На заставке фильма "Айболит 66" режиссера Ролана Быкова сообщается: "Кинопредставление об Айболите и Бармалее для детей и взрослых, с песнями и танцами, выстрелами и музыкой". Достаточно креативное определение жанра. Да и сам фильм-сказка по сути оказался творческим экспериментом, философской притчей и даже политической сатирой. Удивительно, что с такими характеристиками картина вообще дошла до зрителя. Хотя, отзвуки "оттепели" в 1966-м еще сохранились и это, наверное, спасло киноленту от запрета.
Сценарий фильма создан по мотивам произведения Корнея Чуковского. Поэт придумал Айболита под влиянием сказки "История доктора Дулиттла", написанной английским писателем Хью Лофтингом. Книга вышла в Великобритании в 1920 году. Чуковский занимался ее переводом. В СССР она была издана под названием "Гай Лофтинг. Доктор Айболит. Для маленьких детей пересказал К. Чуковский". Это было новое произведение, авторская версия Корнея Ивановича.
Съемки картины "Айболит 66" проходили в мосфильмовских павильонах, в Абхазии и Азербайджане. Пустыню, которую пересекают герои, чтобы добраться до больных обезьянок, должны были снять в Средней Азии. Но на поездку туда не хватило бюджета. Натуру создали в Люберцах, где располагался огромный песчаный карьер. Выкопали несколько котлованов, заполнили водой. Получилось весьма живописно.
Картина вышла новаторской. Впервые была использована система вариоэкрана, разработанная сотрудниками НИИ. Принцип съемок заключался в том, что при неподвижной камере можно было изменить размер, форму изображения – кадр сужался, растягивался. Персонажи выглядывали с экрана в "зал", могли "войти" в кадр со стороны.
Фильм напоминал театральную постановку: герои обращались к зрителю, процесс съемок не был скрыт о персонажей. В действие фильма вплетались музыкальные и цирковые номера. Клоунада представляла собой формат актерской игры. Сам режиссер назвал все происходящее "куваркалиадой". Критики и профессиональные кинодеятели долго обсуждали все новшества картины, но к единому мнению не пришли – уместны ли в кинопроизводстве подобные технические и постановочные приемы?
Необычной оказалась логика героев и философская подоплека сюжета. Например, Бармалей заявляет: "Я – злой, потому что сильный и смелый, а доктор трусливый и слабый, поэтому добрый и его все любят". Айболит в своей оптимистичной песенке утверждает: "Это даже хорошо, что пока нам плохо..."
Образ Айболита в картине создал Олег Ефремов. Ролан Быков сыграл Бармалея. Актерам, задействованным в съемках требовалось немало выносливости – нужно было бегать, карабкаться по холмам, тонуть и прочее. Иногда их подменяли дублеры. Так личным двойником Быкова на съемках стал Валентин Савельев. Он не профессиональный каскадер, а парикмахер, связавший жизнь с кино. Играл в картине "Взрослые дети", делал прически актерам на съемках эпопеи "Война и мир", был дублером Евгения Евстигнеева на картине "Гиперболоид инженера Гарина". В "свободное время" стриг московскую элиту и советских кинозвезд. На съемках "Айболит 66" Савельеву пришлось "пострадать" за Быкова – бегать по болотам, сидеть в холодной воде и кричать истошным бармалейским голосом.
Правда и Ролану Антоновичу пришлось туговато. Он сам разработал кожаный костюм для Бармалея. В нем и ходить-то было нелегко. А в воде одежка чуть не угробила своего владельца. По сюжету злодей оказывается за бортом. Когда Быков прыгнул в море, костюм намок и потянул его на дно. Все думали, что артист бултыхается и вопит по сценарию, смеялись над Бармалеем. Когда поняли, в чем дело – кинули тонущему спасательный круг, но попали по голове. Тогда несколько человек поплыли за режисером и вытащили его на берег. Несмотря на трагичность ситуации, хохотали над ней еще долго.
Нелегко пришлось исполнителям ролей разбойников – Алексею Смирнову и Фрунзику Мкртчану. Одна из сцен подразумевала переход через болото. Рассказывают, что Смирнов стряхивал с себя десятки пиявок, но терпел.
На роль помощницы Айболита – обезьянки Чичи – Быков пригласил ведущую актрису ТЮЗа Лидию Князеву. В то время она была супругой режиссера. Ее амплуа в театре – травести. Ей было привычно играть мальчиков, девочек, зверюшек. Проворную обезьянку в "Айболите..." актриса сыграла в 41 год.
Съемочного материала оказалось много. Ролан Быков планировал сделать две серии. Но, как назло, вышло постановление о сокращении количества двухсерийных картин по соображениям экономии. Пришлось уместиться в одну серию – что-сократили, многое вырезали.
То что картина прошла худсовет и прочую цензуру, можно считать чудом. Ведь снималась она по сути "на злобу дня" – многие фразы персонажей намекали на советские реалии, делали отсылки, понятные людям той эпохи. К примеру, абсурдная фраза Бармалея "Догоним и перегоним доктора!" – почти хрущевская цитата, партийный лозунг времен – "Догоним и перегоним Америку!" (по мясу, молоку и прочему). Хотя правление Хрущева к выходу фильма уже закончилось. Может быть намеки на опального руководителя не показались опасными.
Однако снять продолжение фильма Быкову все же не дали. Он мечтал исправить Бармалея, заставить его делать добрые дела. Неизвестно, правда, что бы из этого вышло. Ведь в "Айболите 66" персонаж заявляет: "Подумаешь, я тоже могу делать добрые дела. Если я займусь добрыми делами, вы все сдохнете от зависти. Я вас в бараний рог согну, сотру в порошок, брошу акулам. Все враз станете плясать и песни петь". Видимо чиновники представили. Быков позже вспоминал: ...Продолжения не последовало. Мне сказали: "Что ты? Это будет антисоветская картина".
Друзья, встреча с героями этой умной, ироничной, музыкальной и приключенческой комедии-сказки ждет вас на на киноканале "Мосфильм. Золотая коллекция". Зовите к экранам детей, но думаем – взрослым будет еще интереснее!
Читайте и другие статьи о советском кино и актерах по ссылкам:
"Старики-разбойники": как снимали любимую комедию
Четыре жены и один безумный роман Александра Кайдановского
Нина Дорошина: 4 романа очаровательной актрисы
Спасибо за внимание, друзья! Подписываетесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромна – яркое найдется для каждого.
#актеры советского кино #советское кино #ролан быков #олег ефремов #кино