В советские времена я три года проработала проводником поезда Минск-Жданов.
Плацкартный вагон, южное направление, в летний период это был настоящий ад.
Впрочем, о работе проводника я немного уже рассказывала на своем канале. Возможно, еще расскажу.
А сейчас немного о мелких безобидных хитростях, которые использовали проводники в советское время.
И не только в целях собственного обогащения, но и ради нормального психологического здоровья пассажиров.
Итак, представьте, что мы отправляемся от перрона знойного Жданова. В вагоне 54 пассажира, не считая детей. Все возбуждены окончанием курортного сезона и неотвратимо приближающимися северными широтами.
Все хотят есть, пить, спать, в туалет.
И вот тут могут быть проблемы по всем направлениям. Ну, с туалетом все понятно - 40 минут санитарная зона, как хочешь, так и терпи.
А про остальное нужно рассказать отдельно.
Дело в том, что бельем, заваркой чая и печеньем вагоны укомплектовываются в Минске из расчёта на поездку туда-обратно. То есть вот что дали в Минске, с тем и работай.
А выдавали на плацкартный вагон максимум 150 комплектов белья. Но о белье я расскажу в следующий раз.
А сейчас мой рассказ про чай.
Так вот, отправляемся мы из Минска и на вагон выдают две 50-граммовые пачки чая.
Вот такие.
Рейс длится полтора суток, значит чай нужно раздавать минимум 10 раз - 5 раз в одну сторону, пять в другую.
Пассажиров, напомню, 54 человека.
Как думаете, хватит двух пачек заварки, чтобы напоить такую прорву народу?
Нет, конечно.
Но пассажиры хотят пить и мы их прекрасно понимаем.
И вот тут на помощь проводнику приходит сода.
Обыкновенная пищевая сода.
Вот сейчас, без лишних слов, я вам на простом эксперименте покажу вам, как это работает. И все поймете сами.
Итак, возьмем два стакана из вагона.
Положим в них одинаковое количество заварки.
И зальем кипятком.
Так себе цвет заварки, как вы видите. А все потому, что заварки мало. И за такой "жидкий" чай проводник может получить от разгоряченного пассажира вполне себе увесистые оскорбления, а то и тумаки (было и такое).
А теперь возьмем примерно треть чайной ложки соды и опустим ее в один из стаканов.
Чуть эксперимента понятна сразу, как я думаю.
Но мы подождем три минуты.
А вот мы подождали шесть минут.
Как видите, чай с содой отлично "заварился" и его вполне можно подавать пассажирам.
И подавали.
И что самое интересное, больше всего пассажиры хвалили именно чай с содой.
-Почему в поезде чай всегда такой вкусный?
Так спрашивали у меня неоднократно пассажиры.
Я всегда загадочно улыбалась.
А вы знали о том, что в советских поездах чай заваривали с содой?