Найти в Дзене
Ваш Реставратор

Пропагандист Петра I: заграница, ссылка, казнь и вторая жизнь.

Петр Павлович Шафиров, “Дедикация, или Приношение царевичу Петру Петровичу о премудрых, храбрых и великодушных делах его величества государя Петра I”, 1722 г.

Книга, напечатанная в 1722 г., находится в отличном состоянии для своего возраста.
Книга, напечатанная в 1722 г., находится в отличном состоянии для своего возраста.

Русский #дипломат, руководитель российской почты, барон Петр Шафиров – по личному настоянию императора – в 1716 году напишет, а в 1722 г. напечатает свои ”Рассуждения о причинах войны”. Главная цель этого труда – объяснить войну со Швецией общегосударственными нуждами, а вовсе не тем, что там со стороны может кому-то показаться.

Предисловие к книге будет называться “Дедикация или Приношение пресветлейшему великому государю наследному всероссийскому царевичу Петру Петровичу”. И оно тоже будет отвечать на основной вопрос: “какие законные причины его Величество Петр Великий, император и самодержец Всероссийский и протчая и протчая и протчая, к начатию войны против Короля Карла 12, Шведского 1700 году имел”.

Книга, которая должна объяснить читателю, что Петр Великий причины к начатию войны имел самые общегосударственные.
Книга, которая должна объяснить читателю, что Петр Великий причины к начатию войны имел самые общегосударственные.

“Заключение к читателю” напишет сам Петр I. И чтобы все до него дочитали, и чтобы убедиться, что все всё правильно поняли.

Позже Шафиров станет автором истории самого Петра Великого. Но эта книга потребуется уже императрице Екатерине I. А чтобы ее написать, она вернет Шафирова из ссылки, в которую тот был отправлен ее мужем, тем самым Петром I.

Мы хотим рассказать вам историю взлетов и падений карьеры Петра Павловича Шафирова – этого невысокого, пухлого и забавного, но умного и профессионального человека. История, в целом, для России обычная, но при этом редкая – у нее #хороший конец.

Еврей Петра Великого.

Книга П.П. Шафирова 1722 года издания.
Книга П.П. Шафирова 1722 года издания.

Петр Павлович Шафиров родом из семьи польских евреев, поселившихся в Смоленске, принявших #христианство и максимально обрусевших. Но за национальность принадлежность Петру Павловичу периодически будет прилетать – его недолюбливали за успехи, а поругливали за “еврейство”. Над ним посмеивались, но его же и побаивались: карьера Шафирова шла стремительно вверх. В 22 года он поступает переводчиком в Посольский приказ, через 5 лет он уже близок к Петру, а еще через 4 года он Посольским приказом уже управляет!

На форзаце мы нашли экслибрис одного из владельцев и владельческие записи. Эта книга вызывала чувства и заставляла задумываться.
На форзаце мы нашли экслибрис одного из владельцев и владельческие записи. Эта книга вызывала чувства и заставляла задумываться.

Шафиров сопровождал Петра в его самой первой заграничной поездке – в составе Великого Посольства, где Петр его отметил и приблизил. Он возьмет Шафирова с собой еще в Польшу и Данию. А в Турцию Петр Павлович поедет сам – вместе с графом Шереметевым сдаваться в #заложники ради обеспечения мирного договора.

Одним словом – дипломат. Успешный пропагандист всех петровских дел и реформ. А еще Шафиров 20 лет будет руководить российской почтой.

Форзац этой книги – это отдельная история о жизни этого издания.
Форзац этой книги – это отдельная история о жизни этого издания.

Но какой бы опасной ни была дипломатическая служба, спор хозяйствующих субъектов в близком кругу императора всего страшней и всех свирепей. Будучи с Петром I в Париже, Шафиров и князь Толстой обещали императору открыть в России такие же, как у французов, ткацкие фабрики. И открыли! Не без протекции государства, но на загляденье качественно и хорошо дело пошло. В успешный бизнес вмешался князь Меншиков, начались конфликты, фабрики пришлось закрыть.

Начали Шафиров и Толстой другое дело – рыбный промысел. Но и здесь решил вмешаться Меншиков, и кончилось все точно так же. Вот только конфликт с самим князем Меншиковым был в этот раз серьезный. С привлечением обер-прокурора Скорнякова-Писарева, который обвинил Шафирова в злоупотреблениях и казнокрадстве на “почтовой” должности. Перед комиссией из 10 сенаторов Петр Павлович Шафиров лишается всех должностей и чинов, титула и имения. И приговаривается к смертной казни.

Уже положа голову на плаху и услышав свист топора, проносящегося... мимо шеи, Шафиров узнает о помиловании его Петром I и о замене казни на #ссылку в Сибирь. Туда он и отправится в феврале 1723 года, но не доедет – остановится в Нижнем Новгороде “на жительство под крепким караулом”. На жизнь всей его семьи – 6 детей! – отпускалось 33 копейки в день.

4 года провел Петр Павлович в ссылке. В январе 1725 года Петр I умирает, в феврале 1727 года взошедшая на трон императрица Екатерина I возвращает Шафирова в Петербург, возвращает ему баронский титул и чин действительного статского советника. Теперь он снова – чиновник, сенатор и дипломат, историк и биограф. Влиятельный и уважаемый человек на службе государству Российскому, где приумножает славу его.

К нам в мастерскую попала книга Петра Павловича Шафирова, издание 1722 года. Книга в прекрасном для своего возраста состоянии. Мы изготовили для нее #футляр из кожи и мраморной бумаги, достойный хранить этот памятник литературы и истории еще долгие годы.

Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!

Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook