидетели Хусейна, Мухаммада и всех своих детей, а также челнов своего семейства, и я тоже там присутствовал. Повелитель Правоверных Али вручил Хасану книгу и оружие, а затем сказал:

«Сын мой! Посланник Аллаха назначил меня своим преемником и передал мне свои книги и оружие. Точно так же он повелел мне вручить мои книги и оружие тебе. И он повелел мне, чтобы я повелел тебе отдать их твоему брату Хусейну, когда придет время твоей смерти».

Затем он повернулся к своему сыну Хусейну и сказал: «Посланник Аллаха повелел тебе передать их своему сыну».

Затем он взял за руку Али б. Хусейна: «Посланник Аллаха повелел, чтобы ты передал их своему сыну Мухаммаду б. Али. Ты также передашь ему приветствие от Посланника Аллаха и меня»[18].

Таким образом, эти книги передавались Имамами Ахль аль-Бейт из рук в руки и были сохранены.

В «Усуль аль-Кафи», «А’лам аль-вара», «Манакиб Ибн Шахрашуб» и «Бихар аль-анвар» приводятся следующие слова Имама Джафара ас-Садыка:

«Когда Хусейн отправился в Ирак, он оставил свои книги и завещание на хранение Умм Саламе. Пришел Али б. Хусейн и обратился к Умм Саламе. Затем он принял эти книги»[19].

Имамы Ахль аль-Бейт опирались на эти книги при вынесении фетв для людей. Имам Джафар ас-Садык говорит следующее:

«Один человек задал Имаму Джафару ас-Садыку вопрос. Имам ответил на его вопрос. Человек вновь спросил: «А если будет так-то и так-то, что тогда ты скажешь?». Имам ответил: «Молчи! Ответ, который я тебе дал – от Посланника Аллаха. Из этого «что вы скажете?» ничего не получится»[20].

От Сама’а приводят следующее:

«Я спросил Имама Мусу аль-Казыма: «Когда вы говорите о чем-то, вы говорите это, опираясь на Книгу Аллаха и сунну Его Посланника, или от себя?». Имам Муса аль-Казым сказал: «Все, о чем мы говорим, упомянуто в Книге Аллаха и сунне Посланника Аллаха»[21].

КИТАБ АД-ДИЙАТ

В этом вопросе особое место занимает личность Зариф б. Насих. Зариф родился в Куфе, был известен своей правдивостью и пользовался доверием в качестве передатчика хадисов. Он лично видел Имама Мухаммада аль-Бакира[22].

Зариф б. Насих собрал приказы, которые Достопочтенный Али отправлял своим военачальникам и наместникам. Название этой книги «Дийат». Эта книга была написана со слов Имама Али и была передана Имаму Джафару ас-Садыку и Имаму ар-Рида.

То есть эта книга была написана самим Имамом Али (а) и передана им своим наместникам. Еще позже те, кто любил Достопочтенного Али (а), записали ее и передавали из поколения в поколение, в эпоху Джафара ас-Садыка передали ее ему, и он одобрил ее, назвав ее достоверной (сахих).

Аль-Кулайни в своем «аль-Кафи» привел главы из этой книги.

Шейх ас-Садук полностью процитировал этот труд в своей книге «Ман ла йахдуруху аль-факих».

Шейх ат-Туси полностью привел его в книге под названием «ат-Тахзиб».

Тот же Шейх ат-Туси привел ее в одном из разделов своей книги «аль-Истибсар».

Муслим привел хадис от Зейда ибн Аркама: «…Как-то Посланник Аллаха (мир ему и благословение) находился возле водоёма Хумма (водоём (пруд) находится между Меккой и Мединой) и для людей стал читал проповедь. После восхваления Аллаха и нравоучений его светлость сказал: “О люди! Скоро посланный Аллаха придёт за моей душой, и я принял это приглашение. Я оставляю среди вас две ценные вещи: Книгу Аллаха, в которой находится свет и руководство, держитесь (крепко) за эту книгу“. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) много поручений сделал по поводу Книги Аллаха, а также он поощрял людей действовать по этой Книге. Потом он сказал: “И предписываю вам (следовать) за моим Ахли бейтом (семейством)“ — и он три раза повторил это предложение» («Сахих» Муслим, том 7, стр. 122).
Муслим привел хадис от Зейда ибн Аркама: «…Как-то Посланник Аллаха (мир ему и благословение) находился возле водоёма Хумма (водоём (пруд) находится между Меккой и Мединой) и для людей стал читал проповедь. После восхваления Аллаха и нравоучений его светлость сказал: “О люди! Скоро посланный Аллаха придёт за моей душой, и я принял это приглашение. Я оставляю среди вас две ценные вещи: Книгу Аллаха, в которой находится свет и руководство, держитесь (крепко) за эту книгу“. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) много поручений сделал по поводу Книги Аллаха, а также он поощрял людей действовать по этой Книге. Потом он сказал: “И предписываю вам (следовать) за моим Ахли бейтом (семейством)“ — и он три раза повторил это предложение» («Сахих» Муслим, том 7, стр. 122).

КАК ТРОЕ ВЕЛИКИХ УЧЕНЫХ ШКОЛЫ АХЛЬ АЛЬ-БЕЙТ ОТБИРАЛИ ХАДИСЫ ДЛЯ СВОИХ КНИГ?

Трое великих ученых школы Ахль аль-Бейт – аль-Кулайни, Шейх ас-Садук и Шейх ат-Туси – с большой тщательностью брали для своих книг хадисы из записей сподвижников Имамов Ахль аль-Бейт и их «усуль». Ученые Ахль аль-Бейт при отборе хадисов уделяли большое внимание некоторым принципам:

Имамы Ахль аль-Бейт предусмотрели такие меры, как отстранение от школы лжецов, передававших хадисы, предание их огласке (ташхир) и проклятие (тал’ин).

С другой стороны, чтобы отделить истинные хадисы от ложных, они выдвинули совокупность правил. Передается, что Имам Джафар ас-Садык сказал в Мине следующие слова: «О люди! Знайте, что если слова, которые будут передаваться вами после моей смерти, соответствуют Корану, это мои слова. Если они не соответствуют Книге Аллаха, знайте, что это не мои слова»[23].

Имам Мухаммад аль-Бакир говорит об этом следующее: «Когда вам передают от нас хадис, принимайте его, если найдете в Книге Аллаха одно или два свидетельства о нем. В противном случае, ничего не рассказывайте о нем, передайте его нам, чтобы для вас прояснилась истина в этом вопросе»[24].

Джафар ас-Садык сказал следующее: «Всякую вещь передают на суд Книге Аллаха и Сунне Пророка. Каждый хадис, который не соответствует Книге Аллаха, является ложным»[25].

Таким образом, Имамы Ахль аль-Бейт вывели совокупность правил для отделения достоверных хадисов от недостоверных, и эти правила принимались из поколения в поколение в качестве критерия для познания хадисов. Таким образом и возникло полное собрание хадисов Ахль аль-Бейт[26].

В заключение скажем, что что суннитский мир в течение долгих лет выступал против записи хадисов и проводил жесткую политику подавления против сподвижников и последователей (таби’ин), передававших хадисы.

Суннитские источники по хадисам начали записываться на 143 году хиджры, а Источники по хадисам Ахль аль-Бейт, в свою очередь, опираются непосредственно на хадисы, записанные еще при жизни Посланника Аллаха (сав). Достопочтенный Али (а) собственноручно записал эти хадисы непосредственно со слов Посланника Аллаха. Наряду с Али (а), великие личности вроде Салмана аль-Фариси, Абу Зарра аль-Гифари, Аммара б. Йасира, передавали хадисы Посланника Аллаха (сав)и даже подвергались за это серьезным преследованиям.

Записанные Достопочтенным Али (а) хадисы, различные труды и книги передавались Имами Ахль аль-Бейт из поколения в поколение, были оформлены великими учеными Ахль аль-Бейт в виде полных собраний хадисов и таким образом дошли до наших дней. Поэтому достоверность этих трудов, опирающихся непосредственно на авторитет Посланника Аллаха – это несомненный факт.

Др. Хайдар Баш

Также вы можете ознакомиться со статьёй Источники хадисов для мира Ахль аль-Бейт

Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)",

Источник: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"

[1] Ибн Асакир, ас-Саваик 3, часть 9, с. 76.

[2] Сура «аль-Ахзаб», аят 33.

[3] Аль-Ихтиджадж, т. 1, с. 74.

[4] Ихкак аль-хакк, т. 5, с. 501. ат-Тараиф, с. 77.

[5] Сура «аль-Бакара», аят 185.

[6] Йанаби’ аль-мавадда, с. 20.

[7] Амалии Шейх Абу Джа’фар Мухаммад б. Хасан ат-Туси, т. 2, с. 56; Шейх Сулайман аль-Ханафи, Йанаби’ аль-мавадда, с. 20.

[8] Ибн Шахрашуб, аль-Манакиб, с. 2, 41; Фатх аль-Бари, т. 10, с. 386; ас-Суюти, аль-Иткан, т. 1, с .51.

[9] Шейх Муфид, аль-Масаиль ас-сарвия, с. 79.

[10] Басаир ад-дараджат, с. 143.

[11] Басаир ад-дараджат, с. 145.

[12] Усуль аль-Кафи, т. 1, с. 239; Басаир ад-дараджат, с. 151, 152; аль-Ваци, т. 2, с. 133.

[13] Усуль аль-Кафи, т. 1, с. 57; Басаир ад-дараджат, с. 146, 149, 150; аль-Вафи, т. 1, с. 58.

[14] Басаир ад-дараджат, с. 160.

[15] Усуль аль-Кафи, т. 1, с. 240.

[16] Проповедь Гадир Хум, с. 299.

[17] Басаир ад-дараджат, с. 162.

[18] Усуль аль-Кафи ва Вафи, т. 2, с. 79.

[19] Усуль аль-Кафи, т. 1, с. 304; А’лам аль-вара, с. 152; Бихар аль-анвар, т. 46, с. 16; Манакиб Ибн Шахрашуб, т. 4, с .172.

[20] Аль-Кафи, т. 1, с. 58.

[21] Басаир ад-дараджат, с. 301.

[22] Маджма’ ар-риджаль, т. 3, с .232.

[23] Васаиль аш-ши’а, т. 18, с. 79.

[24] Аль-Кафи, т. 2, с. 222; Васаиль аш-ши’а, т. 18, с. 80.

[25] Васаиль аш-ши’а, т. 18, с. 79.

[26] Аллама Сайид Муртада аль-‘Аскари, Ма’алим аль-мадрасатайн (Школы Ахль аль-Бейт и Ахль ас-Сунна), т. 2, с. 35, 66; т. 1, с. 48, 56; т. 1, с. 413, 455; т. 2, с. 393, 468; т. 3, с. 269, 406; т. 2, с. 487 и отрывок из 3 тома.