Многомиллионные подотчетные суммы представляют собой источник непрекращающейся головной боли бухгалтера и финидектора в тех компаниях, где собственник вольно подходит к вопросу «мне срочно нужны наличные».
Чтобы не тратиться на покупку дорого кэша, руководители компаний снимают деньги с расчетного счета компаний и кладут их в кассу. А чтобы свести реальность с бумагой бухгалтер выдает деньги под отчет. Схема простая, доступная, стоит не дорого в сравнении с выводом прибыли или услугами черных обнальщиков.
Вы заметили, что в последние несколько месяцев на этой странице все чаще можно встретить разбор судебных дел, где компания судится с ИФНС на предмет попытки отвоевать доначисления.
Проверяющие смотрят не только НДС, но и где можно снять расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, а также где можно сделать доначисления с операций, которые переквалифицируются в доход. Одной из таких операций является подотчетные средства, по которым отсутствуют документы, подтверждающие расход.
Что можно сделать, чтобы в конце года хвост в виде большой суммы подотчетных убрать? Ведь он будет «торчать» в балансе, а нынче баланс это документ, который может увидеть любой: поставщик, покупатель, потенциальный инвестор, налоговый инспектор, будущий партнер, бывший партнер…
1. Начислить дивиденды, сделать зачет встречных однородных требований, удержать НДФЛ с дохода.
2. Начислить компенсацию за использование личного имущества, сделать снова акт ЗВОТ, начислить и удержать НДФЛ, если используемый вид компенсации подразумевает удержание этого налога.
3. Начислить материальную помощь, сделать акт ЗВОТ. В пределах 4 000 рублей в год это допускается без дополнительных удержаний.
4. Заем. Обратить подотчетные средства в заемные средства с процентами.
Что в итоге?
Все выше перечисленное и по отдельности, и в сочетании указывает на то, что лучше придумать схему ведения дел, при которой потребности в выводе наличных в тех объемах, которые сложно обосновать, не возникнет.