Рассказ про Жанну
Светлана сидела в кафе и ждала подругу. Ольга пришла хмурая и озабоченная.
─ Привет что-то случилось? ─ встревожилась Света.
─ Да, ─ Оля махнула рукой. ─ У меня же теперь только одна проблема, это Леночка и малыш. Я вот смотрю, как пристроилась Лера и думаю, как же ей повезло. Она дурочка не понимает своего счастья, что осталась без Миши. Внучка растёт в спокойствии и такая улыбчивая, я к ней прихожу, душой отдыхаю.
─ А что у Лены? ─ участливо поинтересовалась Светлана.
Ольга вздохнула, открыла меню и, помолчав минуту ответила:
─ У меня сердце кровью обливается, как Миша её унижает. Она на привидение похожа стала, малыш нервный, спит плохо, она просто не вытягивает всё это, а сынок мой себя барином чувствует, в её квартире, между прочим. Жалко девочку, а я не знаю, как ей сказать, что я готова помогать. Вернее именно ей я помогаю, вот отгул же брала на неделе, сидела с внуком, а она сходила в парикмахерскую и к зубному. Я ей говорю, что если тебе плохо, то ты мне только скажи, а она отвечает, что у них всё прекрасно.
Подошедший официант прервал разговор подруг на несколько минут.
─ А как он её унижает? ─ Света не очень понимала, что не устраивает подругу.
─ Он её постоянно тыкает то грязными полами, хотя у девочки чистота почти стерильная, он же сам приходит в грязной обуви, может, не разуваясь пройти на кухню, а потом ей же выговаривает. Недавно сказал, что она сидит у него на шее. Сказал это при мне, я попыталась сказать, что вообще-то он живёт в её квартире, он знаешь, что мне ответил?
Света вопросительно смотрела на Олю.
─ Он сказал, что вообще надо на него эту квартиру переписать, чтобы было правильно, а я могу тут вообще больше не появляться, если не буду на его стороне.
─ И Лена всё это слышала? Как он с тобой разговаривает? ─ Светлана удивлённо смотрела на подругу.
─ Нет, свои угрозы он мне прошептал громко, но только мне, ─ Ольга горько усмехнулась. ─ Я его сама немного боюсь. И как у нас такой монстр получился?
─ Ты же говорила, что, такое как у Миши от родителей не зависит, ─ напомнила Света недавний разговор, где они вскользь упоминали некоторые особенности психики Михаила.
─ Во-первых мы можем только предполагать, что у Миши именно тот диагноз, у нас его даже не выявляют. Это наш знакомый психиатр очень любознательный товарищ, который читает литературу своих зарубежных коллег. И это он мне с моих же слов предположил, что у Миши отсутствует эмпатия, я и слово-то это раньше не слышала никогда. Так вот, мой сын не умеет сочувствовать, сопереживать, любить ─ у него просто нет этого отдела в голове, который отвечает за эти чувства. И от этого мне страшно. Но ты знаешь, мне немного легче осознавать, что это не наша вина, чем, если бы мы его таким вырастили. Хотя, утешение это слабое.
─ Не уметь любить ─ это как?
─ А вот так, ─ Ольга кашлянула, ─ я сама не представляю как, если честно. Свет, самое страшное, что Лена его любит очень. Просто вот жизнь за него готова отдать, оправдывает все его действия и обидные слова. Винит себя во всём, и не видит, что он об неё ноги вытирает. На это так больно смотреть.
Они помолчали с минуту, а потом Ольга спросила:
─ Свет, а что я всё про свои проблемы-то? Как там твоя дочка-то на юге?
─ Ой, ─ Светлана заулыбалась. ─ Да хорошо у неё всё, тут рассказывала про случай, к ней такой кавалер забавный прицепился, ─ и Света пересказала подруге то, что ей дочка про Матвея с маменькой рассказывала.
─ Вот у тебя дочь молодец, ─ радостно ответила Оля. ─ Правильно, не надо нам таких Мотенек с маменьками. Господи, и ведь есть такие, и дурочки, которые на это ведутся, тоже есть. К счастью это не твоя Жанна.
─ Да уж. Она мне по телефону рассказывала и даже смеялась.
─ Ну и хорошо, что всё удачно завершилось, ─ Оля после рассказа явно повеселела. ─ В Казахстан не передумали ехать?
─ Нет, ─ Света улыбнулась. ─ Жанна хочет туда съездить, а я думаю, ну и пусть. Она там родилась, для неё это место родное. Раз душа просит, значит надо ехать.
─ Конечно надо. Слушай, Свет, а дом твоего мужа, куда после его смерти делся, или он у вас не свой был?
─ Дом мужу принадлежал, думаю, родители Азата его продали после нашего отъезда.
─ А там ведь и твоя доля была и Жаннина, ─ Оля серьёзно посмотрела на подругу.
─ Была, ─ вздохнула Света. ─ Да не драться же мне с ними. Мы уезжали оттуда в таком поганом настрое. К русским вообще там было такое гаденькое отношение, чуть ли не в спину плевали. Там было не до денег. Я только машину продала нашу, чтобы иметь возможность улететь сюда. Иногда там было просто страшно. Когда в тебя сыпятся проклятия, а ты ещё и от потери не оправился… В общем, вспоминать даже сейчас не хочется, ─ Светлана махнула рукой.
─ Тогда и не будем, ─ Оля улыбнулась. ─ Буду ждать вас из Казахстана, даже интересно, как там всё сейчас, и как вас встретят.
─ Мне тоже интересно, правда, немного страшно, ─ призналась Света.
─ Всё будет хорошо, я уверена, ─ оптимизм Ольги всегда поражал, и внушал веру в лучшее.