Найти тему
Татарский Мир

Владимир Попов: призыв к единению Востока и Запада

Триптих «Каллиграфия за мир». 2009–2013. Бумага, гуашь.
Триптих «Каллиграфия за мир». 2009–2013. Бумага, гуашь.

Владимир Александрович Попов - Живописец. График. Каллиграф. Известный в Татарстане и в России. Отечество высоко оценило его заслуги в развитии изобразительного искусства, присвоив почетные звания: заслуженный деятель искусств ТАССР (1975), народный художник ТАССР (1986), а уже в новое время – заслуженный художник России (2003) за вклад в возрождение традиций мусульманской каллиграфии. В.А. Попов – лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (2014) и Фаизхановской премии Совета муфтиев России в области науки, образования и культуры (2014). Премии вручены за укрепление международных связей средствами изобразительного искусства и продвижение исламских ценностей в общемировой культуре. Будучи приверженным сторонником реалистической школы живописи, художник в семьдесят лет постигает основы восточной каллиграфии и становится уникальным представителем арабографического направления современного искусства Татарстана и – первым русским художником-каллиграфом, признанным исламским миром.

-2

Владимир Попов родился 24 июня 1924 года в г. Мариуполе Украинской Советской Социалистической Республики в семье кадрового военного. В семнадцать лет добровольцем отправился на фронт, прошел всю войну. Был принят в ряды Коммунистической партии, награжден двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды и боевыми медалями. В 1947 году вернулся на родину – к родителям, которые к тому времени переехали жить в село Туймазы на границе Башкирии и Татарии. Вскоре судьба навсегда связала его с Казанью.Владимир Попов родился 24 июня 1924 года в г. Мариуполе Украинской Советской Социалистической Республики в семье кадрового военного. В семнадцать лет добровольцем отправился на фронт, прошел всю войну. Был принят в ряды Коммунистической партии, награжден двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды и боевыми медалями. В 1947 году вернулся на родину – к родителям, которые к тому времени переехали жить в село Туймазы на границе Башкирии и Татарии. Вскоре судьба навсегда связала его с Казанью.

-3

В.А. Попов окончил художественно-педагогическое отделение Казанского художественного училища (1947–1951 гг.). Его учителями были В.К. Тимофеев (ученик Н.И. Фешина), Н.М. Сокольский, В.С. Подгурский, В.И. Куделькин, С.А. Ротницкий, Х.А. Якупов.В.А. Попов окончил художественно-педагогическое отделение Казанского художественного училища (1947–1951 гг.). Его учителями были В.К. Тимофеев (ученик Н.И. Фешина), Н.М. Сокольский, В.С. Подгурский, В.И. Куделькин, С.А. Ротницкий, Х.А. Якупов.

ВЕСНА КАЗАХСТАНА. 1957. Холст, масло. Собственность ГМИИРТ.
ВЕСНА КАЗАХСТАНА. 1957. Холст, масло. Собственность ГМИИРТ.

В 1950-е годы за картину «Весна Казахстана» Попов был признан мастером сюжетно-тематической картины, в 1960-е за серии линогравюр «Нефть Татарии» и «Растут города» – одним из создателей своеобразной монументальной графики, в 1970-е за серии индустриального пейзажа «КамАЗ строится» и «Набережные Челны строятся» – мастером с новым для искусства Татарии акварельным почерком.

Мировоззрение и культурные установки, направленные на осмысление единства мира, универсализма, позволили художнику обратиться ко всему человечеству с искренним призывом к единению Востока и Запада, единению реалистического искусства и арабской каллиграфии, единению русской и татарской культур. А выставочный проект «Каллиграфия за мир», связавший и объединивший творчество представителя русской реалистической школы Владимира Попова и искусство известных современных каллиграфов Турции, Марокко, Новой Зеландии, Кувейта, стал отражением межэтнического и межконфессионального взаимодействия культур в эпоху глобализации.

Л.Н. Донина