Живем в XXI веке, а количество организационно-правовых форм бизнеса не меняется, а из тех, что есть, предприниматели выбирают общества с ограниченной ответственностью, очень редко АО и еще реже кооперативы. Простые товарищества у нас не прижились, общества с дополнительной ответственностью тоже. Государство в стремлении взять всё что можно под свой контроль отбило охоту создавать компании в форме акционерных обществ, введя обязательство проводить обязательный ежегодный аудит. Малому бизнесу это не интересно, он не видит выгоды в таких проверках.
Глава 4 ГК, с изучения которой я начинала свою дорогу в бизнесе, раскрывает общие положения об ООО и АО, а более детально процедуры создания, деятельности и ликвидации этих самых популярных организационно-правовых форм бизнеса раскрывают соответствующие законы – об обществах с ограниченной ответственностью и об акционерных обществах.
Чтобы понять чем отличают концептуально эти две формы, достаточно посмотреть на главы законов, описывающих администрирование.
В ООО простая и быстрая процедура регистрации. В АО после регистрации надо зарегистрировать эмиссию акций. В 90-е этим ведала ФКЦБ. Если запятую или пробел лишний поставишь, то документы возвращаются назад. Зачем надо было доламываться как до столба к этим документам для меня по сей день загадка. Затем функции по регистрации эмиссии были переданы Центральному банку, но жизнь АО не стала от этого легче.
Участники ООО имеют больше защиты: преимущественное право покупки доли и установление различных условий для отчуждения долей – это то, что отличает владельцев ООО от АО.
Распределять доли не пропорционально долям в обществе – это тоже привилегия участников ООО, равно как и право участника выйти с выплатой действительной стоимости его доли. Процедура хоть и сложная с точки зрения необходимости подключения к ней бухгалтерской службы, но пользуется большой популярностью, когда владельцы побили горшки.
Несмотря на то, что эта опция не пользуется популярностью, законом предусмотрена возможность участников требовать в судебном порядке исключения участника из общества. В лихие 90-е такое возможно было по решению лишь самих участников и за бездействие одного или нескольких участников их можно было исключить из общества без суда. Потом эту дырку прикрыли, когда компания Росбилдинг и ей подобные развели ну очень активную деятельность по рейдерским захватам бизнеса.
В прошлом году наши законодатели пошли еще дальше и для ООО как самой распространенной формы бизнеса предложили унифицированную форму устава.
Но у АО тоже есть свою плюсы по сравнению с его более распространенным товарищем: количество акционеров не ограничено (у ООО не более 50 участников), можно предусмотреть преимущественное право приобретения акций или согласие акционеров на отчуждение акций. В АО более простая смена акционеров: достаточно простой письменной формы договора акций, хотя надо подать сведения держателю акционеров, а сам переход фиксируется только в реестре акционеров, т.е. не надо бежать к нотариусу для удостоверения сделки и подавать документы в ИФНС для последующей регистрации в ЕГРЮЛ. АО должно раскрывать информацию о своей деятельности только в случае, если число акционеров больше 50.
Конечно, предприниматели, выбирающие форму АО, руководствуются не всегда юридическими предпосылками, но и соображениями статуса, считая, что АО будет звучать более солидно, чем ООО. Чаще такое убеждение можно встретить у производителей, участников государственных тендеров или ВЭД.
Окончательное решение о том, в какой форме создавать юрлицо, зависит от размера бизнеса, необходимости привлечения инвестиций, которые предоставляют особые права инвестору, необходимости сохранения состава участников до определенного момента.