Очень странные впечатления от этой дилогии. С одной стороны безумно понравилось, с другой стороны - не понравилось вообще. Противоречия. Гамма эмоций - от восхищения мифаго до отвращения от них же. И хотя это и дилогия, объединенная местом и некоторыми персонажами, линейностью, так как одно вытекает из другого, мифологической направленностью, книги абсолютно разные.
"Лес Мифаго" - как введение в этот странный мир. Роберт Холдсток тут использует старый прием мира в мире, когда в нашей реальности существуют заповедные места, где присутствует магия. Причем магия Холдстока совсем не такая, к которой мы привыкли в других фэнтези историях. Здесь само место, его природа и есть та сила, которая создаёт магию - мифологических существ из легенд и мифов, которые сохранились в пластах человеческой памяти. При соприкосновении сил таинственного леса с разумом людей происходит своего рода возрождение старых легенд. И вот Робин Гуд бегает по лесу, Магидион благословляет любовь, а вот волею старшего Хаксли пробудился ужасный Урскумуг. Чем больше образов вытаскивает лес из памяти живущих рядом с ним, тем больше персонажей там появляется. Причем процесс влияния обоюдный, не только человек может создавать мифаго, но и лес влияет на этого человека, как бы забирая его в себя, меняя. И так появляется новая легенда, которая была предсказана. "Волшебная страна" творит свою историю и вписывает события и пришлых людей в свою легенду.
Начинается "Лес Мифаго", как приключенческая история о загадочном месте, тайны которого пытается раскрыть старый ученый, а дальше и его сын. Но всё оказывается нет так, всё переворачивается, когда происходит создание своих мифаго, а дальше вмешивается любовь. В принципе, первую часть дилогии можно смело записать в истории о любви, немного безумной, даже болезненной, но очень яркой. Если бы не новая, созданная автором реальность, со семи своими особенностями, тайнами, чудесами создания и возрождения населяющих её существ и сложной взаимосвязью магии колдовского леса с человеческим разумом, то это могла бы быть ещё одна легенда о любви, с классическим построением. А тут получилось сложно, но при этом, как ни странно, немного наивно и печально. Особенно печально от осознания того, сколько старых, более слабых мифов было вытеснено, выжито более новыми, более сильными из-за большего числа людей, их знающих. Тоже своего рода естественный отбор, только в мире мифов.
"Лавондисс" - более сложное произведение, более глубокое. Здесь Холдсток выводит связь человека и леса на новый уровень. Он погружает в легенду, показывая само сердце таинственного места, которое живёт, как оказывается, по своим законам. Здесь основным персонажем становится сводная сестра Гарри Китона, который ушёл в лес в первой части. Сразу понятно, что девочка необычная, что у неё особенная связь с миром мифов. Сначала думаешь, что это она их создаёт, потом оказывается, что её ведут по особой дороге судьбы для того, чтобы она совершила нечто особенное. История о странной девочке, рассказывающей сказки и делающей странные маски превращается в какую-то фантасмагорию. Также автор здесь часто использует приём "отмотаем назад" и мы часто возвращаемся к тому, как что произошло уже после свершившегося события. Так было с рассказом о взрослении Таллис. Потом Таллис в лесу и "отмотка" к тому, что же произошло с ней после того, как открылся путь. Туда-сюда, то тут, то там. Что происходит к концу повествования, все эти ужасные метаморфозы, происходящие с Таллис, её превращения, умирания и возрождения, становится непонятным, как какой-то кошмарный сон. Женщина как символ жизни и смерти? Холдсток то выписывает каждую детальку, каждый вздох персонажа, то включает режим "кадровости", перематывая свои зарисовки со скоростью черно-белого кино. Музыки только не хватает. Что-то вроде "Dead Can Dance" или какого-нибудь фолк-металла с высоким женским вокалом. Образность, сплошная образность. Но при этом понимание связей, как кто мыслит, как выстраивает в голове те или иные события, как чувствует, как погружается в мир леса, происходит на интуитивном уровне, больше чувствуешь, чем понимаешь. А ещё вся эта жуть с описаниями ощущений - ох, прям Кларк Эштон Смит вспомнился со своей эстетикой смерти.
Такие вот впечатления. Странные, больше на эмоциональном и интуитивном уровне. Как будто с книгой произошел эмпатический контакт. К такому сложно подобрать слова.
Ну и в конце хочу сказать, что "Лавондисс" показался интереснее, сложнее, насыщеннее, зато "Лес Мифаго" более понятен и близок, потому что по сути история-то о борьбе за любовь, о поиске своего места, о выборе и предназначении. И ещё - это самое мифологическое фэнтези из всего, что я когда-либо читала, потому что эта книга и есть сам миф.