Найти в Дзене
Стиль жизни

Дирижерская палочка: пика, баттута, выстрел?

Не знаю, как у кого, а у меня дирижерская палочка ассоциируется с пикой, которой умелый пикадор на корриде закалывает быка.

Настолько его движения отточены, молниеносны. Во всяком случае в документальном фильме, посвященном концерту 1962 года Марии Калласс в Ковент Гарден, дирижер Жорж Претр – истинный пикадор. Особенно, когда начинается Хабанера.

-2

Вы не верите, что между дирижером и оркестром может быть борьба, ну или, по крайней мере, соперничество? Тогда посмотрите замечательный фильм Федерико Феллини «Репетиция оркестра».

Впрочем, не буду настаивать. Каждый уважающий себя музыкант и любитель музыки выстроит в воображении свой, не менее экзотический, ассоциативный ряд.

-3

Гораздо любопытнее выяснить, откуда она – дирижерская палочка – появилась и зачем вообще нужна?

Нет, в самом деле, иногда кажется, что дирижер – это какой-то расшалившийся карапуз, который, размахивая руками, только мешает играть оркестру и слушать музыку.

На самом деле, к вящему неудовольствию тех, кто не выносит дирижеров, скажем прямо: в прошлом руководитель оркестра вел себя еще более бесцеремонно и громко. Он колотил в пол, отбивая ритм, огромной баттутой – тяжелой, громоздкой деревянной тростью.

Баттута, как и многие музыкальные термины, произошла от итальянского слова battere: бить, ударять!

Позже по мере усложнения музыкальных произведений появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра и возникло так называемое тихое дирижирование.

Нет, дирижер не стал быть баттутой тише. А просто стал дирижировать руками. Такое тихое дирижирование можно наблюдать и по сей день.

К примеру, Валерий Гергиев часто, на концертной эстраде, выступает и без палочки. Но не всегда. Все, видимо, зависит от репертуара.

-4

Но при тихом дирижировании музыкантам не всегда удается уследить за движениями руки дирижера. Поэтому в XVII – XVIII веках дирижеры стали использовать различные предметы, чтобы сделать жест более заметным и, конечно, выразительным.

Как пишут разного рода музыкальные справочники и энциклопедии: чаще всего инструментом дирижирования был скрипичный смычок или несколько нотных листков, свернутых в рулон. Некоторые маэстро выбирали более габаритные предметы – композитор Мендельсон, к примеру, дирижировал тростью, обтянутой кожей, а Гектор Берлиоз и вовсе считал идеальным предметом обычную сучковатую ветку.

Кстати, все эти подручные предметы отнюдь не безобидны. Каждый уважающий себя музыкант знает, что причиной смерти французского композитора Жана-Батиста Люлли, стала именно «дирижерская палочка». В то время в качестве этой самой палочки дирижеры использовали прогулочные трости, которыми отстукивали ритм по полу. И вот 8 января 1687 года, дирижируя оркестром, Люлли сильно ударил по ноге наконечником трости. Эта казалось бы несущественная рана, однако, привела к заражению крови и скорой смерти композитора!

Но не будем о грустном. Продолжим небольшой экскурс в историю…

Кто же тот смельчак, кто первый вышел к оркестру с маленькой дирижерской палочкой в руке?

Первопроходцем принято считать знаменитого немецкого скрипача, композитора и дирижера Людвига Шпора.

-5

Это знаменательное событие произошло в 1820 году на концерте в Англии. Шпор свернул лист белой бумаги в тоненькую трубочку. И с этого времени дирижерская палочка стала легкой и светлой и вошла в обиход дирижерского дела.

Почему обязательно светлой?

Поэтому музыканты должны хорошо видеть палочку даже в темноте.

Определенного стандарта длины, веса или материала, из которого изготавливают современные дирижерские палочки, не существует.

Палочки, как и мебель, делают из бука, клена, яблони, ореха, березы или красного дерева. А иной раз - из серебра и золота.

Говорят, что Юрию Темирканову на его 60-летие тогдашний питерский губернатор Яковлев подарил палочку, усыпанную изумрудами и сапфирами.

-6

Словом, дирижерская палочка вошла в легенды.

Одна из них гласит, что знаменитый дирижер Николай Голованов пользовался короткой палочкой, и у него не было слышно половины оркестра.

Когда-то давно известный русский пианист, дирижер и педагог Феликс Блуменфельд сказал, что «дирижёр – это глаза».

А что же такое тогда дирижерская палочка: очки, пика, перст божий или контрольный выстрел в голову, когда не на шутку развоевавшийся дирижер готов порвать оркестр и вместе с ним зал, как Шарик грелку?

И то, и другое, и третье.

Разумеется, в умелых руках!

А вы как думаете?