Тема национальной, этнической, конфессиональной идентичности будоражит умы многих присутствующих в Сети. Особенно будоражит она последние несколько недель. Подумав, я тоже решил внести свою лепту в будораженье умов.
Я сибиряк, из коренных. По кержацкой линии даже и не знаю с какого веку, чалдон, в общем. По польской ветви я потомок ссыльного шляхтича, отправленного в ссылку за декабристские шалости. По линии тамбовских, из однодворцев, пересилившихся в первой половине XIX века, поверстанных одно время в казаки, потом разверстанных. По линии джунгар знаю мало, только то, что мой прапрадед привез себе из похода невесту и что все тётки подчеркивали, что она была христианкой, правда, не известно какого толка. Хотя в разновидностях христианской схизмы в Сибири недостатка не было у всех причастных.
Мне было всегда интересно, что происходило здесь, у нас, в Сибири, до того как она официально стала признаваться частью РИ, причем задолго до того. Вот андроновская культура, саргатская, что они из себя представляли в первую очередь в плане этногенеза? Об этом как-то не очень распространяются, но при более пристальном рассмотрении этого вопроса, открывается интересная и вместе с тем привычная картина: то же самое, что мы и сейчас наблюдаем - этно фьюжн стайл. Всю эпоху неолита, бронзы и раннего железа постоянно присутствовала доля европеоидов, монголоидов, финно-угров, скорее всего, было это сдобрено обыденостью билингвы в общении, полиморфизмом языческого пантеона и адской смесью верований, магических практик и мифов. В этом плане нынешнее состояние дел в этом плане можно плюс/минус признавать константой.
С другой стороны, Сунгирь и Костенки внезапно дали шокирующий факт присутствия на Русской равнине, в эпоху какого-то там по счету интерстадиала, человеческих останков с явно выраженной негроидностью. Олимпиада-80 и университет им. Патриса Лумумбы тут оказались явно непричем и вопрос исконной расовой чистоты на территории ЕЧР встал как-то совсем поперек. При том, что расовочистые стараются не знать или забыть историю про то, как расовочистость скандинавов не уберегла население средневековой гренландской колонии в XII веке от вырождения и вымирания. Пришвин в своих дневниках без обиняков пишет, что стройные и высокие норги и свеи без притока континентальной крови быстро вырождаются. Прошу заметить, что это было отмечено им в ту пору, когда будущие советские антропологи Кольцов и Бунак не чувствовали никакого подвоха в самом слове евгеника, т.е. никакой отрицательной коннотации в сознании русской интеллигенции сам по себе подход к отбору человеческой породы тогда не имел.
Кстати, огромный вклад в развитие российской этнографии внесли немцы по происхождению, их эта тема интересовала особенно. По-моему, Рудольф Штайнер назвал Россию, Зауралье, центральную часть Северной Евразии, чревом из которого появляются на свет народы, т.е. плавильным котлом наций наоборот, реактором или этногенератором, говоря современным языком. И это при том, что посконные русские архетипы об этом недвусмысленно намекали: Родина-мать, Русь-матушка.
Среди апокрифов этногенеза русских есть и такой: народ-устье, два потока схлестнулись, в результате чего, четко разделенное мужское начало завоевателей-покорителей смешалось с женским началом покоренных, завоеванных и дальше потекло в одном русле. Язык причем достался этому потоку от завоеванных матерей. В этой истории есть место объяснению присущей русским амбивалентности. И в плане игрек-хромосомного и митохондриального анализа все очень складно получается - куда не плюнь, кругом родственники.
Отсюда две новости. Одна как полагается плохая - для расовочистых и одна хорошая - для всех остальных метисов. А звучит она одинаково для тех и других - будем жить!