Если уездон решался уйти из Дигории, то его земли забирал феодал. Господин мог взять у крестьянина коня, необходимую ему вещь, но на временное использование. Перед тем, как продать своё имущество, крестьянин обязан был предложить нажитое добро господину. (Как привилегированные дигорцы становились крестьянами?)
Причём по праздникам, на свадьбы и поминки уездону-крестьянину приходилось делать феодалу указанные приношения. При выдаче дочери, сестры замуж уездон дарил быка своему господину. Половина животного, которого приносили в жертву, часть охотничьей добычи уездона отдавалась феодалу. (Дигорское общество)
Такие обязанности не налагались на крестьян, которых называли хехезами или фарсаглагами Хехезы относились к чужакам, переселившимся из соседних общин или других обществ в Дигорию. Иногда хехезов называли фарсаглагами. (Благородный и мудрый предок дигорцев)
Многие из них переместились в Дигорию из Алагирского общества. Большинство дигорских фамилий относились к сословию хехезов и их происхождение берет своё начало с Центральной и закавказской Осетии, из Балкирии и Грузии. Хехезы обладали полной независимостью и старались сохранить её.
Хотя и уездоны, и хехезы состояли в экономической феодальной зависимости. Повинности крестьян (также, как и в обществе тагаурцев) разделялись на две части – продуктовый оброк и барщина (рабочие дни). (Как чужестранец становится правителем в Дигории?)
Оброк за год с одного крестьянского двора состоял из двух ягнят, части хлебного урожая, арбы (двухколёсная повозка) сена, арбы дров.
Что касается барщины, то время работы – два дня в году. В период пахоты и жатвы крестьяне работали на поле хозяина по одному дню.
В 17 в. баделиата начинают образовывать на предгорной равнине селения. Для осуществления этого, им приходилось входить в вассальную зависимость от кабардинских князей, которые завладели равнинной землёй после ухода с неё осетин в горы. (Кто такие царгасата? Их коварство и жесткость ради власти)
Князьям отдавалась половина крестьянского оброк, по этой причине баделиата начинают увеличивать повинности в предгорных поселениях. Хотя эти попытки были провальными. Крестьяне начали выказывать своё недовольство, что в итоге привело к восстанию против ненасытных феодалов (самое массовое наступление произошло в 1781 г.) В результате чего, баделиат сокращает повинности в равнинной местности до нормы в горах.
Как осетинский крепостной поплатился жизнью за то, что захотел войти в круг знати
Права тех, кто относился к «рождённым в кормушке для скота» у тагаурцев?
Кто такие кавдасарды или «рождённые в кормушке для скота»?
Кто такие фарсаглаги у осетин и тагаурцев?
Почему крепостные желали оставаться в зависимости от их хозяев в Осетии?