Найти тему
Психолог Марина Володина

Слёзы как лекарство

«Рёва-корова» - слова из детства. Вас тоже когда-нибудь так называли? А ещё: «плакса-вакса», «мужики не плачут», «что сырость развела?», «слезами делу не поможешь». Многие считают слёзы признаком слабости. Родители учат детей не плакать, таким образом сообщая им запрет на проявление и отреагирование чувств. Тем более, что слёзы ребёнка заставляют родителей огорчаться, расстраиваться, чувствовать свою вину.

Вот и растут дети, копя невыплаканные слёзы. Но они потом обязательно прольются, то ли психосоматическими заболеваниями (например, энурез чаще бывает именно у мальчиков, ведь плакать — не по-мужски), то ли аффектом или неврозом

А ведь плач — естественный и эффективный способ эмоциональной разрядки. Ребёнок упал, коленку ударил, поплакал, успокоился. А если ему: «Не плачь! Ты — мужчина»? Он не плачет, а боль куда деть? А ещё и обиду на взрослых, которые не понимают твоё состояние? И стыд, что «плакать-то хочется». Все эти непроявленные чувства потом приводят к зависимостям, нервным срывам, ранним инсультам и инфарктам. Плакать полезно! Слёзы, действительно, проблемы не решают, но они, как вода, смывают негатив.

Карина - сильная и уверенная в себе женщина. Крепкая семья, послушные и успешные дети, солидная должность в крупной фирме. Казалось бы: какие у неё могут быть проблемы? А она пришла с запросом: «Научите плакать. Мне кажется, что я — робот. У меня всегда ровное настроение, ни радостей, ни трагедий. Я живу, как в скафандре: вроде вокруг мир, а я его не чувствую. Хоть песня про любовь, хоть фильм про войну - ничего не чувствую. А в последнее время появились непонятные симптомы: всё тело болит, а врачи причины не находят».

В процессе терапии выяснилось, что Внутренний Родитель (часть личности Карины, несущий информацию о стереотипах и представлениях о жизни) выглядит как её бабушка Анна. Именно она была главной в их семье. Её слушались и Каринины родители, и другие родственники. Она решала все проблемы, учила, судила, советовала. У них была успешная и дружная семья.

«По крайней мере, мне так казалось. Но теперь я думаю: а были ли мои родители счастливы? Они ведь никогда ничего сами не решали. Всё с бабушкиной подачи. А дед? Он был хороший и добрый, но типичный подкаблучник. По субботам тихонько пил, закрывшись в комнате. У нас это называлось: «Петя снимает стресс». Так и умер от цирроза. А бабушка не плакала на похоронах, но все говорили: «Какая сильная женщина! Как держится!». Я всегда была благодарна бабушке за воспитание и образование. Но её давно нет, а её голос слышу постоянно. «Чего разнюнилась? Мужу слабая жена не нужна. Ты всегда должна быть стойкой». «Отставить слёзы! Подумаешь, ребёнок заболел! Дети всегда болеют». «И что ты смотришь? Эти слезливые мелодрамы для пенсионерок!».

А Карине так хотелось обнять дочку и вместе поплакать над её безответной первой любовью! Потанцевать, положив голову мужу на плечо, и со счастливыми слезами на глазах посмотреть их свадебные фотографии. Устроить разнос помощнице, а потом помириться и вместе поплакать над её женской судьбой («Оказывается, муж её оставил без денег с больным ребёнком на руках! А я её за ошибки ругала. До работы ли ей было?»).

Важный был у Карины запрос на терапию и такой точный! Только позволив себе выплакаться, Карина заново научилась радоваться и смеяться.

«Плач позволяет уменьшить глубины горя» (В. Шекспир), смывая отчаяние и пробуждая надежду. А   датская писательница Карен Бликсен очень мудро сказала: «Лучшее лекарство от всех недугов — солёная вода. Пот, слёзы и море...».