Найти тему
Роман Апрелев

Вернисаж под обложкой. Книжки детства

В волгоградском музее изобразительных искусств открылась выставка иллюстраций к детским книгам. В 2019 году ее показали в одной из московских галерей. Ранее организаторы выставляли работы московских и петербургских художников, но проявили интерес к тому, что же есть в провинции. И материалы из Волгограда удивили галеристов. Набрали около 300 работ.

Иллюстрации Ю. М. Теплова к "Робинзону Крузо"
Иллюстрации Ю. М. Теплова к "Робинзону Крузо"

Нижне-Волжское книжное издательство открылось в Сталинграде в 1935 году. Был в его деятельности перерыв, связанный с приходом в черту города фронта. Но в 1943 году печатные станки снова заработали. Выпускали сельскохозяйственные брошюры, политическую агитацию. Печатали на плохой газетной бумаге. Да и в сталинградском отделении Союза художников было всего четыре человека. Но город рос. Творческая молодежь охотно ехала на Волгу: там была работа, давали мастерские и квартиры. К 1970-м годам Волгоград будет одним из заметных художественных центров Поволжья.

Автор - О. С. Кириллова
Автор - О. С. Кириллова

Столичные художники неплохо зарабатывали на иллюстрациях. Волжанам было сложнее. Ведь картинки встречаются прежде всего в детских книгах. А Нижне-Волжское издательство детской литературой практически не занималось. Да и вообще художественных произведений выходило мало.

Гельперн Е. В. Иллюстрация к "Царевне-лягушке"
Гельперн Е. В. Иллюстрация к "Царевне-лягушке"

По воспоминаниям основоположницы сталинградской иллюстрации Нинель Пироговой, книжки начала 60-х годов были ужасны. При том качестве печати рисунки можно было делать только пером и тушью. Так что иллюстрации были либо черно-белые, либо с добавлением еще одного цвета. В 1962 году в городе построили офсетную фабрику, что расширяло полиграфические возможности. Но книги продолжали печатать в газетной типографии.

Нинель Пирогова показала юным волгоградцам, как выглядит Буратино
Нинель Пирогова показала юным волгоградцам, как выглядит Буратино

Другим ярким представителем первого поколения волгоградских художников был Борис Сивец. Он довольно успешно работал в технике линогравюры в Киргизии. Но в один момент, разочаровавшись в своих трудах, он сжег их все и отправился в путешествие по Волге. Одна из стоянок была в Сталинграде. Молодой график вышел погулять, влюбился в город и решил не возвращаться на теплоход.

Так Борис Сивец иллюстрировал русские народные сказки
Так Борис Сивец иллюстрировал русские народные сказки

Перемены пришли в конце 70-х. Во многом они связаны с идеями молодого тогда художника Владислава Коваля. Текст и картинки перестали существовать по раздельности. Книгу стали воспринимать как единый организм. К тому же теперь не только издательство могло делать заказ на оформление какого-нибудь тома. Но художники сами приносили свои предложения, говорили, что бы им хотелось проиллюстрировать.

Работа Владислава Коваля
Работа Владислава Коваля

- В 1974 году вышла первая моя книжка “Кто помогал нам строить дом”. Это альбом для раскрашивания. Я нарисовал разные строительные машины. Я был студентом, но уже семейным. Надо было жить не только на стипендию, но и семью обеспечивать. Пришлось проявить инициативу, пройтись по издательствам. Главному художнику издательства “Малыш” понравились мои работы, и я через месяц получил заказ, - рассказывает Коваль. - Мне эти раскраски очень нравились, потому что они часто переиздавались, что давало прибавку к гонорару. А потом уже пошли серьезные книжки. К диплому у меня уже набрались десятки изданий. И вернувшись в Волгоград, я сотрудничал с московскими издательствами еще на протяжении 20 лет.

-7

Знатоки типографского дела до сих пор вспоминают книгу 1979 года - подарочное издание “Пятнадцатилетнего капитана” Жюля Верна. Бумагу для него выделили отвратительную. Тогда ее всю прокатали на офсете, покрыв двумя слоями краски. Получили бумагу совсем иного качества: она стала толще и плотнее за счет впитавшейся краски и приобрела желтоватый оттенок. Словно это старинная книжка - только автографа автора не хватает. Из другого новаторства - впервые в СССР цветная печать по коленкору, новые полосы набора.

Иллюстрации Светланы Мироновой к "Трем толстякам"
Иллюстрации Светланы Мироновой к "Трем толстякам"

- У авторов 60-х годов сохраняется очень бережное отношение к литературному тексту, теплота и нежность послевоенного поколения. Они ценили красоту, по которой люди истосковались, и умели ее передать. Эти иллюстрации очень подробные, их надо рассматривать. А на художников нашего века влияет уже другой визуальный контент. Тут нет трепета от литературы - больше фантасмагории и какого-то личного отношения, - отметила куратор выставки Любовь Яхонтова.

Читайте также: "Легенда о волках" напомнит о детских книжках