В волгоградском музее изобразительных искусств открылась выставка иллюстраций к детским книгам. В 2019 году ее показали в одной из московских галерей. Ранее организаторы выставляли работы московских и петербургских художников, но проявили интерес к тому, что же есть в провинции. И материалы из Волгограда удивили галеристов. Набрали около 300 работ.
Нижне-Волжское книжное издательство открылось в Сталинграде в 1935 году. Был в его деятельности перерыв, связанный с приходом в черту города фронта. Но в 1943 году печатные станки снова заработали. Выпускали сельскохозяйственные брошюры, политическую агитацию. Печатали на плохой газетной бумаге. Да и в сталинградском отделении Союза художников было всего четыре человека. Но город рос. Творческая молодежь охотно ехала на Волгу: там была работа, давали мастерские и квартиры. К 1970-м годам Волгоград будет одним из заметных художественных центров Поволжья.
Столичные художники неплохо зарабатывали на иллюстрациях. Волжанам было сложнее. Ведь картинки встречаются прежде всего в детских книгах. А Нижне-Волжское издательство детской литературой практически не занималось. Да и вообще художественных произведений выходило мало.
По воспоминаниям основоположницы сталинградской иллюстрации Нинель Пироговой, книжки начала 60-х годов были ужасны. При том качестве печати рисунки можно было делать только пером и тушью. Так что иллюстрации были либо черно-белые, либо с добавлением еще одного цвета. В 1962 году в городе построили офсетную фабрику, что расширяло полиграфические возможности. Но книги продолжали печатать в газетной типографии.
Другим ярким представителем первого поколения волгоградских художников был Борис Сивец. Он довольно успешно работал в технике линогравюры в Киргизии. Но в один момент, разочаровавшись в своих трудах, он сжег их все и отправился в путешествие по Волге. Одна из стоянок была в Сталинграде. Молодой график вышел погулять, влюбился в город и решил не возвращаться на теплоход.
Перемены пришли в конце 70-х. Во многом они связаны с идеями молодого тогда художника Владислава Коваля. Текст и картинки перестали существовать по раздельности. Книгу стали воспринимать как единый организм. К тому же теперь не только издательство могло делать заказ на оформление какого-нибудь тома. Но художники сами приносили свои предложения, говорили, что бы им хотелось проиллюстрировать.
- В 1974 году вышла первая моя книжка “Кто помогал нам строить дом”. Это альбом для раскрашивания. Я нарисовал разные строительные машины. Я был студентом, но уже семейным. Надо было жить не только на стипендию, но и семью обеспечивать. Пришлось проявить инициативу, пройтись по издательствам. Главному художнику издательства “Малыш” понравились мои работы, и я через месяц получил заказ, - рассказывает Коваль. - Мне эти раскраски очень нравились, потому что они часто переиздавались, что давало прибавку к гонорару. А потом уже пошли серьезные книжки. К диплому у меня уже набрались десятки изданий. И вернувшись в Волгоград, я сотрудничал с московскими издательствами еще на протяжении 20 лет.
Знатоки типографского дела до сих пор вспоминают книгу 1979 года - подарочное издание “Пятнадцатилетнего капитана” Жюля Верна. Бумагу для него выделили отвратительную. Тогда ее всю прокатали на офсете, покрыв двумя слоями краски. Получили бумагу совсем иного качества: она стала толще и плотнее за счет впитавшейся краски и приобрела желтоватый оттенок. Словно это старинная книжка - только автографа автора не хватает. Из другого новаторства - впервые в СССР цветная печать по коленкору, новые полосы набора.
- У авторов 60-х годов сохраняется очень бережное отношение к литературному тексту, теплота и нежность послевоенного поколения. Они ценили красоту, по которой люди истосковались, и умели ее передать. Эти иллюстрации очень подробные, их надо рассматривать. А на художников нашего века влияет уже другой визуальный контент. Тут нет трепета от литературы - больше фантасмагории и какого-то личного отношения, - отметила куратор выставки Любовь Яхонтова.
Читайте также: "Легенда о волках" напомнит о детских книжках