Все дальше и дальше уходят в историю события Великой Отечественной войны. Время неумолимо. Оно бесстрастно отсчитывает свой ход – минуты часы года. В этом году исполнилось 79 лет с того дня, когда на нашу страну обрушилась самая страшная и бесчеловечная по своей беспримерной жестокости война. Уходит поколение, пережившее все ее ужасы и знающее о ней не по учебникам истории и кинофильмам.
Михаил Николаевич Никитенко – представитель военного поколения, которое вынесло на своих плечах все тяготы и лишения тех грозовых лет. Он – ветеран Великой Отечественной войны. Много лет проработал Михаил Николаевич ведущим специалистом маркшейдерского отдела Павловского ГОКа. На пенсию вышел, когда было уже за семьдесят. Но и на пенсии, не смотря на свой почтенный возраст сидеть не может. Все время отдает общественным делам, прислуживает в Казанском храме. Закалка у него такая – военная.
Когда началась война, Михаилу Никитенко исполнилось всего 17 лет. Отлично помнит: только закончился выпускной вечер в школе, только встретили рассвет на берегу Дона с одноклассниками, как на следующий день весь город гудел как встревоженный улей. Голосом Левитана была озвучена страшная новость: война!
Не сразу поверили люди в плохие вести. Многие надеялись, что уже через несколько дней тот же диктор развеет тревоги и передаст сообщение о том, как непобедимая и легендарная Красная армия разбила врага и изгнала его прочь, за пределы родной земли. Но время шло, а сводки с фронта становились все тревожнее. В городе с первых дней войны началась мобилизация военнообязанных, а у военкомата постоянно толпилась очередь из призывников и добровольцев. То в одном, то в другом дворе стали наскоро собирать друзей и родственников, чтобы проводить на фронт очередного защитника Родины. Юный Михаил устроился на работу помощником печника в школу. Несмотря на войну, школу готовили к зиме. Миша должен был помогать чистить дымоходы.
- Помню, стою я на самом куполе школы (а средняя школа тогда располагалась в здании нынешнего педколледжа – самого красивого здания нашего города, увенчанного глобусом) и вижу, как высоко-высоко летит самолет, явно не на наш. У нас таких не было. И «когтем» делает инверсионный след. Вскоре в городе появились беженцы. Люди уходили подальше от фронта, перегоняли скот. Однажды Михаил пошел в магазин, что на мельнице, и видел гурт овец, который гнали незнакомые люди. Одна молодая овечка хромала, видимо, повредила ногу.
- Возьми овцу себе, - обратились к молодому человеку чабаны. – Нам ее не уберечь. До места мы ее не догоним. Да и где оно- то место?
Парню стало жалко овечку, он отдал пастухам купленную буханку хлеба, а измученное животное забрал с собой. 1 ноября 1941 года Михаилу исполнилось 18 лет. А уже 9 ноября ему вручили повестку и отправили на фронт.
- Провожал меня отец, - рассказывает Михаил Николаевич. – Я был одет в фуфайку. Шли мы по Сергеевскому лужку. Было холодно. Выпал первый снег. Отец довел меня до военкомата и говорит;
- Ну, счастливо, сынок. Наверное, больше не свидимся. Такая война идет, что жертв будет много.
Так и получилось. Отца призвали на трудовой фронт через 9 дней после меня. Он был с 1898 года. В регулярные части его не взяли. Его часть восстанавливала разрушенные объекты. И уже в конце войны, перед самой победой, Николай Тихонович Никитенко погиб. Домой он так и не вернулся.
Вместе с Михаилом в один день на фронт отправили и его двоюродных братьев – Михаила Трофимовича и Александра Яковлевича Щербаковых. Всего было около тридцати человек. До железнодорожной станции шли пешком – через Воронцовку, Бутурлиновку, Борисоглебск. Добрались до станции Ртищево Саратовской области. Там призывников расформировали и отправили кого куда. Было это перед самым Новым годом.
- Самое страшное было то, что продукты, которые мы взяли из дома, закончились, - рассказывает ветеран. – А шли мы почти два месяца. Голодно, Зима в тот год была лютая. Снег, метель, мороз. Но жители сел и деревень нас подкармливали, пускали на ночлег. В селе Салтыки Саратовской области нас пустила на ночлег женщина, у которой было пятеро детей – мал мала меньше. Муж у нее ушел на фронт. Нам она наварила картошки. А потом предложила сходить в поле, где стояло неубранное просо. Как сейчас помню, какой вкусной и наваристой была каша!
Со станции Ртищево повезли Михаила в солдатской теплушке на Дальний Восток через всю страну. Долгие пять лет наш земляк защищал восточные рубежи нашей Родины. Домой вернулся только в 1947 году. В Павловске запомнили этот год как один из самых голодных. Не так представлял солдат-победитель свое возвращение домой. Пришлось терпеть страшную нужду. Буханка хлеба в то время стоила 100 рублей. А сестра получала зарплату 30 рублей в месяц. Но выжили. С верой в лучшее. С верой в себя и в свою страну.