Осенью 2015 года, проезжая по Московскому шоссе в Рязани я увидел автомобиль ГАЗ-63 на крыше дома 149Б.
Он явно использовался как рекламная конструкция и ориентир магазина автозапчастей.
Присмотревшись, я увидел, что эта машина выпущена ещё до переименования Автозавода имени Молотова в Горьковский Автомобильный Завод - ГАЗ.
То есть, она произведена не позже 1955 года.
ГАЗ-63 — советский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4x4, грузоподъёмностью две тонны.
Всего было выпущено 474 464 экземпляра всех модификаций.
Проектирование автомобиля началось ещё в 1938 году.
Первые опытные образцы ГАЗ-63 были созданы перед Великой Отечественной войной в 1939 и 1940 году.
Выглядели они в духе того времени
В дизайне кабины, капота и оперения угадывалась самая массовая довоенная грузовая машина - ГАЗ-ММ, улучшенной полноприводной версией которого и должен был стать новый "вездеход".
Однако, до войны серию запустить не успели.
Наработки по ГАЗ-63 были использованы при запуске следующего поколения Горьковских грузовиков - ГАЗ-51.
Серийное производство обновлённого ГАЗ-63 было развёрнуто в 1948 году.
Была достигнута степень унификации с базовой моделью ГАЗ-51 на 80 %.
ГАЗ-63 наиболее массовый полноприводный грузовик Советской Армии и в народном хозяйстве СССР в 1950—60-х. В 1968 году уступил место модели ГАЗ-66.
Автомобиль имел рамную конструкцию, полный привод с отключаемым передним мостом (два карданных вала к ведущим мостам и промежуточный между коробкой передач и раздаточной коробкой), короткие свесы и односкатные колёса с регулируемым внутренним давлением.
Расходуя от 25 до 29 литров 66-го бензина на 100 км, автомобиль мог перевозить 2,0 тонны груза, двигаясь по шоссе и 1,5 тонны на грунтовой трассе.
ГАЗ-63 являлся основой для целого ряда специальных автомобилей.
Например, на основе ГАЗ-63 в 1950 году был создан легендарный колёсный бронетранспортёр БТР-40.
Двигатель ГАЗ-51, карбюраторный, четырёхтактный, шестицилиндровый, нижнеклапанный.
- Рабочий объем, л — 3,48
- Максимальная мощность, л. с. — 70 при 2800 об/мин
- Максимальный крутящий момент, кгс-м — 20,5 при 1500-1700 об/мин
- Напряжение электрооборудования — 12B
- Сцепление однодисковое, сухое
- Коробка передач четырёхступенчатая
- Раздаточная коробка двухступенчатая
Боковые панели облицовки капота были съёмные, летом это значительно облегчало охлаждение двигателя.
Под капотом на правой стороне двигателя монтировался котёл предпускового подогрева.
В зимнее время необходимо было вывернуть руль влево, в крыле правого переднего колеса открыть люк и в жаровую трубу котла вставить работающую паяльную лампу.
Прогревалась жидкость в системе охлаждения, горячими газами согревалось моторное масло в поддоне картера.
При подогреве "сухого" двигателя в котёл заливалось 5 литров воды, затем следовал подогрев образующимся паром.
Затем — запуск двигателя и долив воды в радиатор.
Большое чёрное прямоугольное отверстие для доступа к предпусковому подогревателю хорошо видно между колесом и крылом.
Расположенный в кабине отопитель подавал при помощи электрического вентилятора тёплый воздух только на ветровое стекло.
К ногам водителя и пассажира тёплый воздух поступал только при движении автомобиля через открывающийся за капотом воздухозаборник.
Зимой в кабине стоящего автомобиля было холодно.
Наряду с ГАЗ-63 выпускалась его модификация ГАЗ-63А, оснащенная лебедкой, установленной на переднем конце рамы.
Лебедка, оснащенная 65-метровым тросом, развивала наибольшее тяговое усилие 4500 кг и приводилась в действие карданным валом через коробку отбора мощности от трансмиссии.
На этом экземпляре бампер короткий, места под лебёдку - нет. Признак ГАЗ-63.
Серийное производство продолжалось до лета 1968 года.
Всего было изготовлено 474464 автомобилей всех модификаций, которые в том числе поставлялись на экспорт в социалистические страны, в Финляндию, страны Азии, Африки, Ближнего Востока.
К сожалению, после 2016 года этого автомобиля здесь уже нет, но другие такие же машины нет-нет, да и попадутся на глаза в местах, где мало асфальтовых дорог, но нужно жить и возить грузы.