Готовность ребенка к школе во многом будет зависеть от того, в какой среде он находится.
- семья
- общение со сверстниками
- телевидение, интернет
- чтение
- и многое другое
Важно создать личностно - ориентированную образовательную среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения (и развития) потребностей: в безопасности, в усвоении этических норм и правил, в любви и признании, общественном одобрении; в труде, значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр.
Общие подходы к содержанию предшкольной подготовки.
При любой форме предшкольной подготовки ведущая цель - формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью:
- любознательности
- инициативности
- самостоятельности
- произвольности
- творческого самовыражения и др.
Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования как важнейшие средства развития ребенка.
Предшкольное образование и здоровье детей.
Наряду с неблагоприятными воздействиями социально - экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательно воздействует и ряд педагогических факторов.
1. Стрессовая педагогическая тактика.
2. Интенсификация образовательного процесса.
3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям.
4. Нерациональная организация жизнедеятельности детей.
5. Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития дошкольника, охраны и укрепления их здоровья.
6. Недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья детей.
7. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Что поможет сохранить здоровье ребенка?
1. Нормализация учебной нагрузки:
- отказ от учебной модели организации образовательного процесса в ДО;
- разработка комплексной психолого - физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению;
- приведение педагогических требований в соответствие с возрастными особенностями и функциональными возможностями ребенка на данном этапе развития;
- разработка методик физиолого - гигиенической и психологической оценки и мониторинга педагогических инноваций.
2. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
- разработка и реализация педагогами вариативных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание всех занятий соответствующего материала;
- превращение физического воспитания в действенную меру охраны здоровья и гармонизации личности;
- привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.
3. Создание адаптивной образовательной среды для детей с ОВЗ и проблемами в развитии, которая должна быть направлена на раннюю диагностику и коррекцию, последовательную социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу.
Родители могут:
- рассказать ребенку, что означает "быть учеником", вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков,
- подробно познакомить ребенка требованиями к обучению, а главное - с самим собой, сильным и слабыми сторонами ребенка,
- показать ребенку преимущества самостоятельности,
- быть внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы,
- с помощью корректной критики помогать формировать у ребенка реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах,
- после начала обучения поддерживать связь с дошкольной жизнью ребенка.
И.В. Кузнецова, методист УМЦ "Школа 2100, почетный работник общего образования РФ, автор учебных пособий.