Полина росла в неполной семье. Отец оставил их с мамой Ольгой, когда девочка еще не ходила в школу. В какой-то момент, чтобы прокормить себя и дочь, Ольга приняла решение перебраться в Москву из маленького провинциального городка.
Жизнь в столице давалась непросто. Чтобы обеспечить себя и Полину, женщина бралась за любую работу, иногда совмещая несколько за раз. В основном, трудилась няней и оператором на складе. Не успев получить нормальное образование, каждую лишнюю копейку Ольга откладывала на репетиторов и дополнительные занятия для дочери.
И Полина оправдала надежды мамы. Использовала все предоставленные возможности. Успешно поступила на бюджет в престижный столичный ВУЗ. Исправно получала стипендию. Рано начала зарабатывать самостоятельно. Помогала маме, чем могла. И даже сняла квартиру вместе с подругой.
Но ближе к окончанию учебы она обратилась за помощью по поводу сильнейшей депрессии. Каждое утро ей приходилось буквально заставлять себя, чтобы начать день. Дошло до того, что встать с кровати было большим и трудным достижением.
На приеме Полина жаловалась и много обвиняла себя в "непонятной лени", "что так нельзя", "надо что-то решить, чтобы такого больше не было".
Когда мы начали разворачивать симптом и всю ситуацию, выяснилось, что первые депрессивные эпизоды были вызваны телефонными разговорами с мамой. Чем ближе было окончание учебы, тем более эмоциональной становилась Ольга. Она язвила и раздражалась. Постоянно жаловалась, как ей тяжело и скольким она пожертвовала ради счастья дочери. И Полине приходилось часами выслушивать маму и как-то подбадривать ее. При этом чувствуя, что ее слова ничего не меняют.
Я спросила, что именно она переживала, когда Ольга пренебрегала ее сочувствием и продолжала свои жалобы. Сначала Полина говорила о чувстве вины, переживании себя плохой, недостойной дочерью. Но было что-то еще в этом.
И в какой-то момент работы мы заглянули в телесные ощущения в ответ на голос матери. И здесь Полина была удивлена, когда вдруг озвучила – "Мне не очень нравится".
Это была глубинная правда о том, что ей не очень комфортно в этом процессе рядом с мамой. И если ее детская часть считала себя в ответе за маму и хотела ей что-то компенсировать, то в реальности это мешало Полине понять и принять свои настоящие чувства к Ольге.
Разрушающая девушку система отношений заключалась в том, что раз мама пожертвовала всем, теперь она заслужила безраздельное право владения временем и жизнью своей дочери. И неосознанный гнев Полины на такую ситуацию под воздействием чувства вины вылился в депрессию.
И как только были озвучены и приняты настоящие чувства, симптомы депрессии стали постепенно отступать. Полина смогла прожить свою благодарность к матери, при этом избегая уготованной для нее ловушки. Теперь они общаются более нейтрально. И дочь больше не заставляет себя притворятся, что испытывает "правильные" чувства.
***
👇 А как вы думаете, имеет ли дочь право на свою жизнь? И как быть здесь маме?
#родители #отношениясродителями #промаму #сепарация