Найти тему
Stories и история

Барокко в России. А какое барокко? Нарышкинское, голицинское, петровское, строгановское, растреллиевское?

Оглавление

Стиль барокко утвердился в европейской архитектуре XVII – первой половины XVIII вв. К особенностям стиля относятся элегантность, симметричность, пышный декор.

В России первые постройки в стиле барокко появились в конце XVII века. Это были небольшие ("домовые") церкви в усадьбах знатных вельмож с элементами барокко. За ними закрепилось название нарышкинское барокко благодаря родственникам Петра I Нарышкиным. В их усадьбах в Москве и Подмосковье впервые стали строить вот такие необычные и очень нарядные церкви:

Церковь Покрова в Филях. Зодчий Яков Бухвостов. 1693-1696 гг.
Церковь Покрова в Филях. Зодчий Яков Бухвостов. 1693-1696 гг.

<подробнее о церкви Покрова в Филях и о нарышкинском стиле в статье и видео>

Церковь Покрова в Филях ВИДЕО

В России барокко приобрело новые, свои черты. Разница прослеживается и в композиции (у нас это ярусные здания, наследие XVII века), и в отделочных материалах. Так, в Европе для отделки здания применяли камень, его никогда не красили и не белили. Камень красив сам по себе. В России для отделки применялись штукатурка или гипс, их обязательно красили. Потому-то здания русского барокко так необычны итак радуют глаз. Стены красились в красный, голубой, желтый, персиковый, розовый цвета, декор выбеливался.

На основе европейского барокко на русской почве возникли новые стили: голицынское, строгановское, нарышкинское, петровское барокко. Их названия - от фамилий семей, возводивших здания. Ну и, конечно, каждый их стилей обладал какими-то своими особенностями.

Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра I. Заказчик церкви Покрова в Филях.                   Парсуна XVII в.
Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра I. Заказчик церкви Покрова в Филях. Парсуна XVII в.

Для нарышкинского барокко, как мы видим, характерны равновесие, симметрия, белый декор на розовом или красном фоне.

Для нарышкинского барокко были характерны равновесие, симметрия, белый декор на розовом или красном фоне.

А вот голицинское барокко:

Храм Знамения Богородицы в Дубровицах Подольского района Московской области. Рубеж XVII–XVIII веков. Об этом храме известно только, что воздвиг его воспитателем Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. Была история: князя оклеветали  перед молодым Петром I, после чего он удалился в деревню; а в 1690 году царь вызвал его в Москву, и тогда он и начал возводить этот храм в знак примирения с царем. В закладке храма участвовал и молодой царь Петр.
Храм Знамения Богородицы в Дубровицах Подольского района Московской области. Рубеж XVII–XVIII веков. Об этом храме известно только, что воздвиг его воспитателем Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. Была история: князя оклеветали перед молодым Петром I, после чего он удалился в деревню; а в 1690 году царь вызвал его в Москву, и тогда он и начал возводить этот храм в знак примирения с царем. В закладке храма участвовал и молодой царь Петр.
Питер ван дер Верф. Портрет Петра I, 1690-е гг.
Питер ван дер Верф. Портрет Петра I, 1690-е гг.

Борис Голицин - сторонник европеизации, в архитектуре, считал, следует придерживаться барочной традиции и ориентироваться на итальянские образцы. Отличительные черты голицынских построек - пластичность, сложность форм, богатый скульптурный декор и резной орнамент.

Голицынские постройки отличает пластичность, сложность форм, богатый скульптурный декор и резной орнамент.

К сожалению, голицынский стиль ограничился двумя постройками и не получил дальнейшего развития в России. Уж очень выделялись голицинские здания среди московских построек того времени, какими-то они были... ну уж совсем европейскими, без местного колорита.

Нарышкинский и голицинский стили еще называют московским барокко.

Строгановское барокко - это здания (их 5), построенные по заказу русского промышленника и финансиста Григория Дмитриевича Строганова. Строились они в начале XVIII в. Строганов сам подбирал зодчих. Предположительно, строительство велось выполнены по эскизам крепостного мастера С.Д. Нарыкова.

Строгановское барокко - это пятиглавые церкви (по русской традиции) с богатым барочным декором.

Вот, например:

Рождественская церковь Собора Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде. Строилась в 1696-1719 гг.
Рождественская церковь Собора Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде. Строилась в 1696-1719 гг.

Красиво? Теперь обратимся к более строгому петровскому барокко. По приглашению Петра I над постройками работают архитекторы из разных стран: Доменико Андреа Трезини, Жан-Батист Александр Леблон, Джованни Мария Фонтана, Никола Микетти, Андреас Шлютер, Георг Иоганн Маттарнови. Петербургская архитектура развивается под влиянием европейских традиций. Да и здания Петр возводит светские, что дополнительно позволяет уйти от принятого у нас византийского канона.

Здание государственных коллегий. Архитекторы: Доменико Трезини, Теодор Швертфегер. 1722—1742 гг. Петр I распорядился так выстроить здание, чтобы каждая коллегия занимала отдельное здание, но при этом в любое из них можно было пройти из предыдущего. Сейчас здание Двенадцати коллегий принадлежит Санкт-Петербургскому университету.                                                                                                                       Легенда: почему здания расположены не параллельно, а перпендикулярно набережной. Строительство Петр поручил Меншикову, а в награду пообещал отдать Меншикову всю оставшуюся после строительства землю. Вот тот и поэкономил: расположил здания поперек набережной, и земли ему осталось много... Петр I, рассказывают, рассердился, но уж делать было нечего. Обещал так обещал.
Здание государственных коллегий. Архитекторы: Доменико Трезини, Теодор Швертфегер. 1722—1742 гг. Петр I распорядился так выстроить здание, чтобы каждая коллегия занимала отдельное здание, но при этом в любое из них можно было пройти из предыдущего. Сейчас здание Двенадцати коллегий принадлежит Санкт-Петербургскому университету. Легенда: почему здания расположены не параллельно, а перпендикулярно набережной. Строительство Петр поручил Меншикову, а в награду пообещал отдать Меншикову всю оставшуюся после строительства землю. Вот тот и поэкономил: расположил здания поперек набережной, и земли ему осталось много... Петр I, рассказывают, рассердился, но уж делать было нечего. Обещал так обещал.

Особенности петровского барокко: простые формы, строгий декор, четкие вертикальные и горизонтальные линии. Фасад этих зданий двухцветный, окна большие застекленные, кровля фигурная.

Петровское барокко отличали простые формы, строгий декор, четкие вертикальные и горизонтальные линии, двухцветных фасад.

Вершиной барочной архитектуры в России являлось елизаветинское, или растреллиевское барокко. Елизавета Петровна правила в 1741-1761 гг. В России в этот период работал итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, большинство барочных построек выполнено им.

Это время строительства самых знаменитых дворцов в Санкт-Петербурге и Москве. Такое барокко мы найдем только в столицах, в провинции оно не получило развития (масштабы не те).

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (Эрмитаж). Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. 1754-1762 гг.
Зимний дворец в Санкт-Петербурге (Эрмитаж). Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. 1754-1762 гг.

Это большие, масштабные дворцы. Дополнительный объем фасадам придают выступающие колонны, пилястры, балконы. Здание отличает пышный декор.

Елизаветинское барокко отличает масштабность. Фасады украшены колоннами, пилястрами, балконами, пышным декором.

Интерьеры дворцов впечатляют высоченными окнами, золоченым декором, зеркалами и картинами на стенах.

Иорданская лестница в Зимнем дворце.
Иорданская лестница в Зимнем дворце.

С середины XVIII века барочные постройки потихонечку приобретают черты стиля рококо, а еще четверть века спустя им на смену приходит классицизм.

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал в ДЗЕНе!