Найти в Дзене

Почему 2020-й можно назвать «годом Альфреда Хичкока»?

2020-й год можно назвать «годом Альфреда Хичкока». Не только потому, что сто лет назад он начал работать в кино – правда, не режиссёром, а всего лишь титровальщиком. И не потому, что сорок лет назад королева Елизавета Вторая возвела его в рыцари. В 2020-м всё человечество испытало хичкоковский саспенс – состояние тревожного, напряжённого ожидания.

Невидимый и безжалостный убийца стоит на пороге, и неизвестно, кто станет его следующей жертвой. История вполне в духе мастера, который ненавидел всё обычное. Вспомним некоторые его фильмы – легендарные и не очень, но так или иначе повлиявшие и на зрителей, расширивших представление о видимом мире, и на режиссёров, обновивших язык кино.

Кадр из фильма "Саботаж"
Кадр из фильма "Саботаж"

«Саботаж» (1936 год)

Сегодня этому фильму дали бы название «Терроризм». В 1936-м году Хичкок показал человека, который оказывается втянут в какой-то международный заговор (кто враги, оплачивающие саботажнику его преступные деяния, так и неясно). Сначала он устраивает в Лондоне блекаут, наподобие московского, что случился в 2005-м году. Но лондонцев - как, впрочем, и москвичей - такой вот «тёмной» не напугаешь. И герою Оскара Гомолки приходится взять на себя организацию теракта.

Кадр из фильма "Саботаж"
Кадр из фильма "Саботаж"

Невольным исполнителем становится мальчик - брат супруги главного героя. Мальчик задерживается в пути: бомба взрывается у него в руках, когда он едет в автобусе. «Публика нам этого не простила», говорил Хичкок. Жена закалывает преступника кухонным ножом.

Кадр из фильма "Саботаж"
Кадр из фильма "Саботаж"

Монтажно сцена снята так, что убийство производит впечатление безотчётного, но потом мы понимаем, что героиня уже вошла в комнату с твёрдым намерением расправиться с мужем. «Бытовуха» обретает силу античной трагедии. Архисвоевременный был бы фильм. Иди пьеса, на худой конец.

Книга одного из лидеров французской «новой волны» Франсуа Трюффо «Кинематограф по Хичкоку» - результат пятидесяти двухчасовой беседы двух великих режиссёров. Вот что Хичкок сказал о «Саботаже»: «Он немного неряшлив. Ему недостаёт чистоты линий».

Кадр из фильма "Подозрение"
Кадр из фильма "Подозрение"

«Подозрение» (1941 год)

Понятно, почему Хичкок был не слишком доволен этим фильмом: «Элегантные гостиные, огромные кресла, роскошные спальни и тому подобное меня просто удручали». Хичу хотелось сделать героя Кэри Гранта убийцей, но продюсеры были против. Сцена со стаканом молока, которое, как думает героиня Джоан Фонтейн, отравлено, - одна из немногих, где есть настоящий саспенс.

Кадр из фильма "Подозрение"
Кадр из фильма "Подозрение"

Почти треть картины замедленно-тягуча и напоминает мыльную оперу. Вот вкратце её фабула. Простушка-очкарик выходит замуж за трепача-прощелыгу, прощает ему всё, но постепенно начинает подозревать, что муженёк собирается отправить её к праотцам; в галерее персонажей - подруга-сочинительница детективных романов, её брат-паталогоанатом, простодушный приятель мужа.

Кадр из фильма "Подозрение"
Кадр из фильма "Подозрение"

Хичковский юмор приглушен, но понятно, что без такого рутинного кино, как «Подозрение», не было бы и шедевров, как «Окно во двор». Джоан Фонтейн - смесь застенчивой чувственности и самообмана, в советском кино такой типаж можно было увидеть в ранней Дорониной, какое-то время её калькировала Рената Литвинова, пока окончательно не ударилась в клоунаду. Таких женщин хочется погубить - даже Акакий Башмачкин не отказался бы от этой миссии.

Кадр из фильма "Неприятности с Гарри"
Кадр из фильма "Неприятности с Гарри"

«Неприятности с Гарри» (1956 год)

Напомню предысторию - как её рассказывал сам Хичкок. Точнее, такой шотландский анекдот. В поезде едут два человека. Один спрашивает: «Что это там на багажной полке?» Второй отвечает: «О, это Мак-Гаффин». «А что такое Мак-Гаффин?» – «Ну как же, приспособление для ловли львов в Горной Шотландии». – «Но ведь в Горной Шотландии не водятся львы». – «Тогда, значит, и Мак-Гаффина никакого нет». «Мак-Гаффин - это, в сущности, ничто», - завершает свою речь Хичкок. Мак-Гаффином можно назвать любой предлог для разработки сюжета, он может обернуться чем угодно - главное, чтобы зритель заинтересовался и следил за поисками разгадки тайны, на самом деле не существующей.

Кадр из фильма "Неприятности с Гарри"
Кадр из фильма "Неприятности с Гарри"

В фильме «Неприятности с Гарри» - как всегда у Хичкока - есть такой Мак-Гаффин. Заезжий миллионер покупает картины провинциального абстракциониста, которого играет Джон Форсайт. Но художник вместо денег просит, чтобы покупатель выполнил желание каждого из героев, присутствующих при этой сцене. Кому-то нужен новый кассовый аппарат, кому-то свежая клубника в любое время года... Когда очередь доходит до самого художника, он что-то шепчет миллионеру на ухо. «Что ты попросил?» - спрашивает художника его избранница (первая роль в кино Ширли Мак-Лейн, только ради этого фильм стоит посмотреть). Ответа мы не слышим. Тайное желание остается нераскрытым до самого финала: оказывается, он попросил двухспальную кровать. Жесточайшее разочарование...

Кадр и фильма "Дневная красавица"
Кадр и фильма "Дневная красавица"

Спустя одиннадцать лет после съёмок «Неприятностей...» Луис Бунюэль виртуозно использовал похожий Мак-Гаффин в «Дневной красавице». Клиент борделя, где работает героиня Катрин Денёв, показывает девушкам содержимое коробочки, зрителям невидимое. Все отворачиваются с отвращением, Денёв рассматривает - увиденное её явно заинтересовало. «Что было в коробочке?» - приставали к Бунюэлю. «Да что угодно!» - отвечал маэстро, позднее он признался, что сам не знал. Про коробочку вспоминает каждый, кто хотя бы раз смотрел это кино.

Кадр из  фильма "К северу через северо-запад"
Кадр из фильма "К северу через северо-запад"

«К северу через северо-запад» (1959 год)

Главный герой, которого играет Кэри Грант - предтеча Джеймса Бонда. Разница в том, что он не супер-шпион, а всего лишь рекламный агент, который по ошибке оказывается втянут в опасные для жизни приключения. Комедийную версию этой истории предложили позднее французы в фильме «Высокий блондин в чёрном ботинке».

Кадр из  фильма "К северу через северо-запад"
Кадр из фильма "К северу через северо-запад"

Сцена, где героя атакует самолёт – одна из самых узнаваемых за всю историю мирового кинематографа. Ещё раз процитирую «Кинематограф по Хичкоку». Разговор профессионалов увлекательней любого детектива.

«Самый пронзительный момент эпизода с самолетом - его абсолютная беспричинность, эта сцена начисто лишена признаков правдоподобия и даже смысла, - говорит Трюффо. - Такое кино становится искусством абстрактным, наподобие музыки». «Дело в том, что абсурд - мое кредо!» - отвечает Хичкок.

Урок сценаристам: заряжать действие абсурдом - как пояс шахида взрывчаткой - надо своими руками.

Кадр из  фильма "К северу через северо-запад"
Кадр из фильма "К северу через северо-запад"

Сцена на горе Рашмор, где герои ползают по огромным лицам американских президентов - просто оживший ночной кошмар. Незабываемо!

Кадр из фильма "Марни"
Кадр из фильма "Марни"

«Марни» (1964 год)

Прикосновения. Тактильный опыт. Семейные тайны. Почему мужчина охотится на зверей и женщин? Почему он хочет покровительствовать и загонять в сети - одновременно? Почему брюнетки органически ненавидят блондинок, словно два биологических вида.

Кадр из фильма "Марни"
Кадр из фильма "Марни"

Шон Коннери - шельма в обличье джентльмена, неотразим и хищен, пока не начинает выступать в несвойственной ему роли психоаналитика. А вот на месте Типпи Хедрен я бы предпочёл увидеть Ким Новак.

Постер  фильму "Марни"
Постер фильму "Марни"

Одна из лучших хичкоковских обманок - туфля, которую героиня спрятала в карман пальто. Мы видим, что туфля вот-вот вывалится, звук падения привлечет внимание уборщицы, она увидит героиню, убегающую с места преступления и тогда... Туфля падает, но уборщица глуховата и ничего не слышит.

И сцена охоты - несколько минут, а какое многофигурное, психологически насыщенное действие. Как у Ренуара в «Правилах игры». Какая-то неуловимая, эфирная порочность разлита в атмосфере этой картины.