Найти в Дзене
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПОЭЗИИ ГЛЕБА ГОРБОВСКОГО


.
.

Глеб Горбовский, может быть, не поражает, но он никогда не раздражает, (в отличие от многих стихов Евтушенко), он именно согревает . Не помню стихов Горбовского, которые бы раздражали. Горбовский никогда не бывает пафосным, и при своей простоте, безвкусным. Еще Горбовский по настоящему добрый. Как я писал, если Николай Рубцов в большей мере сентиментальный поэт, Горбовский добрый, неотделимо чуткий и к природе и к душе, ибо в нем это связано. Но самый лучший, он конечно ранний, хотя и самый поздний - он иногда удивительно похож на раннего, может быть потому, что все самое давнее , вспоминается в самое позднее время, и каждый поэт, как и человек, со временем возвращается к себе. К Глебу Горбовскому я не относился никогда как к искусству серьезному. Просто, это мое ленинградское детство, это мои четырнадцать , и шестнадцать лет . Книги его всегда свободно продавались, и у нас всегда были дома книги стихов Глеба Горбовского.

ПОЧЕМУ ЦЕПЛЯЮТ ЭТИ СТИХИ ГОРБОВСКОГО

.


.

Подумал даже о том, что эти ранние стихи Горбовского про Жаворонка не хуже образцов японской лаконичной лирики, в которой так же воспеваются жаворонки, кузнечики, или даже самая одинокая травинка способна возвыситься над миром, как возвышается одинокий святой. Такая же и у Горбовского чуткость, и доброта к малому. Да и написаны они в Сахалине. Но Глеб Горбовский чисто русский по опыту и по крови. У японского лирика Басе (чьи планы сознания все более утончал буддизм) доброта исходит от внимания к малому, а у Горбовского, напротив, внимание к малому рождается - от самой врожденной доброты. Но как и у Басе, все большое у Горбовского открывается в маленьком, а все самое приметное рождается из самого неприметного. Роднит поэтику Горбовского и Басе - формулистичность. . Думаю, Басе эти ранние стихи Глеба Горбовского - оценил бы, если б их прочитал.

ЖАВОРОНОК


.
Жаворонок щуплый ненароком
бросил в уши кругленькие звуки,
вертолётиком повис он над дорогой,
всю окрестность звуками остукал...
Сахалинский жаворонок скромный,
обронивший трель голосовую...
Вот — искусство.
И оно огромно.
Маленьких искусств
не существует.

Глеб Горбовский

"Поиски тепла". Ленинград, Советский писатель, 1960

* * *

.

Над просторами полей -
Ничем к земле не привязан -
Жаворонок звенит.

Басе (перевод В. Марковой)

-2

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПЕТЕРБУРГСКОЙ КУЛЬТУРЕ

.

.

.
В Петербургской культуре самое приятное то, что в ней в отличие от культуры московской нет пафоса. Не только у Евтушенко и у Вознесенского , но и у лучшей Беллы Ахмадулиной можно найти пафос. Но пафоса совсем нет ни у Кушнера, ни у Горбовского, ни у Елены Швару, ни даже у самого раннего Виктора Сосноры. У самого раннего он может быть и был, но по ленинградски сдержанный и ироничный, как у романтика. Горбовский много писал о Родине, о любви к русской земле. Но нет ни одного стихотворения у Глеба Горбовского, в котором он впал бы в пафос. Даже замечательный московский поэт, Геннадий Айги впадал в пафос, при этом, что самое интересное, не в юности, а уже в зрелые годы. Но Бродский впадал в пафос реже, и скорее по инерции языка, чем по духу. Наверное, и сам Петр Первый не был пафосным человеком, кроме случаев политически - вынужденных . Как царь- рабочий, царь-мастер, как самый первый царь с руками, он был вначале человеком деловым. Люди же деловые, как правило, не бывают пафосными.