В нашей школе в кабинете физики и математики висели портреты выдающихся учёных. С особенной гордостью учительница называла фамилии отечественных научных авторитетов: М. Ломоносова, Н. Лобачевского, А. Попова... Каково же было моё удивление, когда недавно узнала, что изобретатель радио А. Попов стал косвенным виновником в гибели молодого физика Матвея Бронштейна, зятя К. Чуковского. Вернее, повесть М. Бронштейна об открытии передачи радиоволн на расстояние.
Но обо всем по порядку. Матвей Бронштейн, сын еврейского врача и домохозяйки, с малых лет проявлял интерес к науке. Вместе с братом-близнецом запоем читали все подряд - в доме, где была большая библиотека, не осталось непрочитанных книг. Учиться в гимназии не довелось из-за ограничения количества лиц еврейской национальности, но они с братом экстерном сдавали гимназические экзамены. Ленинградский университет, научные статьи. Уже к 28 годам Митя (так его звали родные) получает кандидатскую степень, а через год становится доктором наук, работает с такими выдающимся учёными, как Л. Ландау, Я. Френкель, В. Амбарцумян. Бронштейн подавал большие надежды, и по словам коллег, мог стать следующим Эйнштейном. Но судьба распорядилась иначе...
В 1935 г Матвей знакомится с С. Маршаком, редактором детской литературы. Писатель просто влюбился в молодого физика, и предложил ему сотрудничество в Детгизе. Именно таких авторов он и искал - знатоков своего дела, которые могли бы просто и интересно, на понятном языке рассказать детям о научных открытиях. После долгих уговоров - Маршак умел убеждать людей - Бронштейн согласился. К тому же помощницей назначили Лидию Чуковскую, гражданскую жену Бронштейна. Первая повесть "Солнечное вещество" имела успех, её одобрил сам М. Горький. Затем были "Лучи икс", "Изобретатели радиотелеграфа".
Последней повести повезло меньше. Её уже напечатали в "Костре", когда внезапно Бронштейна и Чуковскую вызвали в издательство. Издателю не понравилось, что изобретение радио в книге приписывалось двум ученым- итальянцу Маркони и русскому Попову. Директор:
- Книгу необходимо переделать. Если даже Маркони свершил свое открытие самостоятельно - Вы, товарищ Бронштейн, как советский патриот, обязаны настаивать на приоритете Попова.
Тщетно пытался ученый объяснить, что такое в науке часто происходит, когда два исследователя одновременно, независимо друг от друга, делают одно и то же открытие. Даже прочитал целую лекцию о научных исследованиях. Издатель настаивал на своем, утверждая, что итальянец украл научный труд у нашего соотечественника. Наконец, не выдержав, Бронштейн заявил:
- Ваши представления о патриотизме, я вижу, чисто фашистские. Я их не разделяю. Участвовать в фашистской подделке мне не подобает. Занимайтесь без меня, - и вышел из кабинета.
Этого ему не могли простить. Очень скоро Бронштейна арестовали в Киеве, куда он отправился проведать родителей, а в квартире в Ленинграде устроили обыск. Лидия Корнеевна вспоминает, что при обыске кидали на пол, топтали, и рвали листы с научными работами Бронштейна. Те самые листы, которые Лидия бережно и аккуратно складывала, чтобы не перепутать и не потерять.
Арест произошел в августе 1937 г, а уже в феврале 1938 г Бронштейн расстрелян как член антисоветской организации. Не помогли ни заступничества товарищей-ученых, ни письма К. Чуковского, С. Маршака в нужные инстанции.
О смерти мужа Чуковская узнала лишь через несколько лет. В 1957 г реабилитирован за отсутствием состава преступления.
В нем было что-то от пушкинского Моцарта - кипучий, жизнерадостный, чарующий ум. (К. И. Чуковский о М. П. Бронштейне)
Спасибо, что дочитали! Буду рада Вашим комментариям.