Главный интеллектуальный центр компании – конструкторская и технологическая службы. В 2006-м году образован блок заместителя генерального директора «КАМАЗа» – директора по развитию, которым бессменно руководит Ирек Гумеров.
Блок развития
В блок развития входят научно-технический центр (с 1 ноября 2019 года главный конструктор «КАМАЗа» – директор НТЦ Евгений Макаров) и технологический центр (в декабре 2017 года главным технологом – директором ТЦ назначен Фёдор Назаров). Занимаемые площади – более 118 тыс. кв. м, коллектив работников – две тысячи человек.
Ключевые специальности – инженер-конструктор/расчётчик, инженер-технолог, инженер-исследователь. В блоке развития один доктор наук и 21 кандидат технических наук. Это одно из самых «молодых» подразделений «КАМАЗа»: более половины сотрудников – в возрасте до 35 лет. Подразделения работают в единой информационной среде, что позволяет осуществлять управление всем жизненным циклом продукта.
Преемник УГК
Управление главного конструктора автогиганта, правопреемником которого позднее стал Научно-технический центр «КАМАЗа», было образовано в апреле 1970-го года. Первым руководителем назначили главного конструктора по автомобилям Владимира Наумовича Баруна, с 1977 года он – главный конструктор «КАМАЗа». Именно Барун находился у истоков создания и в период становления УГК, при нём были сформированы основные принципы работы собственной конструкторской структуры «КАМАЗа». Первоначально, поскольку проектированием автомобиля КАМАЗ занимались конструкторы ЗИЛа, УГК отводилась весьма скромная роль «серийного сопровождения». Но, начиная с 1977 года, в УГК разрабатываются новые модели – более тяжёлые и мощные.
Время перемен
Конец 80-х годов вошёл в историю разработкой семейства полноприводных автомобилей «Мустанг», а середина 90-х, несмотря на все сложности эпохи, – созданием самосвала КАМАЗ-6520 грузоподъёмностью 20 тонн.
В этот период НТЦ возглавляет Рамиль Абдреевич Азаматов. В начале нового века и тысячелетия НТЦ – генератор идей развития новой техники. Идут испытания семейства модернизированных автомобилей КАМАЗ-65115, проектирование и сборка «супертяжеловесов» – КАМАЗов-65226 полной массой 97 тонн. В это же время создаются производства современных узлов и агрегатов совместно с передовыми иностранными компаниями.
Наше время
В 2012 году стартовало кардинальное обновление модельного ряда: разработан магистральный тягач нового поколения, начато расширение линейки новых моделей.
С 2014 года реализуется масштабный проект «Реинжиниринг автопроизводства и создание перспективного семейства автомобилей КАМАЗ». Созданы полноприводный грузовой автомобиль с гибридной установкой, два электробуса большого и особо малого класса, в 2015-м – первый беспилотный «КАМАЗ», в 2017-м представлен первый образец магистрального грузовика поколения К5.
Самые актуальные проекты – создание перспективного семейства автомобилей КАМАЗ, перспективного семейства рядных двигателей КАМАЗ, энергоэффективных экологичных транспортных средств, беспилотников и всего того, что связано с их разработкой, расчётами, испытаниями, сертификацией и технологической подготовкой производства. В активе блока – солидная опытно-экспериментальная база, испытательные стенды, станочный парк, сборочное производство опытных автомобилей, демонстрационная площадка испытательного трека.
Разрабатываются и внедряются в производство аддитивные технологии, инновационные материалы, ведётся научно-исследовательская деятельность. Применение информационных технологий и создание инженерных баз в разы сократило сроки проектирования, акцент сделан на виртуальные испытания.
Новаторство – стиль профессиональной жизни работников блока развития. Они – авторы 691 изобретения, 78 промышленных образцов, 643 полезных моделей. Товарный знак зарегистрирован в РФ и 95 зарубежных странах, три товарных знака признаны общеизвестными ТЗ в РФ. Ежегодно специалисты блока участвуют во Всероссийском конкурсе «Инженер года» и ряде форумов. В 2018 году заняли второе место в самом масштабном в РФ соревновании профессионального мастерства среди молодых специалистов в возрасте от 18 до 28 лет «WorldSkills Hi-Tech».