Автор: Василий Пигин
Синдром ВЫГОРАНИЯ официально признан в мае 2019 всемирной организацией болезнью! Стресс становится чумой 21 века. Но что это такое? Каковы признаки выгорания? Какие факторы провоцируют стресс? И что делать организации и человеку с этим?
Про сам стресс сказано и написано уже тонны литературы. Много психологов занимаются этой проблемой. Но если все настолько банально, то почему проблема прогрессирует и, скорее всего, вы четко не смогли ответить на вопросы выше?
На российских деловых просторах проблемой выгорания, по моему мнению, пока еще серьезно не озадачились.
В 90-е нужно было выживать, при этом «за воротами» на высокооплачиваемую работу строились в очередь. Иностранные компании брали преимущественно молодых и здоровых.
В начале двухтысячных некоторые иностранные компании в России только начали внедрять некоторые элементы управления стрессами своих сотрудников с подсказки штаб квартир из-за рубежа. А чуть позднее уже сами начали осознавать, что некоторые очень ценные специалисты безумно перерабатывают и буквально сгорают на работе, а заменить их крайне дорого и долго.
Чуть позднее, говорить о конкретных сроках вряд ли возможно, проблему почувствовали и российские компании, получая крайне нежелательную текучесть и рост количества больничных листков у своих элитных специалистов и руководитлей.
К чему это я? Поздравляю! Чем дальше, тем сложнее будет отмахиваться от явно проявившейся проблемы. И учитывая уровень мягко говоря слабого понимания проблемы на уровне населения, работодателям придется самим заниматься этой темой. Выбирайте: или текучесть среди золотого кадрового фонда или программы по управлению стрессом.
Каковы признаки появления эмоционального выгорания?
Эти признаки можно объединить в 4 группы:
- Физические или соматические
- низкая энергетика, слабость
- ломка в теле и даже боль
- частые болезни
- Эмоциональные
- раздражительность
- чувство, что ничего не успеваешь, все валится из рук
- колебания в настроении
- Когнитивные, проявляется в том, как работает "голова":
- потеря концентрации
- забывчивость
- ошибочность в суждениях и выводах
- Поведенческие
- Переедание и бессонница
- Откладывание дел и задач на потом
- Нервические движения
Задача №1 - это заметить и признать существование такого отклонения. В целом это несложно, просто этому нужно уделить внимание.
Итак, проблема у сотрудника налицо. Что дальше делать с этим?
В результате исследований TTISI были определены 7 групп факторов, которые провоцируют стресс. Каждый из факторов, в свою очередь имеет подфакторы:
1. Непомерный уровень требований должности
- проблема с управлением временем: работа не сбалансирована по задачам, слишком много задач для одной должности, рабочее пространство неэффективно.
- насколько человек вообще подходит для данной должности личностно: может быть человек не склонен к ней и она ему трудно дается?
2. Соотношение «усилия/вознаграждение»
- чувство полезности работы, включая уровнь оплаты: совпадают ли движущие силы мотивации человека с поощрениями той работы, которую он выполняет? А не заложены ли в должность факторы, провоцирующие внутриличностный конфликт?
- признание и позитивная оценка работы окружающими, в том числе руководителем
3. Чувство контроля над ситуацией («не бессилие»): обязанности соответствуют полномочиям, понятность «территории».
- Вовлеченность: насколько мои действия влияют на ситуацию?
- Насколько автономно я могу принимать решения без разрешения сверху?
4. Организационные изменения
- Недостаточная коммуникация этих изменений руководством
- Позитивность тренда изменений
- Вдохновляющее видение организации: непонятно, куда идет организация
5. Руководитель
- Способность понимать потребности подчиненных
- Стиль управления
6. Общественная поддержка
- Избегание людей или событий
- Конфликты с коллегами, низкий уровень сотрудничества
7. Стабильность работы
- Возможности продвижения, понимание будущего
- Стабильность
- Доверие в работе