Вчера я рассказывала о "Щелкунчике" Нуриева. А сегодня — несколько слов о моей самой любимой постановке балета. Итак, Большой театр, постановка Григоровича, солируют Максимова и Васильев.
Знаете, если смотреть два этих спектакля друг за другом, вспоминается слышанная в одном интервью история. Во время тех европейских гастролей Большого театра, когда звезды нашего балета добились встречи с Нуриевым, Васильев и Нуриев начали обсуждать, кто сколько спектаклей танцует в неделю. И у Васильева, если мне не изменяет память, получилось максимум 2, а у его коллеги, ставшего европейцем, - какое-то астрономическое число. "Как у тебя получается?!" - спросил Васильев, а Нуриев снисходительно улыбнулся и дружески посоветовал: "Так ты не выкладывайся на каждом-то спектакле". Целее, мол, будешь...
Так вот. Два "Щелкунчика" идеально иллюстрируют всю разницу этих двух позиций.
Для Нуриева-танцовщика это проходной спектакль. В партии Принца он техничен, аккуратен и холоден. По отношению к Кларе (Мерль Парк) - галантен, не более того. Васильев и Максимова танцуют так, словно они последний раз на сцене, проживая жизнь своих героев.
Сказка Нуриева - о красивом сне девочки Клары, ставшем наградой за ее доброту. А спектакль Григоровича - о любви и преображении через любовь. Преображается Щелкунчик, и в лучах его рыцарственной заботы и восхищения расцветает, становясь принцессой, Маша.
И каждый раз в финале перед нами - чудо преображения девочки в девушку.
Григорович любит смелые и эффектные поддержки. Он очень по-русски, не боясь "перебрать", расставляет эмоциональные акценты, благодаря чему гран па-де-де во втором акте производит колоссальное впечатление.
Он наделяет каждого персонажа емкой и яркой хореографической характеристикой.
В дивертисменте ни на миг не забываешь, что танцы исполняются куклами: китайцы и пастушки - явно фарфоровые, трепак исполняется мягкими, чуть развинченными,"тряпичными" движениями, в танце кофе перед нами индийские статуэтки на шарнирах.
Как всегда в то время, Григорович максимально уходит от пантомимы. За его "Щелкунчиком" интересно следить, несмотря на сравнительно аскетичную сценографию.
Хотя, возможно, дети больше потянутся к яркому затейливому спектаклю Нуриева и только с возрастом оценят филигранную прелесть постановки Григоровича.
...А еще я - я лично - люблю этот спектакль за то, что Екатерина Максимова и Владимир Васильев сделали его гимном верности и преодолению.
Всего два года прошло с возвращения Максимовой на сцену после тяжелой болезни. Возвращения, которое произошло благодаря ее мужеству и упорству и его заботе и любви.
Бывает и такое. Когда им на поклоне бросают цветы, и он, стоя на коленях, собирает их и вкладывает ей в руки, это нечто большее, чем просто следование образу и красивый жест. И когда им выносят огромные букеты, и он немедленно подходит к ней, и отдает ей свой, и она стоит, такая маленькая, хрупкая, вся в охапках своих и его цветов...
...тогда еще больше понимаешь, почему они танцуют так.
--
<<Следующий пост | Предыдущий пост>>
На сегодня все! Спасибо, что читаете мои статьи. Удобный путеводитель по моим публикациям здесь . Подписывайтесь на мой канал . И заодно узнавайте новые театральные истории и ответы на свои вопросы о театре.