Сначала о фильме. Во-первых картина была снята в 1979 году под эгидой New World Pictures Роджера Кормана. Снял вещицу Льюис Тиг – ученик Кормана, по традиции за копейки. Все это дело, по одному из ранних сценариев Сэйлза. Это был дебют Тига в полнометражном кино. Факты эти, как бы намекают на эксплуатационный характер картины, однако результат у Тига вышел куда солидней вложенных 400тыс, и хоть фильм и не стал кассовым хитом (чем огорчил дядю Кормана), но был все же замечен. К примеру, Тарантино считал сценарий «Lady in Red», вообще лучшим что было написано для эксплуатации. А написано и снято на тему «врага общества №1» было не мало, и до и после. Это потому что история Диллинджера и «Женщины в красном», в Америке, будет по популярней чем у нас история Леньки Пантелеева и Соньки Золотой Ручки. Ведь к раскрутке истории о «враге общества №1» были причастны не только пресса и народная молва, но и сам Гувер, озабоченный субсидированием недавно созданного ФБР.
Вернемся к сюжету. Вся история «Lady in Red», рассказывает о вполне реальном персонаже – Полли Франклин, той самой девушке легкого поведения и последней подруге Диллинджера. Именно с Полли, Диллинджер был на том самом киносеансе, после которого его и накрыла ФБР. В результате «врага общества №1» изрешетили пулями, а домыслы, слухи и сплетни затопили не только Чикаго, но и всю страну. Так вот, авторы в фильме не только постарались, довольно дотошно воспроизвести ход событий, но и по возможности оставить запас на вероятные альтернативные версии. Кроме всего этого, в фильме сделана не шуточная попытка подвести историю Полли Франклин, под общий социальный фон 30х годов и даже попытаться ответить на не шуточный вопрос «о социальной основе преступности», и связи ее с коррупцией.
Рассказ идет о дочке набожного фермера, мечтавшей о красивой «голливудской» жизни. Очутившись в Чикаго без гроша, она узнает о всех прелестях большого города. Это обман, преступность, коррупция, тюрьма, проституция и т. п. и надо сказать, что все это передано в фильме довольно колоритно. В итоге, Полли попадает в бордель Аны Сейдж – румынки, находящейся в Штатах на нелегальном положении. На примере функционирования борделя, мы как раз и имеем счастье наблюдать вместе с Полли, весь «чад кутежа» Чикаго в период депрессии. Тут мафия, полиция, ФБР, пресса и банды грабителей банков, смешались в сложный клубок взаимных связей и противоречий.
Центральной фигурой в истории «врага общества» Диллинджера, Полли стала, когда познакомилась с «мистером обещавшим увезти ее в Калифорнию». Чувака опознали как Диллинджера, а навела полицию, та самая Ана Сейдж, по фильму Сейдж и придумала тот самый условный знак – красное платье надетое на Полли. В реальности, правда, в красном платье была она сама и это одно из незначительных допущений в фильме. Сама сцена расстрела на выходе из кинотеатра «Биограф», не только максимально приближена к самым распространенным версиям, но самое главное, передает суть реакцию общества, когда обыватели бросились промокать платки в крови убитого бандита (на самом деле, народ, в погоне за сувенирами, макал в кровь все что придется, и газеты и юбки).
По фильму, Полли так и не поняла, был ли ее бойфренд тем самым Диллинджером, но под воздействием сильного эмоционального стресса, решает принять эстафету и стать еще одним лихим «врагом общества», так сказать, в отместку за все его (общества) обиды. В финале фильма Полли собирает банду, грабит банк мафии, мстит обидчикам и едет таки, в Калифорнию с чемоданом денег.
Не смотря на довольно «голливудский финал», фильм производит реально хорошее впечатление. Действие жесткое и реалистичное, уже в духе неонуара начала восьмидесятых, но и романтичное, в эстетике семидесятых. Можно было бы посчитать, что изрядная часть экранного времени была отдана модному в конце 70х Women in Prison совершенно напрасно, если бы не эпизод с погребением «замученной в застенках» подруги Полли (как оказалось коммунистки). За такую, даже мельком снятую сцену, я готов простить пол часа любого Women in Prison.
Актриса сыгравшая главную роль - Памела Сью Мартин, на мой сугубо субъективный взгляд, выглядела отлично, сдается, что эта роль была Памеле чем-то очень близка. Да и вообще актриса она хорошая и сильно недооцененная. Короче, картину эту «Lady in Red», можно считать очень даже не плохой, особенно с учетом мизерного бюджета, просто удивительно, как им удалось воссоздать все эти интерьеры, автомобили и другой реквизит, за те смешные деньги.
Теперь разберемся, что же было с этим «Красным платьем» в реальности. Считается что банда Диллиннджера, самая крутая и отмороженная банда грабителей эпохи депрессии, однако, если углубится в историю криминала, мы узнаем что таких банд в Америке 30х было 100500 штук, в одном только Чикаго, количество членов банд насчитывало около двух тысяч. Все эти гангстеры составляли довольно разнообразную компанию, от крупных мафиозных группировок, до небольших шаек и были тесно связаны между собой. Диллинджер был всего лишь одним из. То, что именно он «прославился» больше других, ответственен не только Гувер, но и он сам, поскольку старался делать громкие заявления и представляться неким новым Робин Гудом. Да и само собой, ограбление крупных банков, ненавистных гражданами, вызывало симпатию.
Жизнь Диллинджера, это практически сплошная череда ограблений, нападений на участки полиции, тюрьма, побеги и снова ограбления. На счету банды 24 ограбления банков и 4 нападения на участки. Большую роль здесь конечно сыграла удача, наглость и вероятно использование косметической хирургии. Подруги Диллинджера, еще одна горячая тема, обмусоленная со всех сторон. Первой постоянной любовницей и участницей банды, была «Билли» Фрешетт, в апреле 1934 года она была арестована, но Диллинджера не «сдала».
Билли Фрешетт была родом из индейской резервации, из франко-индейской семьи, после того как она отсидела два года, она несколько лет ездила по стране и проводила «творческие вечера», после вернулась на родину и занялась написанием мемуаров, материала хватало, хоть вся эпопея с Диллинджером длилась всего пол года. Она дожила до 61 года и умерла то рака в 1969 году.
«Полли» Гамильтон, Диллинджер повстречал в Чикаго летом 1934 года, говорят, что она была похожа на Билли. Полли была дочерью фермера из Северной Дакоты, еще подростком она сбежала в Чикаго, работала проституткой в борделе Ана Сейдж, урожденной Кампэнаш, переселенки из Румынии. В начале 30х Полли была замужем за полицейским офицером, а уже после развода работала официанткой.
22 июля 1934 года Ана Сейдж позвонила агенту ФБР и предупредила что вечером она, Полли и Диллинджер идут в кинотеатр «Биограф», и что в качестве сигнала она наденет красное платье. На выходе после сеанса, четверо агентов, без предупреждения открыв огонь, застрелили таки Джона Диллинджера, а толпа зевак действительно не расходилась почти всю ночь. На тротуаре даже написали эпитафию:
Stranger, stop and wish me well,
Just a prayer for my soul in Hell.
I was a good fellow, most people said,
Betrayed by a woman all dressed in red.
В которой фигурировало и красное платье, и предательство, и молитва за доброго парня в аду.
Кстати говоря, Сейдж так и не представили обещанный «вид на жительство», и вскоре депортировали в Румынию. После этого поползли слухи о том что убитый вовсе не Джон Диллинджер, а какой-то левый чувак, а Джон спокойно ушел в тень, сделав очередную пластическую операцию. Пересуды длятся уже почти столетие, в 2019 году, потомки Диллинджера даже собирались делать эксгумацию, но не срослось. Что же касается Полли Гамильтон, то ее следы после событий теряются.
Подписываемся, ставим лайки и комментируем.