- Братца-то царь Петр Алексеевич казнить приказал, а сестрица Мария и ныне в силе! - судачили кумушки в светских салонах.
Глебовы
Мария Богдановна Глебова, дочь воеводы царского, была в родстве едва ли не с половиной знатнейших боярских семей Москвы. Шутка ли: бабушка из князей Юсуповых, дед - воевода в Астрахани. Братец и тот высоко взлетел - стольник у царицы Прасковьи.
Лучшие женихи возле дома батюшкиного прохаживались и на окошки ее поглядывали. Да батюшка пока никому ответа не давал: продешевить боялся.
И правильно ждал отец, к Машеньке на исходе века 17-го посватался Иван Михайлович Головин, один из любимцев молодого царя Петра, которого царь даже учиться посылал в Голландию.
Иван Головин был в недолгом браке с Марией Дорошенко, дочерью гетмана, но молодая супруга скончалась родами и царев любимец, искал свое новое счастье и мачеху маленькому сыну Ивану.
Петр Великий любил сватать невест своим приближенным, так вышло и на этот раз. Началась семейная жизнь.
Семейные удачи и огорчения
Мария Богдановна родила в браке 3-х дочерей - Наталью, Евдокию, Ольгу и сына - Александра. С мужем она была счастлива вполне. Царь к им благоволил.
Не омрачило отношения царя и то, что брат Марии Богдановны Степан был замешан в скандальной связи с бывшей женой царя Евдокией Лопухиной. Братца на кол посадили, а семья Марии Глебовой-Головиной продолжала процветать.
Благополучие строилось на заслугах Ивана Головина. Император Петр Алексеевич, принял деятельное участие в судьбе дочерей своего флотоводца.
Наталью удалось выдать за молдавского князя Константина Кантемира, дядю той самой Марии Кантемир, которую считают последней любовью Петра Великого.
Младшую Ольгу выдали за князя Юрия Юрьевича Трубецкого, она стала прапрабабушкой великого писателя Льва Толстого.
Промашка вышла только со средней дочерью Евдокией, ее 4-х летнее замужество закончилось грустно, но именно Дунечка Головина дала жизнь дедушке "нашего всего" - Александра Сергеевича Пушкина.
К подножию трона
Все годы замужества Мария Богдановна пожинала плоды трудов супруга, а на склоне лет она, овдовев в 1737 или в 1738 году, вырастив детей и внучат от несчастной Евдокии, достигла вершины собственной карьеры.
Елизавета, дочь Петра Великого, долгие годы после смерти отца жила на положении всеми шпыняемой падчерицы: мать трон ей не уступила, потом императорскую корону надел племянник Петр II, потом позвали на царство двоюродную сестрицу Анну Иоанновну, потом провозгласили царем внучатого племянника Анны.
И все последние лет 10 над Елизаветой висела угроза пострижения в монахини. Немногие высокопоставленные вельможи отваживались выражать ей свою симпатию. А те, кто отваживался - становился другом опальной цесаревны.
Мария Богдановна Головина знавала Елизавету с детства, вдова адмирала на склоне лет уже ничего не боялась. В 1741-м году Елизавета села на трон, приблизив к его подножию всех, кто был к ней дружелюбен в годы гонений и страха.
Вот это должность!
Елизавета Петровна мигом разогнала многочисленных шутов и юродивых, доставшихся ей в наследство от Анны Иоанновны. Двор ее был молодой, веселый, задорный и деятельный.
Одна беда: новая царица примерно лет с 30-ти начала стремительно полнеть и "болеть ногами". Под европейским платьем императрицы частенько скрывались удобные, мягкие, комфортные... валенки.
А по вечерам "дщерь Петрова" с удовольствием скидывала и их. В домашней уютной обстановке любила императрица, чтобы пяточки ей перед сном почесывали.
Это занятие успокаивало Елизавету и расслабляло. И никто не мог так ловко почесать и помассировать царские пятки, как Мария Богдановна Головина. А адмиральше не в труд: почешу, красавица наша писанная, все сделаю для твоего царского удовольствия.
О, это только кажется, чо пятки чесать - занятие несерьезное. Императрица в этот момент бывала расслаблена, к беседе расположена. И Мария Богдановна легко могла и словечко за кого-то замолвить, и совет о назначении дать, и "напеть в уши про неугодных".
Так что Мария Головина, вдова адмиральская, в преклонных летах в великую силу вошла!
Дата, когда окончила свои дни чесальщица пяток Елизаветы Петровны осталась неизвестной. Ее единственный сын Александр Иванович Головин в 1757 году тоже стал адмиралом русского флота, он был одним из богатейших помещиков своего времени.
-Вычесала сыну и должность, и богатства! - шептались злопыхатели.
О том, какие трагедии скрыты в роду великого Пушкина, можно прочитать в эксклюзивной статье на моем сайте. Этого материала на канале не будет.
Авторство и уникальность зафиксированы на сайте текст.ру.
Иллюстрации из свободного доступа сети Интернет.