1 января 2021 года произойдёт окончательная отмена ЕНВД. А это значит, что у предпринимателей осталось всего несколько недель, чтобы выбрать новый режим налогообложения. Первыми «отдуваться» за отмену ЕНВД пришлось компаниям, которые торговали лекарственными аппаратами, обувью и мехом, так как эти товары подлежат обязательной маркировке. А уже с 1 января действие закона распространится на налогоплательщиков по всей России, независимо от субъекта и сферы деятельности. Вечный вопрос: что делать? Рассказываем.
Отмена ЕНВД — не повод отчаиваться. Прежде, чем выбрать новый налоговый режим, проконсультируйтесь с экспертами и произведите расчёты, а также не забудьте принять во внимание наши советы и оптимизировать другие траты. Одним из эффективных решений может стать использование онлайн-кассы.
Какие ещё есть варианты налогообложения❓
Вариантов развития событий после отмены ЕНВД не так много, а вернее всего два:
- выбрать другой режим налогообложения. В РФ это УСН, ПСН, НПД и ОСН;
- оставить всё как есть, и ничего не предпринимать, но тогда автоматически ИП перейдет на ОСН — режим с высокой налоговой нагрузкой.
Кратко расскажем про каждую систему налогообложения и её преимущества.
📌 УСН (упрощённая система налогообложения)
Её любят предприниматели за низкие налоговые ставки и простую бухгалтерскую отчётность. Основные ограничения — численность не более 100 сотрудников и доход не выше 150 миллионов рублей в год.
В УСН два объекта налогообложения:
- «доходы» — ставка по налогу 6%.
- «доходы минус расходы» — 15%.
У предпринимателя есть возможность снизить ставку до 1 и 5 % соответственно. Величина ставки зависит от региона ведения деятельности.
Какой объект выбрать? Эксперты рекомендуют действовать по следующему алгоритму: при доле расходов более 60% выгоднее применять «доходы минус расходы». Если доля расходов менее 60%, то «доходы». Но в любом случае лучше сначала посчитать.
Что по отчётности? Декларация подаётся один раз в год, для налоговой отчетности используется книга учёта и расходов. Заполнять её предпринимателю обязательно, а вот предоставлять в ФНС — нет.
📌 ПСН (патентная система налогообложения)
Неплохой вариант для тех, кто ведёт сезонную торговлю или планирует открыть бизнес на небольшой срок с целью изучения спроса в регионе.
Подойдёт только для ИП с численностью сотрудников не более 15 и доходом не выше 60 миллионов рублей в год. Эта система налогообложения очень напоминает ЕНВД. Налоговая ставка всегда 6% и не зависит от суммы доходов. Патент выдаётся на срок от одного до 12 месяцев, а его стоимость зависит от региона ведения деятельности.
В ноябре 2020 года был принят закон о расширении возможностей ПСН. Что изменилось?
- Увеличился список видов направлений бизнеса. В его состав войдут те сферы деятельности, которые до этого времени работали по ЕНВД;
- Появилась возможность уменьшить сумму налога на размер уплаченных страховых взносов;
- Теперь стоимость патента снижается: для ИП с наёмными работниками до 50%, без работников — до 100%;
- Изменилось ограничение по площади торговых залов, где ведётся торговля, с 50 до 150 кв. метров.
Изменения приятные, но всё же рекомендуем предпринимателям совмещать ПСН с УСН. На тот случай, если появятся доходы, которые нельзя будет учесть на патенте.
📌 НПД (налог на профессиональный доход)
Изначально НПД был создан для самозанятых. Но сейчас ИП также могут воспользоваться правом работать по этому режиму при выполнении ряда условий:
- ИП работает в одиночку;
- ИП не занимается деятельностью, указанной в ст. 4 и 6 422-ФЗ;
- максимальный доход не выше 2,4 миллиона рублей в год.
НПД не может применяться с другими налоговыми режимами. О переходе на эту систему расчётов предприниматель должен уведомить ФНС. Процедура зависит от действующего налогового режима, поэтому прежде рекомендуем уточнить подробности в самом ведомстве.
Плюсы НПД:
- не надо сдавать налоговые декларации, платить НДС и страховые взносы;
- низкая ставка по налогу, НПД с физических лиц — 4 %, с ИП — 6%.
📌 ОСН (общая система налогообложения)
ОСН не пользуется спросом у представителей малого бизнеса. Причины простые: высокая налоговая нагрузка и сложная бухгалтерская отчётность. Режим подойдёт предпринимателям, которые платят НДС, среди их заказчиков есть крупные компании, а в штате работает бухгалтер. В других случаях рекомендуем выбрать среди перечисленных выше вариантов.
Если ИП по каким-то причинам не уведомляет налоговую о выбранном варианте расчётов или не выполняет обязательства по уплате налогов, он автоматически становится плательщиком ОСН. То же самое произойдёт с предпринимателями, которые платят ЕНВД и вовремя не проинформировали налоговую о смене режима.
📅 Сроки перехода с ЕНВД на другой налоговый режим в 2021 году
Если вы работаете по ЕНВД, то заявление в ФНС о смене налогового режима необходимо подать:
- для ПСН до 17 декабря 2020 года;
- для УСН и ОСН до 31 декабря 2020 года.
Передать документы можно почтой, в ЛК на nalog.ru, отнести лично или через представителя. А также оформить заявление и отправить его в ФНС с помощью специального сервиса.
Если вы совмещали ЕНВД с УСН, то автоматически перейдёте на «упрощёнку». Помимо смены налогового режима, предпринимателю нужно произвести перерегистрацию кассы. Также помните, что при выборе ОСН понадобится замена фискального накопителя.
В первый рабочий день 2021 года также потребуется изменить систему налогообложения в настройках онлайн-кассы. Подробная инструкция доступна 👉 здесь.
💰 Как сэкономить предпринимателю
Отмена ЕНВД для многих предпринимателей обозначает одно: увеличиваются расходы на содержание ИП и уменьшается прибыль. На первый взгляд, оптимальное решение — повысить цены. Но это не единственный выход.
Предлагаем другие варианты, которые в комплексе значительно сэкономят ваши расходы:
- Проанализируйте расходы на бухгалтерское сопровождение, РКО, эквайринг. Поищите более выгодные предложения. Например, на безналичной оплате легко сэкономить с помощью системы быстрых платежей (СБП). Комиссия за перевод средств составляет всего 0,4 — 0,7%. Например, специалисты МТС Кассы помогут подобрать ставки по РКО и эквайрингу среди более 20 банков.
- Прежде, чем выбрать налоговый режим, произведите расчёт. Воспользуйтесь услугами опытных бухгалтеров или рассчитайте самостоятельно с помощью калькулятора.
- Если у вас большой бизнес, сэкономьте на бухгалтерском сопровождении и подключите онлайн-бухгалтерию. Например, с таким сервисом интегрированы МТС Кассы. Система автоматически ведёт бухгалтерский учёт, рассчитывает налоги, зарплаты, отпуска сотрудникам и передаёт данные в ФНС, ПФР и ФСС. Также отправляет необходимые платёжные документы в банк. Вам остаётся только ввести первичную документацию, а всё остальное программа сделает самостоятельно.
Подключить онлайн-кассу
Подписывайтесь на наш канал. Делимся полезными решениями для малого и среднего бизнеса, помогаем разобраться, рассказываем про тренды.
Ещё статьи:
🔴 Как через банк вернуть деньги за неоказанные услуги: лайфхак, о котором мало кто знает
🔴Электронный документооборот: зачем и сколько поможет сэкономить?