Командиры, испытавшие на себе тяготы войны, их стиль руководства значительно отличается от тех, кто совершал свое кадровое восхождение по паркетным полам столичных гарнизонов. Высокая требовательность, с пониманием того, что реально необходимо бойцу на боевой службе, удивительным образом сочетались с особенным душевным отношением к своим подчиненным.
Именно такого боевого генерала, я застал в начале своей офицерской службы в должности замполита роты, в лице генерал-лейтенанта Копанева Алексея Митрофановича.
Участник Великой Отечественной войны, службу в рядах Вооруженных сил начал с 1941 года. Прошел все командные должности, начиная с командира отделения.
Проходя службу в Петрозаводском полку (в/ч 6545), встречался с ним дважды. Начальник войск, периодически, объезжал части и подразделения, находившиеся в его подчинении. Подготовки к таким визитам были отмечены духом того времени и особенностями советской армии.
Наводился образцовый порядок, казармы, их внутренний интерьер обновлялся, насколько было возможно, краски расходовалось на годы вперед. Для питания ожидаемой комиссии изыскивались средства, какими можно только путями. Ну, а на замполита роты возлагалась главная задача, это выявить огрехи в воспитательной работе с личным составом и не допустить огласки тех недостатков в воинской дисциплине, которые не должны стать известны проверяющим.
Кульминацией, был вечер вопросов и ответов. Чтобы имитировать интерес военнослужащих к данному мероприятию, наиболее грамотные солдаты, под диктовку, а тои и сам политработник, сочиняли различные вопросы.
Самое интересное было услышать от Алексея Митрофановича рассказ о том, как он участвовал в борьбе с враждебными элементами на территории Западной Украины.
Но мне запомнилась личная беседа с генерал-лейтенантом Копаневым. Существовала такая практика в работе начальника войск, как общение с молодыми офицерами подразделений. Было ощущение, что разговариваешь не с руководителем, облеченным высокой властью, а с человеком, умудренным жизненным опытом, который искренне хочет помочь разрешить все имеющиеся проблемы. Так, для меня, была решена проблема с жильем.
Общался он не только с офицерским составом, но и с солдатами срочной службы.
Замечу, что генерал Копанев ни когда не принимал скоропалительных решений в отношении подчиненных, допустивших дисциплинарные проступки и упущения в службе.
Работайте, воспитывайте, вникайте в нужды людей, таков был основной постулат для командиров и начальников всех уровней в период его командования войсками.
Подметил интересную особенность, чем дольше был мой офицерский стаж и чем выше я поднимался по служебной лестнице, то все реже встречал начальников, обладающими такими качествами. Настоящие профессионалы уходили, а их места занимали люди, имеющие высоких покровителей, основном, в лице родственников. И главное, что было в цене у таких руководителей, это личная преданность, даже в ущерб службе.