Найти тему

Кто не ушел ко дну, того ждет наводнение

У Анны Болавой вышел очередной роман, последний в трилогии. Такое ощущение, что названия частей трилогии — это задание на падежную сочетаемость предлогов в чешском языке: «Во тьму» (Do tmy), «Ко дну» (Ke dnu) и, наконец, «Перед наводнением» (Před povodní).

Анна Болава. Источник: luxor.cz
Анна Болава. Источник: luxor.cz

В последнем романе трилогии мы снова возвращаемся в южночешский городок Ржечовице: после летней «Тьмы» и осеннего «Дна» наступает весна. Правда, здесь мы почти уже не встречаем персонажей из первой части. Разве что Милушку, двоюродную сестру Анны Бартаковой, которая готовится к свадьбе, и ее полубезумную мать. И вообще кажется, что идея создания трилогии появилась у Болавой в процессе работы над второй частью: «Во тьму» так и осталась стоять особняком, а вот третья часть явно задумывалась как продолжение второй.

Уже в романе «Ко дну» у читателя появлялись вопросы, которые требовали ответа. Зачем Гана Стрнадова решила вернуться со своей матерью в свой родной городок? Почему ей кажется, что в доме, кроме них двоих, есть кто-то еще? Что это за незваный гость? На все свои вопросы мы получим ответы в третьей части. И в этом-то, наверное, она и отличается от романа «Во тьму»: здесь расставлены все точки и тире и не остается никакой неопределенности.

Обложка чешского издания романа
Обложка чешского издания романа

Болава при встрече говорила, что она «в прошлых книгах дозировала фантастическое начало, но третья книга будет полностью создана в этом ключе». Действительно, если в первой части фантастическое мерцало, то здесь оно бьет обухом по голове. И если в первой части можно было найти отголоски «Слишком шумного одиночества» Грабала, то «Перед наводнением» — это явный кивок в сторону романа Милоша Урбана «Водяной» (только в роли девушки, соблазненной водяным, выступает мать Ганы Стрнадовой).

В своей трилогии Болава постепенно смещается от повествования в первом лице к повествованию в третьем лице: если роман «Во тьму» написан от лица Анны Бартаковой, а в романе «Ко дну» фрагменты дневника Ганы Стрнадовой чередуются с рассказом неназванного повествователя, то в книге «Перед наводнением» мы за всеми персонажами наблюдаем со стороны. Зато здесь Болава придумала новую фишку: каждая из частей романа (их всего четыре) завершается фрагментом эпилога, с такого фрагмента начинается и сам роман. По этим фрагментам постепенно начинаешь понимать, чем дело-то кончится. И только с последним куском эпилога (в финале романа) паззл складывается окончательно, и выясняется — не то мы себе напредставляли.

Городок Водняны, послуживший прототипом Ржечовице, во время наводнения 2002 года. Источник: ČTK
Городок Водняны, послуживший прототипом Ржечовице, во время наводнения 2002 года. Источник: ČTK

И все-таки Болава в романе «Перед наводнением» не изменяет себе: здесь опять героиня, которая всем своим телом проживает перемены, происходящие в природе (и даже ими управляет), здесь персонажам нездоровится так, что нам самим становится нехорошо, и без загадочного убийства здесь снова не обошлось. Но, честное слово, зачем читателю после всей этой встряски мелодраматичная концовка?