Новогодние корпоративы в Алтайском крае в этом году под запретом: указом губернатора с 15 декабря по 15 января организациям и гражданам запрещается проводить в общественных местах зрелищно-развлекательные, досуговые, новогодние и корпоративные мероприятия, а также оказывать услуги аналогичного характера.
Решение ударило по сферам ивента и общепита, лишенные праздника люди также в большинстве своем восприняли ограничения без энтузиазма: Новый год без дискотеки и хороводов у елки — это не совсем тот праздник, которого мы ждали.
Сфера ивента: отказы, переносы, отмены
Алексей Ружников, ведущий, организатор событий, рассказал „Деловому Бийску“, как отразились антиковидные новогодние ограничения на сфере ивента в целом и отдельных предпринимателях.
„Работа ведущего мероприятий имеет свою сезонность, пиковые нагрузки и, соответственно, пиковые финансовые показатели, — говорит Алексей Ружников. — Один из таких пиков — декабрь: Новый год кормит до лета. Январь традиционно пустой, февраль начинает раскачиваться — откровенно не свадебный сезон, и мы выезжаем маленькими семейными или бизнес-мероприятиями, фестивалями и корпоративами. Новый год сильно подстегнул ведущих — заказов стало меньше. Кто-то, может, и закрыл себе корпоративную неделю полностью, но очень часты отказы, переносы, отмены. У меня „ушел“ корпоратив на 200 человек, очень неплохо можно было заработать. Но увы — заболел гендиректор, повально стал болеть весь офис, и ребята решили отказаться, коронавирус в этом году подкосил многих клиентов. Филиалы многих федеральных компаний тоже в одностороннем порядке рекомендовали не отмечать, и бюджет на мероприятие центр не дал. В итоге сотрудники либо собираются сами узким составом, либо отмечают Новый год в офисе. О том, что нужно будет делать ставку именно на внутренние мероприятия, на офисы, я говорил еще в сентябре.
Весной ивент показал свою зависимость от банкетных площадок, и эта тенденция продолжилась в декабре. В этом году рестораны, банкетные площадки уже закрывали, и не было никакой гарантии, что это не случится снова, когда придет вторая волна и начнутся зимние болячки. Летом нас спасали мероприятия на открытом воздухе, летние веранды, а сейчас зима, холодно. Отрасль в целом теряет. Это если брать в расчет всю индустрию в стране: концерты, спортивные соревнования, частные мероприятия. Да, что-то ушло в онлайн, так тоже проводятся ивенты. Сейчас на коне ребята, которые смогли „переобуться“ и поймать волну. Это, во-первых, большие компании или большие технические команды, у которых есть опыт в корпоративном сегменте, видео-продакшне. Недавно провели онлайн-розыгрыш авто, была открытая трансляция на „Ютубе“. Сделали технически здорово, картинка была шикарная, хотя буквально два-три метра выйди за стойку — это был, по сути, обычный склад. На его базе сделали студию, и получилось очень круто. Многие сетевые компании, крупные коммерческие и госструктуры ушли в онлайн-мероприятия, и они дали новый виток в эволюции нашей сферы. Сейчас готовим такое мероприятие для Москвы и Казани, а трансляцию будем вести из Новосибирска. Вот такая реальность. В то же время понятно, что формат онлайн — это не так привычно русскому человеку, нам все-таки хочется поплясать, попрыгать, покуражить, приобнять начальника отдела кадров в танце — такой он, беспощадный и веселый русский корпоратив!“
Искать новые формы для своей деятельности и в том числе осваивать онлайн-трансляции приходится и известному в Бийске коллективу театра „Куклы-Великаны“.
„Потери сферы развлечений не поддаются подсчетам, многие компании просто вынуждены были закрыться, — комментирует руководитель театра Ольга Бабаева. — „Куклы-Великаны“ тоже переживают очень сложные времена. С сентября 2020 года наш театр выживает только за счет помощи постоянных партнеров и за счет того, что мы можем создавать не только спектакли, но и разные творческие нестандартные объекты. Так, например, в ноябре мы построили в Барнауле студию для онлайн-трансляций, которая успешно работает до сих пор. Экономим на всем, лишь бы сохранить наш уникальный театр. Мне категорически не хочется терять ни одного работника, мне дорог каждый человек, работающий здесь, поэтому мы делаем все, чтобы выжить как творческий коллектив, а не как индивидуальные личности, замкнутые на своих частных интересах. На сегодняшний день у нас один выход — экономить на всем. Сейчас мы работаем как в 90-е годы, без зарплаты, разделяя по-братски на всех то, что удается заработать“.
20% бийчан попытаются обойти запрет?
Читатели „Делового Бийска“ в соцсетях поучаствовали в опросе от редакции. Мы спросили: „Как в этом году пройдет новогодний корпоратив у вас на работе?“. Самым популярным стал вариант „Корпоратив отменили“ — почти 55%, второй по популярности ответ: „Корпоратив пройдет как обычно (но „подпольно“)“ — так ответили около 20% участников опроса. Еще 7% празднуют Новый год в формате онлайн по интернету.
„На самом деле понятно, что проще запретить корпоративы, я в этом плане даже где-то под держу, потому что заразить других на мероприятии вполне реально, никто же не знает, в каком состоянии ты пришел, — считает Алексей Ружников. — Единственный способ — проводить экспресс-тесты каждому участнику корпоратива, так делают в некоторых компаниях, чтобы обезопасить себя. Решение есть, другой вопрос — его цена. Больше всего просел именно корпоративный сегмент, потому что руководителям компаний приходится стоять перед выбором: либо тебе сегодня отметить какой-то грандиозный праздник, а завтра все начнут повально болеть и бизнес полностью прикроется, либо отказаться от праздника, перераспределить финансовые потоки, не идти на риск“.
До 15 декабря посетили корпоративные мероприятия 3,5% проголосовавших в опросе „Делового Бийска“ — попасть под запрет они не успели. Такое решение было еще одним выходом из ситуации с ограничениями.
„В этом году пиковым числом для празднования Нового года в Алтайском крае стало 12 декабря, — рассказывает Алексей, — поскольку корпоративы были официально запрещены в регионе с 15 декабря по 15 января. И как только вышел указ Томенко, мероприятия стали стихийно переносить на более ранние даты. Одна из компаний мощно отгуляла корпоратив 12 декабря в Белокурихе — под запрет они не попали. Часть корпоративов действительно ушли в подполье — это стопроцентно, потому что у нас не Европа, не Америка, у нас менталитет. Русский человек не проводить год (а этот год тем более) точно не может. Понятно, что кто-то боится и перестраховывается: чаще всего это руководители бизнеса, где идет какое-то бесперебойное производство, пищевики, строители. Им не хочется, чтобы через 2–3 дня после корпоратива не вышла половина сотрудников на работу и они бы не знали, что с этим делать. Бывает, что люди вообще отказываются от формата. Не потому, что не хотят праздника. На самом деле стали бояться. Во вторую волну коронавирус коснулся действительно многих из нашего окружения — и знакомых и родных. Я тоже переболел — это, слава богу, случилось в сентябре, теперь не так сильно переживаю. Поменялась немного психология. Понятно, что многие хотят отметить: да, не разрешает руководство, люди уходят „в подполье“, организовываются малыми группами. Где проходят такие корпоративы — предполагаю, но не скажу. От 15 до 30 человек — сейчас очень популярные запросы“.
Рестораны теряют миллионы
По мнению Алексея Ружникова, антиковидные ограничения, введенные на Новый год, больнее всего отразились на больших ресторанах, которые традиционно делают ставку на праздничные банкеты, в том числе „солянки“, когда одновременно отмечают несколько компаний, больших и маленьких.
„Рестораны традиционно зарабатывают в предновогодние выходные, в этом году они выпадают на 25–26 декабря. Залы могли собирать до двухсот человек на „солянки“. В больших ресторанах мы проводили мероприятия на 250–400 человек, со средним чеком даже в 2500–3000 рублей на персону, можно представить, какая там валовая прибыль. Не забывайте, что ивент — это не только шоу-балеты и ведущие, это и те, кто вкусно кормит, создает атмосферу, включает приборы, убирает все последствия праздника. Ведущие и артисты — это только видимая верхушка праздничного айсберга. И в нынешних условиях он конкретно тает“.
Цифрами поделились в ресторане „Север“. „Деловому Бийску“ рассказали, что обычно новогодние мероприятия проходят у них как минимум в течение 10 дней. При этом на банкетах бывает по 100–120 человек, стоимость за одного гостя составляет 2500 рублей. Получается, что за новогодние праздники ресторан недополучит 2,5–3 млн рублей. Корпоративы здесь традиционно отмечают такие бийские компании, как ООО ПМП „Металлургмонтаж“, ФНПЦ „Алтай“, ИПХЭТ СО РАН, АО „Источник Плюс“, несколько крупных пивных домов. Помимо запрета проводить массовые мероприятия, функционирование предприятий общественного питания в Алтайском крае ограничено по времени: работать можно с 6:00 до 23:00. Тем не менее именно отмена корпоративов, банкетов ударила по организациям этой сферы наиболее ощутимо.
С подобными сложностями сталкиваются и другие регионы. Так, еще более жесткие ограничения были введены на Новый год в Санкт-Петербурге: в течение пяти дней все кафе и рестораны предписывалось полностью закрыть, а с 25 декабря ограничить их работу до 19:00. Рестораторы восприняли ограничения в штыки: появилась „Карта сопротивления“ со списком кафе и ресторанов, которые заявили, что в новогодние дни будут работать, несмотря на запрет, в том числе за закрытыми дверьми. Иначе бизнесу просто не выжить. В итоге состоялся диалог с властями: коронавирусные ограничения могут быть смягчены, когда уменьшится число заболевших.
Дед Мороз поздравит со сцены
В указе губернатора, ограничивающем проведение новогодних мероприятий в Алтайском крае, есть ряд исключений. Можно проводить детские утренники в рамках одного класса или группы, но без присутствия родителей. Разрешается деятельность кинотеатров (в области демонстрации кинофильмов), основная деятельность концертных залов и театров (кроме концертных площадок на предприятиях общественного питания). В городском Дворце культуры Бийска, как обычно, установили новогоднюю ель. Да, в этом году хороводов вокруг нее не будет — тем не менее от настроения праздника в ГДК не отказываются.
„Конечно, очень грустно, что в Новый год дети не могут быть на 100% счастливы, — комментирует Людмила Гребенщикова, режиссер массовых мероприятий городского Дворца культуры, — и нам жаль, мы хотели бы дарить улыбки. Утренников в этом году не будет, тем не менее мы ждем зрителей на сказочный спектакль от театра „Куклы-Великаны“, премьера которого состоится 27 декабря“. На новогодних сказках „Кукол-Великанов“ выросло не одно поколение бийчан, 27 лет подряд их можно было увидеть в ДК БОЗ. В 2015 году театр поменял место жительства и с тех пор целых пять лет не играл новогодние сказки в Бийске. Новогоднюю кампанию 2021 года „Куклы-Великаны“ должны были проводить в Барнауле, вели переговоры с другими крупными площадками Сибири, но из-за пандемии все это осталось лишь в планах.
„Зато в этом году мы играем спектакли для бийского зрителя. Это будет волшебная новогодняя сказка. В представлении участвуют 17 кукол-великанов и еще 25 персонажей разных сказок, — рассказывает Ольга Бабаева. — Музыкальный спектакль так и называется — „Фабрика сказок“. Советую ни в коем случае его не пропустить. Во-первых, лишать ребенка праздника нельзя. Во-вторых, в концертном зале ГДК возможно обеспечить все положенные меры безопасности. Я уверена, что поход на спектакль сможет заменить все утренники и подарить новогоднее настроение. Театр „Куклы-Великаны“ всегда славился яркими, зрелищными сказками, а в этом году представление будет по-настоящему особенным. В спектакле соединяется все: и встреча с Дедом Морозом и Снегурочкой, и интерактивные игры в безопасном пространстве, и веселая, поучительная новогодняя сказка“.
Как поделилась Людмила Гребенщикова, под антиковидные ограничения попал традиционный фестиваль „Волшебная свирель“ — к нему долго готовились, ожидалось более 500 участников из разных районов Алтайского края, однако событие пришлось отменить. На январь планы в ГДК пока не строят, компании тоже не спешат бронировать даты — например, праздник здесь собирается провести Бийская епархия, но пока сложно сказать, когда это можно будет сделать. Дворец культуры и спорта Бийского олеумного завода пока не планирует проводить никаких мероприятий в новогодние праздники. В том числе не будет торжественного открытия ледового городка и традиционной новогодней сказки. Праздничный концерт сейчас записывают на видео — его можно будет посмотреть в социальных сетях.
В Бийском драматическом театре детские спектакли планируется проводить без привычных хороводов и программы у елки, с учетом ограничений. Здесь каждый год бывает очень много организованных детских групп, в том числе от предприятий — отсутствие возможности принять их существенно сократит доход театра, и так ограниченный по причине того, что собрать полный зал на спектакли нельзя — рассадка зрителей в целях профилактики коронавирусной инфекции должна быть в шахматном порядке.
„Сказка будет обязательно, и обязательно детей поздравят Дед Мороз и Снегурочка, но со сцены, — комментирует директор БДТ Ольга Малявина. — Вечерние спектакли идут как обычно, но с учетом 50% рассадки. В театре есть праздничные фотозоны, можно сфотографироваться, новогоднее настроение мы стараемся создавать. Да, стихотворение Деду Морозу в привычной форме уже не получится рассказать, но в любом случае праздник состоится, спектакль будет. Для детей мы подготовили новую сказку, премьеры в принципе всегда интересны. „Сказка про любовь, или Как Иван-царевич невесту искал“ — добрая, волшебная, с юмором, с традиционными русскими героями и, конечно, с Дедом Морозом и Снегурочкой, которые в конце детей поздравят со сцены. Для взрослого зрителя у нас идет вечерний спектакль „Ночь перед Рождеством“, так что есть возможность именно с помощью искусства подарить себе новогоднее настроение“.
Анна Наседкина