Найти тему

Металлические бытовые печки, часть 2

Предыдущая часть 1.

Пошехонки.

Есть среди бытовых печек устройства, сделанные по принципу минимализма во всем. Это походные печки - печки для палаток. Причем, это печки именно для походных палаток - применение в основном в лыжном туризме, хотя иногда случайно попадают и в другие виды туризма. Автору доводилось ночевать в далекие студенческие годы в шатровой палатке "Зима", в глухом заснеженном лесу, с маленькой печкой, но это было задолго до того, как он волею судьбы стал в некотором роде специалистам по топочным устройствам.

Печки для армейских палаток, для МЧС-овских палаток, больших экспедиционных палаток - совсем другой класс.

Минимализм. Так как в настоящем лыжном походе все приходится нести на себе в рюкзаке (даже туристические санки в условиях горно-лесистой или горно-тундровой местности - Средний и Северный Урал, Кольский полуостров и подобное - не всегда удается использовать) то первое требование к палаточной печке - малый вес. Одновременно с малым весом идет малый упаковочный объем - как правило внутрь печки укладывается разобранная труба. Труба из за ограниченности объема получается минимальна по высоте и диаметру. Есть "технологичные" трубы из упругого листа, которые могут сворачиваться в спиральную трубу или трубу с продольным стыком. Но не прижились - высокие температуры уходящих газов всю технологичность беспощадно портят. Минимизация заставляет отказываться даже от таких вроде как необходимый элементов как колосник.

Во времена Советского Союза в походы ходили достаточно технически грамотные люди с инженерным образованием (во всяком случае изрядный процент) и было много интересных палаточных печек из разного материала, включая титан.

Сейчас фонтан технического творчества значительно уменьшился, до редких капель. Умение покупать наоборот, выросло до невероятной величины и на фоне этого палаточные печки пришли примерно к одному типу под названием "пошехонка".

Пошехонка малая
Пошехонка малая

Как правило, это параллелепипед или цилиндр из тонкой нержавейки, с трубой небольшого диаметра, съемной дверкой (минимализм же, никаких петель фиксаторов, смотровых окошек) и регулируемой подачи воздуха. Опорные ножки или подвес могут быть, но не всегда. Дополнительные элементы, которыми "обрастают " подобные печки - экраны, зольные ящики, решетки и вешалки для просушки вещей - это скорее автомобильный вариант печки, не столь ограниченный по габаритам и весу. К слову, для авто варианта можно было бы и что то получше использовать, с нормальным процессом горения и достаточно широкой гаммой возможного топлива.

Что получилось в результате этого минимализма? Минимальный вес и габариты - однозначный плюс. Минимальная труба дает минимальную тягу, несмотря на высокую температуру уходящих газов, а отсутствие колосника вдобавок к этому - минимальную влажность топлива, на которой процесс горения идет более менее устойчиво. Маленькие размеры требуют маленьких размеров дров в поперечном сечении, да и в длину, для нормального процесса горения.

Малый объем топочного пространства и малая площадь теплообменной поверхности не позволяет иметь одновременно хорошую мощность и хороший КПД. Вторым обычно пренебрегают, как и количеством сжигаемых дров. Температура уходящих газов настолько высокая, что на некоторых режимах из трубы может "выглядывать" пламя. То есть пламя горящего топлива и топочные газы, отдав минимальное количество тепла на стенки, а со стенок - внутрь палатки, большую часть энергии уносит в атмосферу. Что в принципе, подтверждает один из сложившихся стереотипов. Но только на этой конструкции. Эффективность, оно же КПД - в лучшем случае 30%, а то и меньше.

Длительность горения. В нормальном режиме, пока горят дрова - греет, прогорело довольно быстро (дрова то мелкие) - не греет. Но на печках несколько большего размера режим длительного горения может быть реализован, причем по двум вариантам.

Вариант первый (считаю его правильным) - в печке нажигается максимально возможное количество древесного угля, для чего подбирается оптимальное поперечное сечение дров, периодичность загрузки и количество единовременно загружаемых дров. Одновременно прогревается, насколько возможно, палатка, осуществляются сушка вещей и прочие действа, требующие интенсивной отдачи тепла от печки. Затем прикрывается воздух до минимума и древесный уголь тлеет до полного своего прогорания.

Вариант два. В работающую (горящую) печку закладываются сухие, сравнительно крупные поленья, воздух закрывается до минимума и переводят печку в режим так называемого "пиролиза". В печке при этом так же тлеет древесный уголь (как уже нагоревший так и вновь получаемый из толстых поленьев) но выделяемые при этом пиролизные газы не сгорают, а частично улетают через трубу в атмосферу, а большей частью откладываются в виде смоляного конденсата в трубе и внутри печки.

Это не труба из палатки, но конденсат похож.
Это не труба из палатки, но конденсат похож.

При этом полезная энергия горящего угля частично тратится на процесс пиролиза. Никакие трубки для дожига пиролизных газов при этом не помогают - слишком низкая температура и слишком трудно загораются пары смол, которые составляют основную часть пиролизных газов.

В последующем трубу необходимо прожигать, поскольку очистить от липкой субстанции другими способами мало реально. Если не прожигать - сложно разобрать сложить собрать по новой, и кроме того, зарастающее сечение уменьшает тягу и печка начинает дымить внутрь палатки.

Но данная конструкция - пошехонка - оправдывает себя в своей области применения. Малый вес и малый размер перевешивают низкую эффективность (КПД), тем более, что по дровам ограничение только в трудоемкости их заготовки. Если вспомнить про минимальную потребную влажность топлива, то остановку на ночевку опять же делают возле стоящей сушины, которая частично идет на печку, а большей частью на костер.

Современное туристическое снаряжение позволяет ходить и без печки, но тут уж как говорят: "на вкус все фломастеры разные". Мы же рассматриваем технические и теплотехнические аспекты подобных устройств.

Часть 3.