Найти в Дзене
Разные времена

Тому, кто нас зовёт...

В.А. Хохлову посвящается…

События жизни идут одно за другим, часто вырываясь из планов, и кажутся, порой, случайными и разрозненными. Пока не пройдет время. Оглядываясь назад, видишь, что ничего случайного не было, а происходило будто предопределенно - и каждое событие является звеном одной цепи. Или словом одной строчки, которая в свою очередь легла в основу не только события, а целого рассказа, даже повести.

И случалось не раз, что давно ушедший из мира человек, о котором ты что-то знаешь понаслышке, вдруг являлся из небытия и настойчиво звал с собой, в свою минувшую судьбу. И перед тобой, как наяву или как в кино открывались одно за другим события его жизни, вплетались в канву общей картины зримо и переплетаясь неразрывно с событиями твоей собственной жизни. Будто он сам незримо вёл тебя сегодняшнего за собой минувшим, соединяя наши жизни.

1

У этой поездки в Тверь была цель (кроме прикосновения к природе) взглянуть на родину одного, возможно, совсем неплохого человека. Собственно, для меня это почти чужой, незнакомый человек. Я очень мало знаю о нём. Это дед моей дочери. Отец моего бывшего мужа Андрея – Василий Андреевич Хохлов.

-2

Наверное, я совсем бы ничего не узнала об этом человеке, если б однажды Андрей нехотя не бросил: посмотри, там альбом принесли …

Это был старый потертый альбом в бархатной обложке с фотографиями. На первом листе приклеен маленький снимок – красивый парень с замкнутым, холодным, каким-то северным лицом. На гимнастерке – медали. Отец моего мужа, дед нашей дочери.

Мать Андрея разошлась с мужем через год после рождения сына. Фактически вычеркнула из жизни навсегда.

Сын почти ничего не знал об отце, да и слышать о нём не хотел.

Буркнул мне, что тот, кто принёс ему альбом, передал также и орденские планки (самих наград не вернули), и небольшую пачку документов и писем. И добавил, что Василий Андреевич имел какое-то близкое отношение к знаменитому клоуну Куклачёву. Вот и всё.

Я забрала себе этот альбом и документы. И вот, переворачивая лист за листом, прикасаюсь к чужой жизни. Что, казалось бы, мне до неё? Ничего… Только как-то зацепил этот парень в гимнастёрке.

-3

Хохлов Василий Андреевич :: Память народаpamyat-naroda.ru

На картонных листах снимки, где Василий Андреевич уже постаревший, с друзьями, коллегами; вот, видимо, со своей матерью рядом – есть неуловимое сходство. Вот со второй женой - по сюжету снимков ясно, что жена. Вот у гроба матери, затем у гроба жены…

Среди документов - орденская книжка Василия Андреевича Хохлова; награды - Орден Красной Звезды, медали «За Отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», Орден Великой Отечественной войны II ст.

Удалось найти сведения о том, где он воевал, как получил награды. Например, в феврале 1944 Василий Андреевич Хохлов «под сильным огнём противника восстановил нарушенную связь, устранив 10 прорывов…» - получил медаль «За Отвагу». В одном наградном листе говорилось, что «товарищ» Хохлов «за бесстрашие и самоотверженную работу» достоин ордена…

Там же, в документах - двойной тетрадный лист в клетку – блестящая контрольная работа по математике за 7 класс средней школы (потом была война)…

Последние трогательные письма его отца и матери, уже послевоенные (он продолжал служить) - написаны карандашом, хорошо сохранились. Но В.А. их ещё и переписал лично (так были дороги) – почерк у него каллиграфический. Отец его умирал от рака, жаловался на боли, письмо не дописал, дописывала мать: нужда, горе, послала сыну яблоки. Откуда-то из деревни Хотошино, Калининской (теперь Тверской области).

Несколько медицинских справок – у Хохлова тяжёлая болезнь сердца…

2

В 2013 году родился у моей дочери первенец, Иван, который чем-то неуловимо вдруг напомнил мне своего героического прадеда.

У Иванушки есть и другие героические прадеды. Один из них с моей стороны - мой родной дед Иван Ефимович Воробьёв, погибший на фронте в марте 1942. Его могилу и историю я отыскала таким чудесным образом, что думаю – это он сам помог себя отыскать (см. повесть «Как я искала деда»).

И при виде этого нового крохотного Иванушки запала мне мысль - связать разорванную ниточку его рода с другой стороны. Пусть растёт Иваном, родство помнящим. А может, это Василий Андреевич решил так и постучал к тому, кто откликнется...

3

Тот, кто принёс альбом, намекнул о родстве со знаменитым артистом, клоуном Юрием Дмитриевичем Куклачёвым, значит, нужно искать информацию в этом направлении.

И вот что нашлось. В своих публикациях - интервью и рассказах Куклачёв не раз вспоминал о некоем «дяде Васе» (как потом и оказалось, о В.А.Хохлове).

Снимок со старого календарика, который клоун подарил маленькой Оле на одном з своих представлений, задолго до их знакомства.
Снимок со старого календарика, который клоун подарил маленькой Оле на одном з своих представлений, задолго до их знакомства.

Привожу отрывки из публикаций:

« - Юрий Дмитриевич, всегда хочется узнать, как человек «состоялся». Где Ваши «корни», из какой Вы семьи?
- Я москвич, семья была самая обыкновенная: отец — шофер, мама — разнорабочая. Часто заходил мамин брат, дядя Вася). Вот он-­то как раз и сыграл главную роль в моем детстве. Мне было семь лет, когда он спросил, кем я хочу стать.

- Не зна­аа­ю…- (что я мог тогда думать об этом!?)

- А что ты ночью делаешь?»

- Сплю…

- Так вот, сегодня не спи, а думай, каков ты есть и к чему тебя тянет».

«…Пришёл однажды к нам домой и говорит: «Юра, иди сюда. Скажи, для чего ты пришёл в этот мир?» Мне было семь лет. Я уставился на него - пьяный мужик! И вопрос глупый.

Мать кричит: «Ты что, Вася, с ума сошёл? Что за вопрос?»

Я говорю: «Дядя Вася, чтобы жить». - А что такое «жить»?» Я ему стал пальцы загибать: кушать, спать, учиться, любить, работать. Вася: «О! Сынок, знаешь, что ты избранный?!»

Я стоял ошалевший. «Вот сегодня, - говорит дядя Вася, - ночью не спи. Думай, кем станешь. Ты же не хочешь, как мама, бобиком бегать, искать, где больше заплатят?» - «Хорошо», - отвечаю. И действительно я целую ночь не спал.

Он мне тогда перевернул всё нутро, парторг чёртов.

- Кто? Дядя Вася? - Да, он на заводе работал, людей учил.

Потом я встретил его на улице через 25 лет. Сидит, как бомж. Увидел меня: «Юра! Я теперь понял, в чём была моя задача в жизни: чтобы тебя толкнуть и вывести из этой трясины. А я, видишь, погиб...» - «Дядя Вася, поехали со мной, обсудим...» - «Нет, Юра, чувствую, что уже всё».

Через неделю он умер. Дядя Вася меня мыслью научил жить».

Бахарева Т., Юрий Куклачев: «Кошки меня ни разу не предали» (интервью), еженедельник «Телевидение и радио», 2010 г., N 44, c. 2.

…Говорю дочери Ольге: напиши Юрию Дмитриевичу Куклачёву на сайт. Вдруг твой дед, действительно, тот самый «дядя Вася», может, артист откликнется – что-то ещё от него узнаем.

Куклачев откликнулся (и оказался племянником Василия Андреевича), позвонил Ольге. Пригласил к себе в театр Кошек.

Маленькому Ивану было около полугода, он тоже поехал.

Артист нас принял радушно, добавил несколько слов к тому, что мы уже знали. Юрий Дмитриевич Куклачёв считает, что именно Василий Андреевич дал ему «путёвку в жизнь»: "неординарный был человек, могучий, но окончил свою жизнь печально, никому ненужным, на улице. Умер в 1986 году".

4

Оставалось найти родину Василия Андреевича Хохлова - Хотошино.

Вот справка: «Хотошино. с. Осташковского у. Тверской губ., на берегу р. Волги. В XII в. X. было известно как город Хотошин, принадлежавший Смоленскому княжеству. По "Уставной грамоте" смоленского кн. Ростислава Мстиславича, данной Смоленской епископии, Хотошин платил княжеской дани 200 гривен, "а из того епископу 20 гривен". X. держал в своих руках верхневолжский путь…». В советское время здесь был совхоз «Искра». Теперь это небольшая деревня, скорее, дачное место на живописном берегу красивого озера.

-5
-6

Через год после встречи в Театре Кошек Ю.Д. Куклачёва я приехала в Хотошино. Говорила с жителями – один вспомнил какого-то, кажется, Кольку Хохлова, которого давным-давно и след простыл. В деревне есть мемориал, там на плитах высечена фамилия Хохлов – Н.И. Имеет ли отношение к нашему Хохлову – очень сомнительно, даже маловероятно. Жители сказали, что все погибшие – не местные.

-7
-8

Сняла закаты, избы, желтеющие деревья. В целом поездка была самая обычная, все, как прежде – неважные дороги, сбитые лисы и какие-то еще дикие зверьки, заброшенные деревни и храмы, памятники военных лет, дзоты, озера, леса, маслята; за железными заборами живописные берега водоемов и масонская пирамида в Осташковском районе…

-9
-10
-11

***

На этом всё, незнакомый дорогой Василий Андреевич. Немного, чем могла почтить вашу память, и того, что смогу передать вашим потомкам.

фото автора