Найти в Дзене

Преемственность использования технологии продуктивного чтения в работе с дошкольниками.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Технология продуктивного чтения - слушания.

Цель: восприятие текста на слух, его понимание.

Средства: особые приемы на каждом этапе чтения текста.

Три этапа работы с текстом.

1) До чтения.

Предположение о ком или о чем будем читать ( по названию и иллюстрациям).

Результат: прогнозирование и мотивация к чтению.

2) Во время чтения.

Взрослый читает вслух и делает остановки для того, чтобы:

-прокомментировать прочитанное, усилить эмоциональное восприятие;

-задать вопрос автору;

-включить воображение детей;

-привлечь внимание к чему - то и пр.

Результат: включение эмоций, воображения, реакция на содержание, сопереживание героям.

3) После чтения.

Вопросы и задания для выявления первичного восприятия, обсуждение прочитанного, творческие задания.

Результат: эстетическое удовольствие, понимание текста, выражение своего отношения к героям.

Три вида текстовой информации

  • Фактуальная (то, о чем сообщается в явном виде).
  • Подтекстовая (то, о чем сообщается в неявном виде, читается "между строк").
  • Концептуальная (основная идея текста, его главные смыслы).

Ведущие приемы анализа текста в технологии продуктивного чтения.

- Диалог с автором

Вести диалог с автором по ходу чтения текста - это значит:

  • видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы
  • прогнозировать ответы
  • проверять себя по ходу чтения текста

-Комментированное чтение

Возьмем, к примеру, рассказ Ю. Коваля "снегири и коты" и разберем его с точки зрения продуктивного чтения. Читаем текст, в скобках комментарии взрослого.

Из открытых источников.
Из открытых источников.
Из открытых источников.
Из открытых источников.

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы. А в школе этому не учат.

-4

Проблемное чтение как раз нам в этом помогает. И цель проблемного урока состоит в том, чтобы обучить самостоятельному решению проблем при помощи таких средств как проблемная ситуация, диалог.

-5

Работу с детьми, как и жизнь, нельзя ограничить минимумом:

  • дети разные
  • нельзя ориентироваться ни на сильного, ни на слабого
  • надо учиться находить главное

Решение состоит в минимаксе: ребенок может узнать максимум, но должен (под руководством взрослого)узнать минимум.

Принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно находить ее.

И.В. Кузнецова, методист УМЦ "Школа 2100", почетный работник общего образования РФ. автор учебных пособий.