"Rayaks! En avant!" - "Раяк, вперед!" - эти слова были кличем летчиков из известной французской эскадрильи, вошедшей в историю под названием "Нормандия - Неман". А что такое "Раяк"? И при чем тут вообще Ливан? Сегодня я вам об этом и расскажу...
Историческая справка (с сайта посольства РФ в Ливане)
В начале Второй мировой войны Ливан был подмандатной французской территорией. После 22 июня 1940 г., когда Франция капитулировала и заключила позорное соглашение с Германией, Ливан оказался частью марионеточного государства, управляемого режимом Виши. Впоследствии Гитлер планировал заняться разработкой сырьевых ресурсов Сирии и Ливана, а также использовать эти территории как плацдарм для захвата богатой нефтью Месопотамии и выхода к Индии. Глава правительства "Свободной Франции" генерал де Голль приступил к плану отрыва от Виши французских колоний и создания на их базе своих вооружённых сил. Одновременно де Голлю удалось заинтересовать своими планами захвата Сирии Великобританию. В июне-июле 1941 г. развернулись боевые действия Сирийско-Ливанской операции (кодовое название — "Экспортёр"). С мая 1941 г. велись бомбардировки военных объектов в Сирии, ожесточённые воздушные бои с авиацией Виши. Боевые действия на суше при поддержке с моря начались 8 июня 1941 г. После тяжёлых боёв (битвы на реке Литани, при Джеззине, при Марджаюне, при Даммуре, битва за Бейрут) было подписано соглашение о перемирии, по условиям которого войска союзников занимали Сирию и Ливан.
На нескольких кладбищах в Ливане захоронены бойцы стран-союзников, погибшие во время боевых действий и после ранений в госпиталях. Это воинские кладбища в Бейруте и Сайде, флотское кладбище "Виктория" в Триполи (про него потом расскажу отдельно).
Триумфальный вход 7-го Австралийского дивизиона в Бейрут 15 и 16 июля 1941 г. ознаменовал победу над пособниками нацистов в Ливане. Порт Бейрута стал базой союзников для средиземноморских военно-морских операций. Авиабаза Раяк в долине Бекаа стала центром военно-воздушного флота "Свободной Франции" и местом рождения легендарной эскадрильи "Нормандия-Неман" – символа советско-французского боевого братства.
На фото сам де Голь с летчиками.
Аэродром Раяк находится рядом с трассой Бейрут-Дамаск в долине Бекаа. Как раз рядом с тем местом, куда я сейчас сирийским беженцам вещи отвожу. Рядом виноградники и винодельческое хозяйство Ксара, самое старое в стране (ему больше 150 лет). Говорят, самолетами вино в Европу когда-то оттуда возили. Сейчас там иногда садятся самолеты, а еще какое-то авиашоу было где-то года два тому назад.
Аэродром был построен немцами во время Первой мировой войны и использовался с 1914 года различными иностранными войсками. Такими как немецкие, османские, британские и французские. В период действия французского мандата в Ливане авиабаза Раяк считалась "жемчужиной" авиабаз и центром притяжения всех других военных подразделений не только в Ливане, но и в подмандатной Сирии и на всем Ближнем Востоке. На базе было много развлекательных заведений, роскоши, цветущих садов и центрального отопления, которых в то время не было на военных объектах в других частях региона. Там, кстати, до сих пор есть какой-то старый ресторан, где подают жабьи лапки, надо зайти.
Позднее, именно тут "вылупились" и собственно ливанские ВВС.
Но вначале тут тренировались будущие борцы с фашизмом.
В Ливан и в СССР (куда кому было ближе) съезжались не смирившиеся с оккупацией Франции французские летчики.
11 июня 1942 г. на авиабазе Раяк начали собираться пилоты группы № 3 ВВС "Свободной Франции", получившей наименование "Нормандия" (первыми двумя группами были "Эльзас" и "Бретонь"). Вначале прибыли французские пилоты, воевавшие в Ливии и на о.Крит. Следующая группа французских добровольцев добиралась в Ливан из Англии. Их путь занял 46 дней: вначале плыли морем, на пакетботе, везущем военные грузы в Африку; через 19 дней прибыли в Нигерию, затем самолётом со множеством пересадок добровольцы добрались до Каира; из Каира – поездом до Хайфы, откуда на грузовиках 1 октября 1942 г. прибыли в Раяк, где их уже почти 4 месяца ждали остальные лётчики и группа авиационных механиков
Те, кто приехал до СССР, проходили там обучение и потом летали на советских самолетах.
А те, кто тренировался в Раяке, впоследствии, совершил перелет из Ливана в Иваново. Летели через Ирак и Иран в Баку и дальше уже над СССР. Механики и другой персонал, а также всякая техника переправлялись через Тегеран в Баку и далее по железной дороге. Кстати, на всяческие согласования ушел фактически год. Тормозили наши.
В Иваново они прибыли 28 ноября 1942 года. Остальное - уже часть нашей, советской истории. Она достаточно хорошо известна, а кто не знает ее хорошо, тот, по крайней мере, что-то об этом слышал.
Кто хочет подробностей, может посмотреть документальный фильм:
Вот такая вот история. Я думаю, большинство читающих это сейчас, ничего о том, что эскадрилья (пусть и французская по составу) имеет ливанское происхождение, не знали. Теперь - будете.
Как и остальные ливанские аэропорты, взлетно-посадочные полосы в Раяке были разбомблены израильскими ВВС 13 июля 2006 года, во время Ливанской войны 2006 года . Одной бомбы на каждой взлетно-посадочной полосе было достаточно, чтобы пробить глубокие дыры и вывести аэропорт из строя. Впоследствии, все починили. На базе есть небольшой музей старых самолетов, но он не является общедоступным - на посещение требуется разрешение ВВС Ливана. Это они зря...
Рядом находится заброшенное железнодорожное депо и вагоно-ремонтный завод, где раньше чинили самолеты. Туда я, в частности, и ездила в начале декабря. И скоро подробно расскажу и покажу, что там.