Найти тему
Анна Приходько

Отец нашёл жениха для Зои

"Зоя" 8 / глава 7 / начало

Друзья договорились о встрече на собрании. Янек осторожно сунул Макару в рукав толстую кипу листовок.

«Разбросаешь завтра по палубе, - прошептал он. - Постарайся без свидетелей. Остальное потом. И не бери больше на задание сестру. Опасно это, Макар! Если бы я знал, что у тебя есть такая сестра, давно выкрал бы её, увёз в Польшу и женился бы на ней. Но у товарищей не крадут, так что не бойся».

Янек с улыбкой смотрел на Зою, а она только иногда украдкой. Один раз их взгляды встретились, и Зоя уже не смогла отвести глаз от нового знакомого. Отвлеклась, когда Макар поводил перед лицом рукой.

По дороге домой Зоя спросила у Макара, откуда он знает Янека.

Брат рассказал, что познакомился с ним, когда из Саратова прибыл в Ростов.

В пути простудился. Когда шёл устраиваться на работу в порт, потерял сознание от высокой температуры. Помнил только то, что несколько раз приходил в себя, и вокруг было много людей, а потом очнулся один в светлой комнате на белых простынях.

Вскочил, оглядывался по сторонам. Подумал, что умер и попал в рай. А потом в комнату вошёл парень, а следом за ним женщина. Она говорила на польском:

- W końcu się obudziłem. Zabieraj go stąd, Janek. O mój Boże, jak dobrze, że nie umarł na naszym łóżku. Od razu bym stąd wyjechała (Ну наконец-то очнулся. Всё, Янек, уводи его отсюда. Боже мой, как хорошо, что он не умер на нашей кровати. Я сразу уехала бы отсюда).

- Мама, не пугайте гостя, - произнёс парень.

И обратился к Макару:

- Рад, что ты здоров. Доброго дня, меня зовут Янек. А это пани Анна, моя мать. Это я подобрал тебя на улице и притащил домой. Досталось мне, конечно, ты даже не представляешь как. Скажешь спасибо моему отцу, он врач.

А вот матушка и меня, и тебя, и отца чуть из дома не выгнала. Сама ночевала несколько дней в гостевом доме. Теперь не переедет сюда, пока санитарная служба всё не обработает. Но ты не обращай внимания. Она на самом деле добрая, но очень брезгливая. Зовут-то тебя как?

- Я Макар. Спасибо за помощь, Янек. Я даже не знаю, как тебя отблагодарить.

- Ещё будет время. Ты есть хочешь?

Макар был очень голоден, но вежливо отказался.

- Нееет, - произнёс Янек, - без еды тебя не отпущу. Пообедай со мной и пойдёшь туда, куда шёл. Ты приезжий?

- Да, - кивнул Макар. – Я из Саратова, приехал устраиваться на работу в порт.

Пани Анна срывала с кровати простыни и шептала зловеще:

- Spalić, wszystko spalić (Сжечь, всё сжечь).

Макару было не по себе. Он, следуя за Янеком, вышел из комнаты. Оказался в другом просторном помещении с большим обеденным столом. На блюде в центре стола стояла тарелка с запечённой уткой, вокруг была разложена варёная репа. От запаха еды кружилась голова, но садиться за стол Макар наотрез отказался.

Он представил себе, как пани Анна бьёт посуду, из которой ел неугодный гость, как ломает стул, на котором он сидел. И, увидев дверь, выбежал из квартиры. Янек побежал за ним. Догнал, схватил за рубаху.

- Ты чего убегаешь? – возмущённо произнёс он. – Голодный же, как волк! Пока устроишься, пока расположишься, может и месяц пройти. А без денег еды ты не добудешь, поэтому возвращайся. Это приказ!

Макар подумал, что Янек прав, и, нехотя, пошёл за ним.

За столом они уже беседовали как давние знакомые. Янек рассказывал о том, что родители каждый день уезжают в Варшаву, но в самый последний момент отец передумывает. Много о чём говорили. От нового знакомого Макар узнал про революционное движение.

Янек рассказывал об этом с таким восторгом, что Макар заинтересовался. А через несколько дней пошёл на первое собрание единомышленников. О том, что эти сходки запрещены, он догадался сразу. Поначалу боялся, что их рассекретят, а потом привык. Соблюдал осторожность, проверял, нет ли за ним слежки.

А потом Янек перестал приходить на встречи, исчез, словно сквозь землю провалился. Макар подумал, что тот всё-таки отбыл в Польшу. Соратники по общему делу про отсутствующих ничего не сообщали. Несколько раз Макар ходил к дому Янека в надежде увидеть его вновь, а потом и перестал. Кто-то из товарищей по подпольной работе проболтался, что за домом Янека установлена слежка, потому что тот засветился. И Макар перестал туда ходить.

Зоя думала про себя: «Какой, видимо, добрый этот Янек. Помочь вот так на улице упавшему не каждый захочет, ещё и домой привести, в постель белоснежную уложить. И против матушки пойти. Какой же он хороший, мой Янек».

- Но ты, Зоя, - сказал брат, - не вздумай влюбляться в него. А то я уже увидел, как ты на него смотришь. Понимаешь, отец не даст добро, будешь только страдать, поэтому забудь его прямо сейчас.

Но Зоя находилась под впечатлением. Чувства, которые она испытывала, были незнакомы ей. От постоянных мурашек по телу она, кажется, замерзала. Стала задумчивой, не с первого раза откликалась на своё имя. Евдокия Степановна заметила неладное, подошла как-то вечером и сказала в лоб:

- Неужели влюбилась? Ну так придётся разлюбить. Отец нашёл тебе мужа из соответствующей нам семьи. В кого ты там влюбилась? В порту одна чернь и беднота. Выброси из головы, пока не поздно. Уже всё оговорено.

Решили, что познакомитесь на самой свадьбе. Меньше проблем будет. Так что хватит мурашки на себя цеплять. Скажи спасибо, что заранее тебя предупредила. Отец вообще за день до торжества собирался сказать. Но я отговорила его. Платье-то надо пошить. Так уж и быть, выделю денег. Чай не упадём в грязь лицом. Я уже и про швею узнала. На днях пойдём.

Зоя расплакалась после слов мачехи. Замотала головой, выбежала из комнаты.

- Куда, ты, полоумная? – кричала вслед Евдокия Степановна.

А Зоя уже бежала по порту, оглядывалась, искала глазами Янека. И когда увидела его, смотревшего, как отплывает баржа, подбежала. Глянула на него зарёванная.

- Кто обидел мою девочку? - прошептал неожиданно Янек и сильно прижал к себе Зою.

Продолжение здесь

Рассказ "Бобриха" тут (опубликован полностью)