38,3K подписчиков

Два фильма по одной пьесе: "Сослуживцы" vs "Служебный роман"

20K прочитали
Я его посмотрела!

Я сделала это! Я ЭТО сделала. Я посмотрела фильм по пьесе Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского "Сослуживцы". И теперь хочу их сравнить, будет интересно услышать ваше мнение.

Итак, пьеса была написала в 1971 году, а в 1973 на экраны вышла ее экранизация. Многие думают, что режиссером экранизации был Рязанов - нет. Этот фильм снял Борис Кондратьев, а все роли в нем исполнили артисты театра имени Маяковского: Калугина — Галина Анисимова, Новосельцев — Борис Левинсон, Ольга Рыжова — Эмма Сидорова, Самохвалов — Евгений Лазарев, Верочка — Валентина Шендрикова.

Вообще, конечно, поразительно, насколько может различаться видение одного и того же произведения, одних и тех же персонажей у разных людей, у режиссеров в том числе. При том, что оба фильма фактически слово в слово, сцена в сцену повторяют друг друга, они совершенно разные, что подтверждается тем фактом, что "Сослуживцев" сейчас почти никто не помнит, а "Служебный роман" вот уже более сорока лет остается одним из любимейших фильмов отечественного зрителя.

Что меня поразило больше всего, так это Эмма Сидорова в роли Ольги Рыжовой. Образ настолько похож на образ в рязановской версии, что я даже полезла в интернет узнать, не снялась ли в этой роли Немоляева. Ольга Кондратьева и Ольга Рязанова похожи друг на друга как две капли воды. Тот же манеры, та же прическа, тот же стиль в одежде.

Я его посмотрела!-2

Все остальные образы в "Сослуживцах" не имеют ничего общего с образами в "Романе".

Начнем с Новосельцева. Если вы помните, то Самохвалов, Новосельцев и Рыжова учились вместе в одном институте на одном курсе и им по пьесе примерно по 36-37 лет. Так вот, Новосельцева играет 51-летний Борис Левинсон, при этом выглядит он на все 60 с приличным хвостиком. И тот факт, что его персонаж воспитывает двух мальчишек младшего школьного возраста, выглядит, мягко говоря, комично. Визуально это совершенно непривлекательный человек с отталкивающей внешностью. У Рязанова же Новосельцев хоть и не блещет красотой, но по крайней мере его можно описать как приятного человека. Такого милого, домашнего, уютного, настоящего отца семейства.

Я его посмотрела!-3

Галине Анисимовой, игравшей роль 36-летней Калугиной, был 41 год, и выглядит она в спектакле молодо, однако на мымру не тянет - слишком женственна, слишком нежна на мой взгляд, хотя и старается изо всех сил быть "железной леди". Калугина Рязанова более жесткая, более холодная, более "мымрястая", этакая мать Терминатора, и тем разительнее перемена, произошедшая с ней.

Я его посмотрела!-4

Эмма Сидорова (Ольга Рыжова), которой по фильму тоже где-то 36-37 лет, сыграла эту роль в возрасте 42 лет и на 36-летнюю женщину тянет с трудом, точней сказать, не тянет вообще - смотрится на экране старо. Хотя, в 70-х годах выглядеть в 36 на 46 было нормой. Евгений Лазарев, воплотивший на экране образ Самохвалова, оказался ближе всех по возрасту к своему герою - ему было 34 года и выглядел он как раз где-то на 36-37. Почти в точку. Таким образом, у Рязанова попадание в возраст более точное - исполнители этих же ролей находятся в одной возрастной категории плюс-минус год. Кроме Алисы Фрейндлих - ей было 43 года, но по сюжету она и должна выглядеть старше своих лет. Басилашвили тоже было 43, но его внешний вид не вызывает диссонанса, ибо выглядит он просто классно.

Самохвалов-Лазарев и Самохвалов-Басилашвили
Самохвалов-Лазарев и Самохвалов-Басилашвили

Второе удивление это Верочка, секретарь Калугиной. В "Романе" и в "Сослуживцах" это два совершенно разных человека. Верочка из "Романа" в исполнении Лии Ахеджаковой это 100% попадание в образ - классическая секретарша, пронырливая, успевающая сто дел сразу, всегда обо всем узнающая первой. При этом она женщина возраста тоже глубоко под 40 или даже чуть больше, но вся погруженная в моду, а за неимением средств на дорогие вещи она их вяжет или шьет сама. Кроме того, перед зрителем разворачивается личная драма Верочки - она разводится. В "Сослуживцах" это молодая глуповатая особа вряд ли старше 25 лет, которая производит впечатление симпатичной куклы. Мало того, по ходу пьесы она находит своего суженого и дело у нее двигается к свадьбе.

Верочка - Валентина Шендрикова и Верочка - Лия Ахеджакова
Верочка - Валентина Шендрикова и Верочка - Лия Ахеджакова

А теперь об этих произведениях в общих чертах. "Сослуживцы" по сравнению с "Романом" выглядят очень и очень бледненько. Неспроста и сам Рязанов был крайне недоволен этим спектаклем, что и подвигло его снять собственную версию. В его фильме персонажи более яркие, экспрессивные, их образы раскрыты глубже, и я бы сказала, что в "Сослуживцах" актеры играют, а в "Романе" актеры живут. Рязановский вариант охватывает значительно большее пространство и количество действующих лиц - действие происходит в учреждении, и мы его видим. Расширяют границы и съемки на натуре, эти эпизоды то с дождем, то со снегопадом, то с автобусом, то с электричками, то с арбузным прилавком на улице, в которых нам показывают жизнь персонажей вне работы, что делает их гораздо ближе к зрителю. У "Сослуживцев" все действие происходит фактически в трех локациях - 90% фильма это учреждение, 5% - квартира Новосельцева и еще 5% квартира Самохвалова. Ну и, конечно, игра актеров. Она тоже разительно отличается и, увы, не в пользу "Сослуживцев". Исполнителям ролей в этой версии характерна некая деревянность, эмоции у них какие-то вымученные, недостоверные. А в фильме Рязанова просто ключом бьет "искрящийся фонтан чувств", веришь каждому взгляду актеров, каждому слову. ну и финал версии 1971 года чисто театральный - все актеры выходят на сцену с воздушными шариками - типа отыграли, все. Никакого "через 9 месяцев у Новосельцевых было три мальчика". Финита ля, так сказать. Ну и , понятное дело, "Служебный роман" мне нравится куда больше. А вам?

Я его посмотрела!-7