Пишите искренние стихи или песни пробуждающие в людях «чувства добрые»? Сочиняете глубоко продуманные истории с философским уклоном, где нужно сесть и подумать?
Тогда чёрта-с-два у вас получится снискать любовь толпы в это ироничное и сарказматичное время постмодерна. Засуньте вашу искренность сами знаете куда…
Постмодерн. Да, именно так называют умные мира сего наше сегодняшнее время. Это время, которым правят мемы. И ещё раз мемы. Это время, когда никто не хочет думать и всегда не против обсудить в сети пустые (постыдные) события. Это время иронии, самоиронии и сарказма, когда вперёд выходят самые низменные человеческие чувства и качества.
Далеко ходить не надо. Давайте возьмём одного из самых популярных исполнителей нашего времени, сделавшего карьеру на киче и нецензурном трёпе. Человек, которого некоторые всерьёз считают философом нашего времени. Мы говорим о Сергее Шнурове, который в последнее время ещё и в «поэты» заделался. Деньги он продолжает грести благодаря своему бренду «Ленинград», который вроде, как и распался, но вроде как продолжает петь хайповые песни типа «лабутенов» или последней песни, где две бабы дерутся. Даже самый узколобый индивид, который топит за Шнурова, хорошо понимает, что от группы «Ленинград» осталось лишь одно название.
И Ленинград и сам Шнуров – это самый яркий пример постмодерна, когда пипл будет хавать всё.
Впрочем, и «поэтическое» творчество этого человека далеко не ушло. Здесь работает вся та же формула. Берётся любая обсуждаемая повестка дня, добавляется львиная доля иронии (иногда самоиронии) приправляется сарказмом и ненормативной лексикой и обволакивается в стихотворную форму. И всё. «Шедевр» готов. Выступай сегодня Шнуров не со своими песнями, а стихами, он, возможно, вновь соберёт вокруг себя огромную толпу зевак, которые будут кричать «ещё-ещё-ещё». Как работает постмодерн Сергей Владимирович прекрасно понимает.
А вы говорите вечное… Пушкин, Блок, Высоцкий. Нет, стадионы сегодня соберёт только Шнуров или молодой отрок Моргенштерн, который открыто говорит толпе в своём творчестве: «Мне пох». Потому что массам плевать на «вечное» и нужно только «низменное».
Мы употребляем слово "массы" в общих чертах. Конечно и сегодня есть люди, которые будут зачитываться томиком Блока или Есенина. Но таких меньшинство.
И вот как раз Владимир Высоцкий очень яркий пример другого времени, когда люди хотели грузить себя сложными текстами, хотели сострадать лирическим героям. Когда люди верили в искренность и думали о том, что хочет сказать автор (а не что показать). Высоцкий тоже собирал стадионы, но это было другое время и другие люди.
Да, у Высоцкого есть и «блатные» песни, и шуточные стихи. Присутствует ирония. Но глубину и проработку его текстов невозможно и рядом поставить с бездарными всхлипами того же Шнурова. В этом плане Высоцкий вечен и его время ещё не раз придёт. Всевозможные «Шнуровы и Моргенштерны» время от времени тоже будут всплывать, только под разными именами.
Всё не так, ребята…
Но пройдёт ли это время? Закончится ли когда-нибудь этот всемирный потребительский китч, а толпа вновь захочет светлого, искреннего, доброго?
И опять же люди, которые умеют хорошо прослеживать тенденции и вкусы потребителей, говорят, что пройдёт. И вроде как это время уже наступает на пятки поднадоевшему постмодерну. Даже термин придумали новый «метамодерн». Массы рано или поздно устанут от бесконечной иронии и мемом, людям захочется чего-то нового и светлого. Те, кого толпа возносит сегодня, отправятся на помойку истории. Увы, но постмодерн перемелет всех его адептов, не отставив от них и косточки. Постмодерну не нужны имена и лица. Он всегда жаждет только одного – внимания масс. Шоу, которое не закончится никогда.
Конечно, Шнуров и Высоцкий не единственные персоны о которых можно говорить. Имён на самом деле много. Но мы взяли их в пример для яркости и контрастности. Новых «Шнуровых» появится ещё не мало, а вот новых «Высоцких», пожалуй, не будет – но будут новые имена, которые навсегда впишут себя в историю. Это люди, которые будут писать и петь о людях, а не о низменных вещах…