Почему так важен этот параметр?
Дизельное топливо было и остается одним из основных типов горючего. Его изготавливают по ГОСТ 305-82, который предъявляет требования к определенным характеристикам нефтепродукта. Одна из них – плотность дизельного топлива, которая определяет его эффективность при разной температуре. Эта величина непостоянна, и ее периодически замеряют, поскольку ее изменение может сказываться на работе двигателя
Что такое плотность дизельного топлива и в чем измеряется
Под плотностью понимают удельный вес дизельного топлива, т. е. отношение единицы массы к единице объема: p = m/V, где m – масса, V – объем. Масса чаще всего измеряется в тоннах (1 т = 1000 кг), килограммах (1 кг = 1000 г) и граммах. Распространенные единицы измерения объема – м3 и см3. Отсюда можно легко понять, в чем измеряется плотность дизельного топлива: в т/м3, кг/м3 и г/см3.
При необходимости можно переводить значение из одних единиц в другие. Например, если взять плотность дизельного топлива в кг/м3, равную 845 кг/м3, то в других единицах это будет 0,845 т/м3 и 0,845 г/см3.
Какой должна быть плотность дизтоплива
Средняя плотность дизельного топлива, согласно п. 20 Таблицы 2 ГОСТ 305-82 составляет 830,0-860,0 кг/м3. Эталонное значение определяется при 20 °C. Для дизельного топлива ЕВРО этот параметр равен 820-845 кг/м3, что соответствует ГОСТ 32511-2013. При отклонении температуры на 1 °C в ту или другую сторону показатель увеличивается или уменьшается на 0,0007 г/см3 или на 0,7 кг/м3 для каждого градуса. Т. е. для корректировки значения используется поправочный коэффициент – 0,0007 г/см3·°C.
Пример: плотность 845 кг/м3, определенная при 20 °C, при 25 °C будет составлять уже 845 + (25 – 20) · 0,7 = 848,5 кг/м3.
Если сравнивать дизельное топливо и бензин, то у последнего плотность ниже, к примеру, у бензина АИ-92 – 760 кг/м3, а у АИ-95 – 750 кг/м3.
От чего зависит плотность
Удельный вес – непостоянная величина, изменяющаяся под воздействием внешних факторов. То, какой будет плотность дизельного топлива, зависит от его температуры. Чем она выше, тем больше значение, и наоборот. Для измерения используют два способа: теоретический метод или специальный прибор ареометр. Последний позволяет определить значение с высокой точностью.
Обратите внимание: при использовании ареометра топливо наливают в емкость, прогревают до 20 °C, после чего погружают туда прибор. Полученное значение остается сверить с удельным весом соответствующего сорта дизтоплива.
Плотность разных видов дизельного топлива
Согласно ГОСТ 305-82, дизельное топливо классифицируется на 3 вида: летнее, зимнее и арктическое. Каждый тип используется в определенное время года. Летнее применяется при температуре окружающей среды больше 0 °C. Зимний дизель позволяет эксплуатировать автомобиль при морозах до -30 °C, а арктический – до -50 °C, что актуально для условий Крайнего Севера.
Важно! Необходимость смены топлива с летнего на зимнее обусловлено тем, что с понижением температуры дизтопливо начинает густеть, что затрудняет запуск двигателя.
Плотность летнего дизельного топлива, согласно ГОСТ 305-82, должна составлять не более 860 кг/м3, зимнего – не более 840 кг/м3, а арктического – не более 830 кг/м3. Это параметры для обычного дизтоплива. Плотность зимнего дизельного топлива ЕВРО зависит от его класса (0, 1, 2, 3 и 4 (арктическое топливо), определяется при 15 °C. Согласно п. 3 Таблицы 3 ГОСТ 32511-2013, этот показатель должен составлять:
- 800,0-845,0 кг/м3 – класс 0;
- 800,0-845,0 кг/м3 – класс 1;
- 800,0-840,0 кг/м3 – класс 2;
- 800,0-840,0 кг/м3 – класс 3;
- 800,0-840,0 кг/м3 – класс 4.
Выводы
Для дизельного топлива плотность имеет особенно важное значение, поскольку определяет эффективность использования. Параметр зависит от температуры окружающего воздуха. По этой причине нормативная плотность, указываемая в ГОСТ 305-82, не всегда соответствует реальной. Среднее значение корректируют с учетом поправочного коэффициента, равного 0,7 кг/м3. Еще плотность различается для разных видов дизельного топлива, которое делится на летнее, зимнее и арктическое. Каждый тип должен использоваться до определенной температуры, что объясняется разницей в кинематической вязкости, которая влияет на возможность работы двигателя.
__________
Материал создан при поддержке компании «Ойл Ресурс Групп» с целью предоставления полезной информации о нефти и нефтепродуктах.
=====================================================