Найти в Дзене
Эколог - дилетант

Такой разный жемчуг

Пресноводный жемчуг

Пресноводный жемчуг известен широким спектром форм, размеров и цветов, а также привлекательной ценой. Их производят мидии Hyriopsis cumingi, Hyriopsis schlegeli и Cristaria plicata, обитающие в озерах и реках Китая и Японии.

Среди пресноводных жемчугов, можно выделить жемчуг Бива,

-2

который начали культивировать в Японии, в пресноводном озере Бива. Для жемчуга Бива характерна продолговатая либо овальная форма с неровными краями. Палитра минерала многогранна: молочный, кремовый, серый, синий, розовый, зеленый, черный, шоколадный тона в разнообразных оттенках. Жемчужины Бива растут примерно 2,5 года, достигая длины 6–12 мм. Максимальный вес 0,3

и Жемчуг Касуми

-3

Настоящий касуми выращивается в Японии на озере Касуми-га-ура. Его производят устрицы, выведенные путем селекции в 90-х годах прошлого века. Отличительными особенностями этих жемчужин являются каплевидная форма, яркий радужный блеск, крупный размер — до 2 см, разнообразие цветов. Цвет касуми может быть белым, бледно-розовым, лавандовым, золотым, сиреневым, зеленоватым, серебрянным. Самые ценные и дорогие - жемчужины лавандового и фиолетового цвета. Цена на этот жемчуг достаточно высока, от 150 до 200 долларов за жемчужину, что объяснятся крайне низкой производительностью устриц, до 5 000 жемчужин в год, или около 13 жемчужин в день. Продавцы часто обманывают покупателей, выдавая дешевый Кеши за дорогой Касуми.

Морской жемчуг:

Таитянский жемчуг

Таитянский жемчуг - единственный жемчуг в мире, который имеет черный цвет. Редкий, экзотический и роскошный таитянский жемчуг производит устрица Pinctada margaritifera, произрастающая на Таити и на островах Французской Полинезии. Эти морские устрицы могут вырасти до размеров обеденной тарелки, в результате чего получаются жемчужины размером от 8 до 18 мм. Таитянский жемчуг бывает самых разных цветов, от серебристого до черного, с оттенками зеленого, синего и павлиньего.

Золотой жемчуг Южных морей

Золотой жемчуг Южных морей - один из самых редких и ценных видов жемчуга в мире. Этот ценный жемчуг производится знаменитой разновидностью жемчуга Pinctada maxima на побережьях Австралии, Индонезии и Филиппин. На сборку одной нити этих великолепных драгоценных камней могут потребоваться годы сбора урожая, поскольку каждая жемчужина должна быть тщательно подобранная по размеру, округлости, цвету и качеству.

Белый жемчуг Южного моря

Белый жемчуг Южных морей ценится своим роскошным размером и блестящим атласным блеском. Этот ценный жемчуг производится известной разновидностью жемчужной устрицы Pinctada maxima, обитающей на побережьях Австралии, Индонезии и Филиппин. Как самый редкий жемчуг на земле, для сборки одной нити этих великолепных драгоценных камней может потребоваться много лет сбора урожая, поскольку каждая жемчужина должна быть тщательно подобрана по размеру, округлости, цвету и качеству.

К другим разновидностям жемчуга, можно отнести те, которые культивируются и в пресной и в соленой воде. Это:

Жемчуг Мабэ – культивированный жемчуг.

-4

Выращивают его в Японии и Юго-Восточной Азии.

Мабэ в отличие от обычного жемчуга имеет полусферическую, а не круглую форму, поэтому его иногда называют «полужемчужиной». Он получается при вживлении импланта не в ткань устрицы, а на внутреннюю поверхность её раковины.

Жемчуг Акойя

Жемчуг Акойя ценится за его идеальную форму и отражающий блеск. Они происходят от маленькой устрицы, известной как Pinctada fucata, или акойя. Морская устрица Pinctada fucata обитает у берегов Японии и Китая. Бусина хирургическим путем имплантируется в гонаду устрицы вместе с небольшим кусочком ткани мантии. Устрица покрывает бусину слоем красивого перламутра. Эти относительно небольшие жемчужины варьируются от 2 до 10 мм.

Кеши жемчуг

-5

Кеши - это крошечные жемчужины, которые образуются случайно, когда устрица Акойя отторгает имплант для создания жемчуга. По факту появление кеши - побочный продукт.  Само название Кеши происходит от японское названия мака,  Первоначально этот натуральный жемчуг был найден в Кобе в Японии, когда собирали диких устриц Акойя. Поскольку кеши растут без ядра, они влияют на натуральный жемчуг. Они того же цвета, что и жемчуг Акойя. Жемчуг кеши всегда имеет хороший блеск и часто необычную палитру цветов, таких как баклажан, ярко-фиолетовый с зеленым оттенком, бронза, павлин с ярко-зеленым и зеленый с фиолетовым оттенком, фисташковый и серебристо-серый.

Ну и так сказать, «другой жемчуг»:

Блистерный жемчуг

-6

Данный вид,  формируется и растет на одной из внутренних сторон раковины и   жемчугом в полном смысле слова, его назвать нельзя, да и ценится он значительно ниже настоящего жемчуга.

Жемчуг Аболон

-7

Еще одно чудо, которым мы обязаны одностворчатому моллюску "морское ушко" или "галиотису". Моллюск, в котором растет эта удивительная драгоценность, является ценным промысловым видом. Его мясо считается  дорогим деликатесом во многих странах восточной Азии – Японии, Китае, Корее и Вьетнаме, а также в Латинской Америке, Новой Зеландии и Франции.

-8

Добыча морских ушек, ведется в основном в США на побережье Калифорнии и в Мексике. Однако часто этот вид жемчуга встречается в других странах, например, в Японии, Австралии, Корее, Новой Зеландии, Южной Африке и Таиланде. Из-за незаконного вылова у берегов ЮАР популяция моллюсков была практически уничтожена, а ведь это очень древний вид, его возраст насчитывает примерно 30 миллионов лет, похоже, человеческой жадности он не переживет.

Аболон может порадовать и разнообразием цветов. Голубой, зеленый, сиреневый, бежевый, оранжевый, розовый жемчуг абалон очень высоко ценится на ювелирном рынке — и чем ярче цвет, тем дороже.

Самые ценные - ярко выраженные синий, зеленый или пурпурный цвета. Как правило, такие жемчужины стоят от 3000 - 5000 долларов.

У этого жемчуга, особо ценится и форма. Те жемчужины, которые растут свободно, имеют причудливые, удивительные и совершенно неповторимые формы. В природе нет ни одной жемчужины Абалон идеальной формы и с абсолютно гладкой поверхностью.

Наиболее приближены к правильной форме камни маленького размера, весом в 5-10 карат.
Небольшие темные «швы» в виде тонких полос или пятен считаются характерной особенностью этого вида камней. Жемчужина с минимальным количеством таких «швов» и наиболее правильной формы достигает стоимости в 3000-6000 тысяч долларов за 1 карат.

Жемчуг Мело Мело

-9

Еще один нестандартный представитель жемчуга, производит который морская улитка Мело мело. Ареал обитания этой улитки – Вьетнам и воды Юго-Восточной Азии. Улитка Мело мело предпочитает обитать на глинистом дне тропических вод на глубине около 10 метров и представляет собой большую редкость.

Как и любой другой, ненастоящий жемчуг, Мело не имеет перламутра, но обладает шелковистой текстурой и фарфоровым блеском. Диапазон цвета этих жемчужин не слишком широк: от интенсивно-оранжевого до оранжевого, желтовато-оранжевый, жёлтый, почти белый.  Иногда встречаются образцы, сочетающие в себе несколько цветов и оттенков. Наиболее ценны жемчужины  насыщенного оранжевого цвета, где огненные всполохи наиболее чётко просматриваются.  К сожалению, оранжевый пигмент со временем может ослабеть, если продолжительно и регулярно на жемчужину будет воздействовать солнечный свет.

Самый дорогой жемчуг мело мело был продан за 488 тысяч долларов с аукциона Christie’s в 1999 году. Размеры ярко-оранжевого драгоценного камня составили 23×19 миллиметров.

К сожалению, Мело не поддается культивации, поэтому судьба улиток была предсказуема и печальна. В 90-х случился бум в вылове брюхоногих, что в 2000-х конечно привело к почти полной утрате популяции. Сейчас крупных жемчужин уже не находят, да и сам жемчуг почти исчез с рынка. Купить такой жемчуг практически невозможно, а вот полюбоваться пожалуйста, например Пхукетский музей ракушек (Таиланд) обладает редким экземпляром яйцеобразной формы, который весит 140 карат. Имя ей «Золотая жемчужина».

Жемчуг Конк. Уникальный, очень редкий и дорогой.

-10

Технически, это не настоящий жемчуг, поскольку добывают его не из устриц, а из моллюсков Queen conch живущих большими группами до 200 особей среди морской травы в теплых тропических водах Карибского моря от Юкатана вплоть до Бермудских островов.
вследствие чего, эти жемчужины, не являются перламутровыми. Даже не смотря на свой нестандартный для жемчуга вид, пользуется большой популярностью, отчасти потому что исключительно природного происхождения, а еще, потому что на 10-15 тысяч выловленных раковин, может приходиться только одна жемчужина и менее 10% из них имеют нужные качества.

Текстура этого жемчуга напоминает влажный шелк, а форма обычно правильная — овальная или сферическая, что качается цветовой гаммы, то она очень своеобразна. Встречаются жемчужины оливковых, фиолетовых, янтарных оттенков, но наиболее ценными и редкими считаются розовые, пурпурные и лиловые экземпляры.

Жемчуг Ко хог, quahog

-11

Еще одна разновидность «неперламутрового» жемчуга — необыкновенный Ко хог. Жемчужины рождаются в раковинах моллюска Venus mercenaria. И, в отличие от конка и мело, которые все же демонстрируют небольшое искристое сияние на своей поверхности, ко хог является практически матовым.

Как добывают жемчуг?

Цветовая палитра жемчуга ко хог не очень обширна: в основном это «камни» белого, серого, коричневого, черного цвета. Наиболее же ценными (и, естественно редкими) являются нежно лиловые и сиреневые жемчужины круглой или каплевидной формы. Однако, вероятность найти такую — меньше, чем одна на миллион.

Когда-то жемчуг добывали вручную, была даже специальная профессия, которая так и называлась – ныряльщик за жемчугом, и была широко распространена в странах Персидского залива и Японии. Например,  в Арабских Эмиратах, дайвинг за жемчугом когда-то был самой прибыльной профессией и ​​был тесно связан с культурой ОАЭ, которая насчитывает около 7000 лет.  Кроме того, археологи обнаружили, что торговля жемчугом приобрела широкую популярность во времена Римской империи и что в 1100-х годах город Рас-Аль-Хайма был быстро развивающимся торговым центром из-за жемчужной промышленности.  Но, такой ценный товар, не мог оставаться незамеченным,  и есть подтверждения, что жемчуг ОАЭ доставляли в  Рим, Венецию, Индию, Шри-Ланку,  и даже к викингам  в Скандинавию.

В свое время, профессия была чрезвычайно популярна и востребована, даже не смотря на опасные и крайне сложные условия работы. В XIX веке ловля жемчуга составляла до 95% дохода региона, а на пике своего развития в начале 20 века на судах для ловли жемчуга работало около 80 000 человек, включая почти все мужское население Дубая, Абу-Даби и Катара. Каждый ныряльщик совершал от 40 до 100 погружений за день, погружаясь на глубину от 7 до 30 метров. На дне у большинства было максимум две минуты, за которые они должны были собрать около 20 устриц.  Когда они были готовы всплыть, то тянули веревку, чтобы ее подтянули.  Смерть в море была обычным делом, ныряльщики тонули, на них нападали акулы и медузы, барракуды,  но самая большая опасность исходила от другого существа.

-12

«Несчастные случаи из-за акул случаются нечасто, но рыба-пила ... вызывает у нее ужас», - писал лейтенант Дж. Р. Веллстед в книге «Путешествие по Аравии», которую цитирует Чарльз Дэвис в книге 1997 года «Кроваво-красный арабский флаг». «Со мной были связаны случаи, когда ныряльщик был полностью разрезан этими монстрами».

Ныряльщики часто страдали от аневризм, проблем с легкими, слепоты, глухоты и рака кожи.

И вот, жемчуг, добытый такими невероятными усилиями, как это всегда и бывает, приносил  состояния торговцам, люди же которые его добывали, часто были очень бедны. Владелец судна ссужал деньги экипажу, чтобы поддержать их семьи, пока они были в море. Если сезон был плохим, долги переносились на следующий год. Если ныряльщик умирал в море – что было  не редкостью, учитывая опасность, - его долг переходил к семье, обрекая многих на вечное рабство.

Добыча жемчуга в регионе пошла на спад,  в начале 90-х, когда японцы нашли способ искусственно выращивать жемчуг, а потом в ОАЭ нашли нефть.

Кстати, мы ведь не обсудили самое главное, может ли защитник природы носить жемчуг? Ну, с одной стороны нет, ведь добыча некоторых видов жемчуга приводит к снижению популяции живых существ, которые их производят. Например, так называемая «жемчужная лихорадка», произошедшая в 19 веке на реке Миссисипи, привела к сокращению запасов устриц, близких к исчезновению. Миллионы устриц были убиты не только из-за охоты за жемчугом, но и из-за того, что из ракушек делали пуговицы и другие декоративные предметы.

А если их выращивают на фермах? Тут тоже нет, поскольку представители международной группы защиты животных PETA считает, что это вызывает стресс у животных.

Дело в том, что при выращивании пресноводного жемчуга вводится раздражитель из ткани мантии другой устрицы. Для культивирования морского жемчуга вставляют ткань моллюска другой устрицы. Только около половины живых существ выживают во время этой части процесса культивирования жемчуга. У PETA есть и другие аргументы относительно культиваторов жемчуга. Группа считает, что это вызывает у животных еще больший стресс, когда они подвешивают клетки в воде. Это делается для того, чтобы фермеры, выращивающие жемчуг, могли очистить свои раковины и переместить их в другие воды. Когда клетки входят в воду и выходят из нее, это подвергает устриц резким изменениям температуры воды.

После извлечения жемчуга, производители жемчуга «перерабатывают» около 1/3 из них. Они снова и снова проходят весь процесс культивирования жемчуга. Остальные отбрасываются.

Но, им возражают, что, во-первых, фермеры заботятся об устрицах, т.к. процесс дорогой и трудоемкий, а жемчуг, востребованный и дорогой товар, и «разбрасываться» устрицами просто не выгодно. А во-вторых - опытные культиваторы жемчуга настаивают, что все, что говорят защитники животных, просто неправда. Суть в том, что… устрицы НЕ имеют нервной системы, которая функционирует как человеческая. Поэтому они не чувствуют раздражения от боли так, как мы.

Вместо этого, по их мнению, слои перламутра на самом деле секретируются в результате простого аутоиммунного ответа. Это очень похоже на автоматическую реакцию организма на вторжение злоумышленников… в ответ оно автоматически высылает лейкоциты.

Что же касается дружественности таких ферм окружающей среде, то, по мнению знающих людей, тут все хорошо. Дело в том, что использование передовых методов выращивания жемчуга может оказать благотворное влияние на окружающую среду, даже с учетом угроз биоразнообразию, с которыми сталкиваются океаны и реки на нашей планете. Фермы по выращиванию жемчужных устриц способствуют здоровому развитию многих видов рыб, что может помочь сохранить биоразнообразие и обеспечить устриц питательными веществами. Это беспроигрышная ситуация как для жемчужных ферм, так и для морских обитателей. Рыба поедает инкрустированные организмы, которые накапливаются на раковинах устриц, и более мелкие рыбы также могут использовать их в качестве укрытий от других естественных хищников.

В общем, считается, что выращивание моллюсков и, в частности, выращивание жемчуга имеют низкий потенциал воздействия на окружающую среду, но это при условии разумного подхода, разумеется, с чем в большинстве подобных случаев, наблюдаются серьезные проблемы.

Таким образом, носить жемчуг или нет, это личное дело каждого. Жемчуг великолепное произведение природы и он действительно прекрасен, но человек может легко без него обойтись.