Найти тему
Шагающий экскаватор

Рецензия: Оноре де Бальзак, «Шагреневая кожа»

Оглавление

Страниц: 350

Оценка: 8/10

И всё же мне не очень нравится читать классику: всё такое тягучее, медленное. Слог витиеватый, полный излишеств. Слишком много исторического контекста. Однако классика есть классика, это основа, на которой зиждятся многие произведения.

Раньше я Бальзака никогда не читала, и мне почему-то казалось, что по уровню повествования и слога он будет зубодробителен как... Кант? Не знаю, почему такие мысли.

Для начала разберёмся, что же такое — эта шагреневая кожа? Начнём с ударения: шагре́невая. Шагре́нь — это кожа с ярко выраженной текстурой. Бывает ослиная, конская, козлиная — в общем, на ваш вкус. Я почему-то думала, что шагреневая кожа — это кожное заболевание, и повествование будет о герое с ним.

А оказалось, что роман сосредоточен вокруг маленького кусочка шагрени. Тот попал в руки главного героя Рафаэля де Валантена при необычных обстоятельствах: юноша пошёл топиться в Сене, но увидал лавку древностей. Там ему и попалась на глаза эта пресловутая шагреневая кожа. По словам антиквара, она способна исполнять желания.

На ней начертаны такие слова:

Обладая мною, ты будешь обладать
всем, но жизнь твоя будет принадлежать
мне. Так угодно богу. Желай — и желания
твои будут исполнены. Но соизмеряй
свои желания со своей
жизнью. Она — здесь. При
каждом желании я буду
убывать, как твои дни.
Хочешь владеть мною?
Бери. Бог тебя
услышит.
Да будет
так!

Поначалу Рафаэль не верит: что это за чудеса такие, противоречащие науке! Однако в этот же вечер его шуточно загаданные желания начали сбываться. И всё бы хорошо: весь мир у твоих ног, успевай только придумывать желания. Но реальность оказалась сложнее: каждый раз, когда Рафаэль что-то загадывает, кусочек кожи уменьшается. Когда юноша это осознаёт, он понимает: его жизнь закончится вместе с кусочком кожи, поэтому он стал опасаться и слова лишнего сказать.

Главная мораль романа — за всё в жизни нужно платить, и ничто даром не даётся. Рафаэль сначала обретает всё, чтобы потом это «всё» потерять.

Мне не понравилось, что все герои кроме возлюбленной де Валантена Полины отталкивают. Сам Рафаэль эгоистичен и много о себе мнит: лучше всего это проявляется в его диалоге с другим предметом воздыхания, Феодорой. Он признаётся ей в любви и раскрывает, что беден как церковная мышь, и ухаживания за Феодорой дорого ему обошлись.

— Помните тот день, когда вы решили пойти в Жимназ без меня, думая, что не встретитесь там со мною?.. Я отдал последнее экю, чтобы увидеться с вами… Вам памятна наша прогулка в Зоологический сад? Все свои деньги я истратил на карету для вас...
— Если бы я знала… — сказала она.
— Не договаривайте! — воскликнул я. — Пока я еще люблю достаточно сильно, чтобы убить вас…
Она схватилась было за шнур сонетки. Я рассмеялся.
— Звать не к чему, — продолжал я. — Я не помешаю вам мирно кончить дни свои. Убивать вас — значило бы плохо понимать голос ненависти! Не бойтесь насилия: я провел у вашей постели всю ночь и не…
— Как!.. — воскликнула она, покраснев. Но после первого движения, которым она была обязана стыдливости, свойственной каждой женщине, даже самой бесчувственной, она смерила меня презрительным взглядом и сказала:
— Вам, вероятно, было очень холодно!
— Вы думаете, для меня так драгоценна ваша красота? — сказал я, угадывая волновавшие ее мысли. — Ваше лицо для меня — обетование души, еще более прекрасной, чем ваше тело. Ведь мужчины, которые видят в женщине только женщину, каждый вечер могут покупать одалисок, достойных сераля, и за недорогую цену наслаждаться их ласками… Но я был честолюбив, сердце к сердцу хотел я жить с вами, а сердца-то у вас и нет! Теперь я это знаю. Я убил бы мужчину, которому вы отдались бы. Но нет, ведь его вы любили бы, смерть его, может быть, причинила бы вам горе… Как я страдаю! — вскричал я.
— Если подобное обещание способно вас утешить, — сказала она весело, — могу вас уверить, что я не буду принадлежать никому…
— Вы оскорбляете самого бога и будете за это наказаны! — прервал я.

Видите этот эгоистичный, напыщенный тон? Рафаэль резко изменил манеру речи, получив отказ. Сначала он пресмыкался перед девушкой, тратил на неё последние деньги. Но как только ему дали от ворот поворот — так сразу начал обвинять Феодору и угрожать ей.

Сама Феодора — изнеженная богатая артистократка — не вызывает симпатии до этого диалога. Она холодна и избалована, удовольствие ей приносят только вульгарные приёмы по вечерам и толпы поклонников. Но при последнем общении с Рафаэлем она ведёт себя достойно: понимает его, но не даёт себя оскорблять.

Другой яркий герой, которого я уже упомянула — Полина. Тихая и нежная девушка. Её мать сдавала комнату Рафаэлю, пока тот был беден, пытался написать научную работу и волочился за Феодорой. Полина исподтишка помогала юноше: убиралась в его комнате, подкладывала деньги, которые с трудом зарабатывала. Любила его до того, как он благодаря шагреневой коже стал богат.

Самый неприятный момент для меня — когда Рафаэль узнал, что ему досталось огромное наследство от дальнего родственника. Не без помощи шагреневой кожи, конечно. На него тут же набросились собеседники, подобно стервятникам. Хоть сами герои и говорят, что шутят, но речи их с гнильцой. Вот, посмотрите:

— Ах, миленький Рафаэль, я хочу жемчужный убор! — вскричала Евфрасия.
— Если он человек благородный, он подарит мне две кареты и отличных, быстрых лошадей, — сказала Акилина.
— Пожелайте мне сто тысяч ливров дохода!
— Кашемировую шаль!
— Заплатите мои долги!
— Нашлите апоплексию на моего дядюшку, отчаянного скрягу!
— Рафаэль, десять тысяч ливров дохода — и мы с тобой в расчете.

Это омут, полный отрицательных, не вызывающих симпатии персонажей. Хоть главная мысль и ясна — ничто не даётся даром, — Рафаэлю как-то сложно сочувствовать. Скорее хочется сказать: «И поделом тебе». Это отличное наказание за его эгоистичное и тщеславное поведение.

Но есть и положительные моменты!

  • Идея сама по себе хороша.
  • Герои яркие, их характеры для прозы тех времён достаточно хорошо прописаны. Они вызывают эмоции — пусть и негативные.
  • Сюжет пусть и развивается медленно, но построен грамотно и оканчивается идеально. Описанная история полная и завершённая, нет ощущения недосказанности.
  • Названия глав великолепны: «Талисман», «Женщина без сердца», «Агония». Они идеально подходят содержанию.

Что же по итогу? Книга одновременно нравится и отталкивает. Идея отличная, исполнение тоже неплохое. Но с другой стороны, много бы я потеряла, не прочитав её? Не думаю. Какого-то удовольствия она мне особо не принесла, а это для меня решающий фактор.