Технология продуктивного чтения - слушания.
Цель: восприятие текста на слух, его понимание.
Средства: особые приемы на каждом этапе чтения текста.
Три этапа работы с текстом.
1) До чтения.
Предположение о ком или о чем будем читать ( по названию и иллюстрациям).
Результат: прогнозирование и мотивация к чтению.
2) Во время чтения.
Взрослый читает вслух и делает остановки для того, чтобы:
-прокомментировать прочитанное, усилить эмоциональное восприятие;
-задать вопрос автору;
-включить воображение детей;
-привлечь внимание к чему - то и пр.
Результат: включение эмоций, воображения, реакция на содержание, сопереживание героям.
3) После чтения.
Вопросы и задания для выявления первичного восприятия, обсуждение прочитанного, творческие задания.
Результат: эстетическое удовольствие, понимание текста, выражение своего отношения к героям.
Три вида текстовой информации
- Фактуальная (то, о чем сообщается в явном виде).
- Подтекстовая (то, о чем сообщается в неявном виде, читается "между строк").
- Концептуальная (основная идея текста, его главные смыслы).
Ведущие приемы анализа текста в технологии продуктивного чтения.
- Диалог с автором
Вести диалог с автором по ходу чтения текста - это значит:
- видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы
- прогнозировать ответы
- проверять себя по ходу чтения текста
-Комментированное чтение
Возьмем, к примеру, рассказ Ю. Коваля "снегири и коты" и разберем его с точки зрения продуктивного чтения. Читаем текст, в скобках комментарии взрослого.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы. А в школе этому не учат.
Проблемное чтение как раз нам в этом помогает. И цель проблемного урока состоит в том, чтобы обучить самостоятельному решению проблем при помощи таких средств как проблемная ситуация, диалог.
Работу с детьми, как и жизнь, нельзя ограничить минимумом:
- дети разные
- нельзя ориентироваться ни на сильного, ни на слабого
- надо учиться находить главное
Решение состоит в минимаксе: ребенок может узнать максимум, но должен (под руководством взрослого)узнать минимум.
Принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно находить ее.
И.В. Кузнецова, методист УМЦ "Школа 2100", почетный работник общего образования РФ. автор учебных пособий.