От "Отокара" до арбы. На чём ездят турки?

3,1K прочитали

Собирая около полутора миллионов автомобилей в год, Турция стабильно в середине второй десятки мировых и первой европейских производителей, на соседних строчках с Чехией и Россией. С той разницей, что у нас объёмы производства в последние 20 лет болтаются туда-сюда в диапазоне от 1,2 до 2,5 миллионов автомобилей, а у турок почти поступательно растут.

Становление турецкого автопрома шло бок о бок с развитием автодорог, начавшись в 1959 году сборкой "фордов" в Измите. Ныне это головное предприятие "Форд Отосан" - крупнейшего автопроизводителя Турции, оставшегося верным изначальной специализации. В основном турецкий автопром начинался в кооперации европейских и амеркианских компаний с "Коч Холдингом" - экономическим флагманом Турции, контролирующим десятую часть её экономики, половину автопрома да впридачу первоклассный технический музей. 

Собирая около полутора миллионов  автомобилей в год, Турция стабильно в середине второй десятки мировых и  первой европейских производителей, на соседних строчках с Чехией и  Россией.

Интересна история этой компании, которую 60 лет, от основания в 1926 году до выхода на покой в 1985-м, писал один человек - Вехби Коч из Анкары. Стартовым капиталом для его семьи стали дом и виноградник бежавшей от геноцида армянской семьи Кесапян, а качественный рывок позволил сделать налог "варлык-виргиси", введённый в 1942 году под предлогом возможной войны. Официально в Турции живут исключительно турки и нет никаких нацменьшинств, что однако нисколько не мешает дискриминации оных - фактически, тогдшанее правительство частично возродило мусульманскую практику "зимми", введя увеличенную ставку налога для немусульман. Так Вехби Коч завладел первоклассной конторой в Стамбуле, выкупив её у разорившегося предпринимателя Маргариоса Оганяна, да и многим другим. В

1963 году следом за "Фордом" Коч пригласил немецкий "Магирус", по лицензии которого в Сакарье появился  "Отокар", ведущий производитель турецкий грузовиков, колёсных бронемашин и автобусов.

Собирая около полутора миллионов  автомобилей в год, Турция стабильно в середине второй десятки мировых и  первой европейских производителей, на соседних строчках с Чехией и  Россией.-2

Легковой автопарк Турции впечатляет не так, как в Иране или хотя бы Армении, в основном довольно нов и интернационален (тем более 3/4 собственного автопроизводства Турция экспортирует). Но всё-таки есть в нём несколько специфических машин. В первую очередь - "Анадоль", первая собственно турецкая марка (не считая джипа "Деврим", собранного в 1961 году в 4 экземплярах), вышедшая на анатолийские дороги в 1966 году.

Для Турции она примерно как для России классические "Жигули", но увы - история: компания обанкротилась в 1991 году, и по крайней мере в кадр она не попадала мне ни разу. Сравнивая с чужими фото, я принял за "Анадоль" вот эту машину в одной деревне близ Артвина, но на самом деле это старый "Рено" турецкой сборки.

Собирая около полутора миллионов  автомобилей в год, Турция стабильно в середине второй десятки мировых и  первой европейских производителей, на соседних строчках с Чехией и  Россией.-3

Так что в итоге лицом турецкого автопрома для меня стали грузовички фирмы "Аскам", основанной в 1964 году по лицензии "Крайслера" и вроде бы даже не входящей в "Коч Холдинг".

Собирая около полутора миллионов  автомобилей в год, Турция стабильно в середине второй десятки мировых и  первой европейских производителей, на соседних строчках с Чехией и  Россией.-4

Их отличает особая форма кабины, которую американский гигант разработал для производства в развивающихся странах, а турки сохранили и в новых оригинальных моделях.

Собирая около полутора миллионов  автомобилей в год, Турция стабильно в середине второй десятки мировых и  первой европейских производителей, на соседних строчках с Чехией и  Россией.-5

MAN с "Аскамом" в кузове скорее всего тоже местный - немецкая фирма имеет производство в Турции с 1964 года, и даже не стала создать под него местный бренд.

Собирая около полутора миллионов  автомобилей в год, Турция стабильно в середине второй десятки мировых и  первой европейских производителей, на соседних строчках с Чехией и  Россией.-6

Фур по турецким дорогам курсирует множество, и в любой евразийской стране для ясноглазых автостопщиков считается удачей поймать "туркиш-трак". Мы здесь тоже пару раз ездили на фурах, но в общем ничего особенного не заметили - домашние интерьеры кабины, где обувь надо на подножке оставлять, равно как и искренняя душевность и внимательность шофёра, встречаются вовсе не только у турок. Ну а Азия есть Азия: типичных для Ирана, Узбекистана или Армении пикапов, загруженных как фуры, мы в Турции не видели, но отыгралась за них фура, загруженная как поезд-товарняк:

Собирая около полутора миллионов  автомобилей в год, Турция стабильно в середине второй десятки мировых и  первой европейских производителей, на соседних строчках с Чехией и  Россией.-7

Ещё тут очень любят передвижные пункты чего-либо - вот например в Артвине, как-то утром выйдя из гостиницы, мы обнаружили станцию переливания крови:

Собирая около полутора миллионов  автомобилей в год, Турция стабильно в середине второй десятки мировых и  первой европейских производителей, на соседних строчках с Чехией и  Россией.-8

А вот в Татване напротив супермаркета припарковался магазин с одёжкой. Турция - великая текстильная держава, и может быть многие фабрики держат мобильные фирменные магазины?

Собирая около полутора миллионов  автомобилей в год, Турция стабильно в середине второй десятки мировых и  первой европейских производителей, на соседних строчках с Чехией и  Россией.-9

Не припомню, видел ли я на турецких дорогах повозки - но вот в Эрзуруме попался фиакр:

Собирая около полутора миллионов  автомобилей в год, Турция стабильно в середине второй десятки мировых и  первой европейских производителей, на соседних строчках с Чехией и  Россией.-10

А вот прямо в центре Эрзурума уже совсем не туристическая арба:

Собирая около полутора миллионов  автомобилей в год, Турция стабильно в середине второй десятки мировых и  первой европейских производителей, на соседних строчках с Чехией и  Россией.-11

Хотя и с красивой попоной:

Собирая около полутора миллионов  автомобилей в год, Турция стабильно в середине второй десятки мировых и  первой европейских производителей, на соседних строчках с Чехией и  Россией.-12

Но повторюсь, что встреченные за две с лишним недели повозки можно пересчитать по пальцам одной руки - что в Турции, что в Иране гужевого транспорта гораздо меньше, чем в большинстве постсоветских стран. А попоной можно украсить и мотоцикл:

Собирая около полутора миллионов  автомобилей в год, Турция стабильно в середине второй десятки мировых и  первой европейских производителей, на соседних строчках с Чехией и  Россией.-13

Который здесь, в отличие от Монголии, Афганистана или даже того же Ирана - транспорт не сказать чтобы массовый. Но всё же колоритные драндулетики порой попадают в кадр:

А вот припарковалось чудо-чудное - потрёпанный жизнью "Камаз" с иранскими номерами! Именно Турция была первым иностранным покупателем наших машин, в 1926 году заказав 40 грузовиков АМО. Смутно припоминаю, что пару раз видел на турецких дорогах "Ладу-девятку" (и в комментах пишут, что она популярна у терцких стретрейсеров), но в общем сказать, что российских машин в Турции нет, не будет преувеличением.

Собирая около полутора миллионов  автомобилей в год, Турция стабильно в середине второй десятки мировых и  первой европейских производителей, на соседних строчках с Чехией и  Россией.-15