Найти в Дзене
Валерий Грачиков

«Гениальные» схемы по добыче денег, придуманные Петром I

Нарвская конфузия, мои читатели, создала для Петра I и России массу сложных проблем. Собственно, если говорить коротко, то все сводилось к трем вещам – надо было придумать, где добыть денег, людей и оружие, чтобы восполнить потери под Нарвой.

Понятно, что главной проблемой были деньги, потому что найдешь деньги – будут и люди, и оружие и все остальное тоже будет. И тут царю помог его верный слуга – человек безусловной честности, хотя одновременно и звериной жестокости, боярин, которому Петр доверял, наверное, как себе, потому что всегда на время своего отсутствия оставлял править его – князь-кесаря Федора Ромодановского.

Петр рассказал Ромодановскому, как все «прекрасно» складывается в государстве: денег нет, солдат кормить нечем, артиллерия потеряна. Выход:

«убавить в монастырях сокровища в золоте и серебре и натиснуть из него деньги»

Но опытный и старый соратник, служивший верой и правдой еще отцу и брату Петра Алексеевича, ответил:

- Сие дело щекотно, должно придумать иное.

И поведав, что похоже время пришло, повел царя в тайную кладовую в Кремле. Когда он привел туда, то

«к несказанному удивлению увидел его царское величество груды серебряной и позолоченной посуды и збруи, мелких серебряных денег и голландских ефимков»

А Ромодановский сказал по словам Нартова следующее:

- Когда родитель твой, царь Алексей Михайлович, в разные времена отъезжал в походы, то по доверенности своей ко мне, лишние деньги и сокровища отдавал на сохранение мне. При конце жизни своей, призвав меня к себе, завещал, чтоб я никому сего из наследников не отдавал до тех пор, разве воспоследует в деньгах при войне крайняя нужда…

Такова легенда, в которой что-то может быть и правдой, хотя бы частичной, что-то выдумкой. Навряд ли что-то могло храниться отдельно от царской казны. Но то, что Ромодановский мог дать дельный совет и то, что сам он был верен, неподкупен и мзды не брал – в этом никаких сомнений нет. Потому и боялись князь-кесаря как огня – «слово и дело государево» он расследовал не считаясь ни с какими чинами, а время было лютое.

-2

Если же говорить о механике решения финансовой проблемы, то Петр решил свои затруднения с деньгами простым способом – станки на Монетном дворе работали без остановки, штампуя обесценивавшиеся деньги. Долю серебра в монете сокращали. Зато до 1700 года выпускали от 200 до 500 тысяч рублей в год, а в 1702 году – 4,5 миллиона. Это позволило на коротком интервале времени закрыть дыру в бюджете.

Кроме того, с подачи Алексея Курбатова, дворецкого фельдмаршала Шереметева, придумали новый способ получения дохода – стали продавать гербовую бумагу. Именно он предложил Петру Алексеевичу идею, которую подсмотрел в заграничном путешествии. Хочешь обратиться к государству с просьбой или получить от него какой-то документ – потрудись, купи гербовую бумагу. Тебе – документ, государству с тебя прибыль.

-3

Курбатов за своевременно подогнанную идею стал дьяком Оружейного приказа, обзавелся деревнями. В общем, стал чиновником. В дальнейшем дослужился до вице-губернатора Архангельска. Из дворецкого. Вот что значит, вовремя предложить идею, как пополнить казну государеву.

Впрочем, доход от порчи монеты скоро закончился. Гербовая бумага тоже миллионов не приносила. А секретный склад, если он и был, тоже сожрала война. И тогда Петр пошел привычным путем всех правителей тогдашнего времени – стал вводить налоги на все, с чего можно было стрясти денег, например, налоги на покупку лошадей и сбруи, на строительство кораблей и за подводы. И так далее, и так далее. А деньги все равно все утекали и утекали – на войну, на строительство и на безудержно вдохновенное воровство «птенцов гнезда Петрова».

-------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграм