Найти тему
sevprostor

Вновь открыл для себя мотособаку; какие недостатки я в ней обнаружил

Недавно я, наконец, привез домой среди прочих вещей свой «снегопед». Благо, зима в этот раз, определенно, будет нормальной, а вездеходного транспортного средства мне здесь очень не хватает. Снегопед без дела стоял в сарае в том месте, где мы жили раньше, и теперь мой старый друг ко мне вернулся! Надо сказать, что несмотря на то, что он провел без движения почти 2 года, завелся и поехал он у меня почти сразу — потребовалось только слить из карбюратора старый выдохшийся бензин, который я почему-то оставил там.

Здесь же я просто хочу рассказать о своих вновь оживших впечатлениях о мототолкаче, о том, какие я все-таки обнаружил в нем плюсы и минусы, и вообще — все это я делаю исключительно потому, что данный предмет до сих пор меня не оставляет равнодушным и я просто не могу об этом молчать.

Конечно же, в первый же день я просто бездумно гонял на этом чуде техники по нашему селу, и разумеется, толкач производил неизгладимое впечатление на односельчан, которые мне иногда встречались. Кое-кому я даже дал прокатиться, и в итоге получил однозначный вердикт: мол, все очень круто, и тяга у него просто прекрасная, но вот рулить людям было очень тяжело.

Я объяснил, что это обусловлено конструкцией переднего корыта, и что рулить нужно сразу и руками, и ногами, и главное — что в лесу, например, резко поворачивать на 90 градусов, обычно не нужно. Но, тем не менее, проблема с очень тяжелым рулением существует. При этом я не вижу никаких способов ее устранить, и главное — если бы я вдруг решил сделать еще одну собаку, то ее бы я делал почти так же как эту.

Дело в том, что еще на этапе выработки концепции, когда передо мной лежал разобранный старый буксировщик и несколько труб, я решил, что он должен быть как можно более узким. Все-таки аппарат преднозначался именно для преодоления леса и прочих дебрей. Однако при этом требовалось иметь максимально большую площадь опоры, и все это привело к тому, что я выбрал в качестве переднего корыта узкие и длинные санки, которые, вроде как, позиционируются продавцами как волокуша для лыжников. Мне она подошла как нельзя лучше, так как эта волокуша даже не выступает за габариты гусеницы. Разумеется, что маневренностью пришлось пожертвовать, однако, я должен сказать, что в случае необходимости толкач проще всего развернуть на месте вручную, потянув его за переднее корыто в нужную сторону.

-2

Есть, правда, в такой «классической» схеме толкача, который с корытом спереди, один важный недостаток. В корыто постоянно набирается огромное количество снега, и я вновь, как и прежде, ощутил это на следующий день, когда поехал исследовать ближайшее болото, в котором я едва не порвал раму своего УАЗа в какой-то из прошлых разов. Да, я действительно, был вынужден останавливаться каждые несколько минут и выгребать оттуда десятки килограмм снега и льда. Тогда-то я и вспомнил, какую важную доработку я хотел сделать в прошлые сезоны, и до чего у меня так никогда и не дошли руки. Я хотел заменить корыто на лыжу аналогичных размеров.

-3

С лыжей мне не пришлось бы постоянно тащить с собой немаленький паразитный вес, и таким образом она бы повысила бы и проходимость, и маневренность — все-таки более легким толкачом рулить значительно проще. Все упирается только в тот факт, что я не знаю, из какого материала можно сделать такую лыжу. Мне на ум приходит только фанера, но ее, опять же, надо как-то загнуть и чем-то покрыть, чтобы предохранить от истирания. Но в общем-то я и с корытом очень неплохо покатался, и уже в полной темноте вернулся домой.

-4

И вот в этой самой темноте я вдруг обнаружил новую фишку: оказывается, глушитель мотора при движении полным ходом натурально раскаляется докрасна. В общем-то в этом ничего ужасного нет, но я подумал, что это избыточное тепло можно было бы использовать для подогрева воздуха во впускном коллекторе. Дело в том, что я на своем толкаче использую самый обыкновенный хозяйственный двигатель «Лифан» на 168сс, и в морозную погоду на нем постоянно обмерзал карбюратор. Понятно, что из-за этого двигатель сперва терял мощность, а потом и вовсе глох. Я решил эту проблему, сшив из старого одеяла чехол, который надевался на двигатель, закрывая при этом крыльчатку охлаждения и воздушный фильтр. Но теперь я осознал, что вполне возможно изготовить коллектор особой формы, который избавил бы меня от всех этих вечно мокрых и вечно рваных тряпок.

Но сейчас у нас стоит относительно теплая погода с температурой не ниже -5 градусов, и пока я могу кататься просто так, с голым мотором. Кататься, конечно хорошо и весело. И особенно хорошо кататься, когда в лесу нету большого количества рыхлого снега. А вот в снежные зимы иной раз бывает тяжело: для таких условий потребовалась бы полноценная длинная гусеница. Ведь мой толкач имеет гусеницу самую короткую. Из-за этого он очень компактен, но давление на грунт оказывает слишком большое и при этом имеет недостаточное с ним сцепление.

Тут я подошел к еще одной неустранимой проблеме, обусловленной как раз короткой гусеницей: на толкаче невозможно ездить вдвоем. Стоит прицепить к нему волокушу сзади и посадить туда человека, как он сразу начинает буксовать, закапываться, либо ему просто не хватает крутящего момента, и тогда буксовать начинает уже вариатор. С длинной же гусеницей на рыхлом снегу ему было бы легче ехать за счет того, что он меньше проваливался бы, а на плотном снегу он бы не буксовал, так как имел бы лучшее сцепление.

Вот таковы мои мысли по поводу этого аппарата. Все-таки если рассматривать его как чисто одноместное средство индивидуальной мобильности — он совершенно прекрасен. Я по-прежнему доволен всеми конструктивными решениями, которые я применил в прошлом. И если в будущем я буду делать что-то подобное, то воспользуюсь точно такими же решениями, так как снегоходная концепция мне гораздо ближе той, которую проповедуют любители толкачей, делая шарнирно-подвижное дышло и ставя вперед широкое короткое корыто. Однако же, в последнее время я все больше и больше задумываюсь о двухместном гусеничном вездеходе, который когда-нибудь у нас все-таки будет.