Найти тему
Sos i Sas

Переоцененённость в музыке, или краеугольный камень музыкального снобизма

Оглавление

Друзья, как часто вы слышите в отношении хайповой, популярной или безоговорочно культовой и проверенной временем музыки совершенно любого жанра рассуждения о её «переоцененности»? Лично я достаточно, чтобы мой лоб не переставал быть красным от шлепков ладонью и выдавливания прыщей

-2

Проведём мысленный эксперимент. Вы сидите в комнате со мной и с неким человеком, который уже своим языком тела и взглядом свысока говорит о желании кого-то унизить и покичиться своими безграничными знаниями, которые воспринимаются им истиной в последней инстанции. Представили? А теперь этот чванливый тип в футболке с Joy Division или Radiohead говорит: «Знаете, Дэвид Боуи переоценен». И тут я хочу выделить три вида реакции на сказанное.

Кто-то найдет в этом необоснованном сочетании слов резонанс со своими внутренними сомнениями. Подумает про себя: «Дак да, я пытался слушать пару его песен, и меня не зацепило. Да! Я тоже так думаю!» и согласится с экспертом в области всего.

Ещё один человек перейдет в пассивную защиту непонятно чего и непонятно зачем. «Ну, о вкусах же не спорят» — скажет он, и положение вещей не изменится. Совсем не важно, нравится ли ему Боуи или нет, он принимает поражение и даёт нашему агрессору поощрение, и в глазах последнего уже будет читаться: «Да, но мои вкусы намного лучше». Либо высокомерный чел промолчит, либо, что более вероятно, кинется в дополнительное нападение, найдя в пассивном оборонителе почву для собственного самоутверждения.

Третий же уйдет в контрнападение, расчехлит свой фекаломёт, и начнется война. «Да как ты смеешь так говорить про Боуи? У тебя футболка с Джой Дивижн, ты хоть знаешь, кем они вдохновлялись, а?» — признаюсь, как почитателю Боуи, позиция эта мне близка больше всего, но сколько в ней конструктива? Минус на минус не даст плюс, увы, и даже эмоциональная разрядка не будет стоить потраченных сил и времени в попытках переубедить оппонента, особенно если у него вместо мозга кость. Ему это на руку, не зря же он запульнул в воздух подобную дичь. Это третья реакция, которую он ожидал, и он всё ещё непоколебимо умен, не по годам образован и умеет вести дискуссии подобно Джордану Питерсону.

-3

Какой вывод сделали мы? Истина где-то посередине? Увы, нет, мы её не здесь ищем. Как можно вести разговор о вкусах, когда это перестает касаться вкусов? Когда это уже демонстрация глупости, дубовости и ограниченности. Когда это просто желание показать всем свое жесть какое нестандартное мышление и «новый» взгляд на всё.

На написание этого материала меня побудила одна очень увлекательная статья в Яндекс Дзене. 

HERE IT IS!

-4

ТОП-7 САМЫХ ПЕРЕОЦЕНЕННЫХ РОК-ГРУПП В ИСТОРИИ

Уже чувствуете, как начинает пахнуть чем-то несвежим? Хм, ну лучше точно не станет.

-5

Автор начинает с того, что говорит о своем «минимальном субъективизме» в данном вопросе и о том, что не пытается оскорбить или принизить кого-то. Хорошее предостережение. Может быть нас ждёт реальный разбор по полочкам, определение критериев переоцененности и незаслуженности популярности, срыв покровов и необратимый сдвиг парадигмы мышления после прочтения статьи? Я уже её прочитал за вас, и вот мой краткий ответ — нет.

-6

И да, следующим же абзацем наш справедливый судья выражает открытую ненависть к одной из групп топа. Да уж, как объективно и беспристрастно. Понадеялся на то, что у читателя память держится несколько секунд? Выше заверял, что подошёл к миссии с полной ответственностью, и тут же кидает нам грязь в лицо, которая расплывается в слова о его личном отношении к исполнителям. Ты если хочешь высказать его, то хотя бы не претендуй на непредвзятость. По сути всю свою предыдущую писанину жирно зачеркнул ручкой с коричневой краской вместо пасты и весь остальной текст будет писать только ей.

И первая же группа, которая сразу плавится под аналитическим взглядом нашего критика... *барабанная дробь*

The Beatles

-7

Да уж, дайте медаль этому гению! Настолько непопулярное мнение, как он вообще мог додуматься до того, чтобы назвать самую популярную и влиятельную рок-группу переоцененной. Его незаурядному уму, конечно, можно только позавидовать, но меня смущает, что по существу он свое мнение никоим образом не обосновывает. Пачка бессмысленных штампов, ярлыков, по типу «стояли у истоков жанра». Какого ещё жанра?

Ну крутые же
Ну крутые же

Гитарная поп-музыка в виде рок-н-ролла и рокабилли на момент выпуска первого альбома The Beatles существовала как минимум десять лет. Я понимаю, если бы он назвал имена Лил Ричарда, Чака Берри, Элвиса, которые действительно участвовали в становлении и популяризации гитарной попсы в 50-е годы. Битлы же, грубо говоря, явились на всё готовенькое, но любят их за то, КАК они это сделали.

Группа из четырех парней, которые пишут всё сами и играют на инструментах более простую и мажорную музыку, а потом уже и напридумывают таких вещей, что даже спустя 50 лет их можно будет найти и в спотифае у любительницы кей-попа, и в формате пластинки у своего деда под кроватью. 

Думается мне, переоценить важность и значение Битлов невозможно, хотя бы потому, что их до сих пор, спустя полвека, слушает огромное количество людей из разных возрастных и социальных групп. Не понимаю, как и чем автору помешали битломаны, но давайте спишем всё на его воображаемых друзей.

Sex Pistols

-9

Sex Pistols же всячески закидывается явными упреками. Здесь Эйнштейн сдаётся и жалуется, что не может не быть субъективным, обсуждая этих англичан. Вопли Лайдона и харизма Вишеса видимо не зацепили паренька, но задели настолько, что он теперь искренне их ненавидит. Монархист, наверное.

Вишес и Лайдон явно озадачены...
Вишес и Лайдон явно озадачены...

Radiohead

-11

Том Йорк и его команда тоже попадает в топ, но теперь, кажется, автор совсем не знает что и сказать. Заслуги Битлов он признал, Секс Пистолз унизил, Radiohead же ничего кроме навешивания пары сомнительных ярлыков не получил. Ещё одно подтверждение тому, что музыковед самопальный не очень-то и разбирается в том, о чем полотна пишет. Сложилось впечатление, что кроме Creep и Karma Police чувачок ничего и не слушал, но выпендриться надо же.

Гранж, говоришь?
Гранж, говоришь?

И OK Computer, выпущенный в 1997 году, упоминается как незаслуженно расхваленная пластинка, которая паразитировала на «волне повальной популярности гранжа». Пусть и в окей компуктере гранжа столько же, сколько в творчестве Курта Кобейна после 94 года. Пусть и к 97 году гранжа уже не существовало в мейнстриме — рок-эрудит знает лучше, кто, где, когда и как залетел на какую волну популярности. 

Joy Division

-13

Не последнее слово в пост-панке Joy Division также попадает под раздачу. Тут уже всплывает любимый тезис душных музыкальных снобов о том, что «группа стала популярней после смерти фронтмена», но к этому мы ещё вернемся. И опять музыка и гениальность переоценены, но никаких попыток объяснить ПОЧЕМУ, мол сами догадаетесь, что я, всё разжевывать вам должен?

*не последнее слово* в пост-панке
*не последнее слово* в пост-панке

Green Day

-15

Поп-панк коллектив Green Day обзавелся своим уютным местечком в топе, а непоняток всё больше. Знаток пишет, что ему даже нравится эта банда, но он не согласен с тем, что их называют лучшей панк-группой. Интересно, кто их так называет, но это ладно, нам надо зрить в корень. 

-16

То, что ему нравится переоцененная группа не значит ли, что он сам её тоже переоценивает? Да, среди фанатов Зеленого Дня (в переводе звучит куда менее красиво) много пубертатных девочек, которые видят в Б. Дж. Армстронге будущего мужа, но показатель ли это переоцененности музыки? А что вообще показатель... 

Ну, как же без них. Тройка бездарей и их лидер, который ни петь, ни играть не умел, а в каждой написанной им песне максимум 4 аккорда, которые он всё равно криво играл. Лакомый кусочек для обсёра любым псевдоэлитарным школьником любителем Афекса Твина и Death Grips — группа Nirvana и печально известный автор песен, гитарист и вокалист Курт Дональд Кобейн.

Nirvana

-17

Об этой группе можно говорить настолько же долго, как и о вышеупомянутых The Beatles, о том, как они изменили облик всей массовой культуры, перевернули всю музыкальную индустрию по сути одной пластинкой, заставили множество подростков по всему миру взять в руки гитары. Тем страннее слышать в отношении натерпевшегося от оценок критиканов разной степени надменности альбома Nevermind, который разошелся тиражом более 30 миллионов копий, такие характеристики, как переоцененный проходняк, пустышка, альбом на один раз. Чего?

-18

Глупо отрицать, что популярность Нирваны со смертью Кобейна усилилась, но решающий ли это фактор? Глупо также и отрицать, что Кобейн был крайне талантливым сонграйтером и его умению писать настолько крутые, интересные и одновременно простые и заразительные мелодии, ничего толком не зная в музыкальной теории, можно только позавидовать. Для примера, вся All Apologies написана в миксолидийском ладу (google time), но я почти уверен, что он не знал таких тонкостей. Ему этого и не надо было. Он просто обладал неимоверно развитой музыкальной интуицией и поистине незаурядным мелодическим слухом. Почему-то никто из музыкальных псевдоинтеллектуалов об этом не говорит.

-19

Я пытался избегать лишней категоричности в своих формулировках, но здесь я убежден, что называя какого-то музыканта, коллектив, альбом, песню переоцененными, человек расписывается в том, что дальше своего устоявшегося окаменелого мышления ничего не видит, считая, что популярно = плохо, и если кому-то нравится то, что не нравится ему, значит они переоценивают, ведь его мнение, именно его — это мерило истинности, обоснованности, эталон правильной оценки. Это просто путь наименьшего сопротивления. Если ты что-то не оценил, это не значит, что все остальные это переоценивают. «Мне не вкатило, значит все ошибаются».

Переоценено здесь только твоё право рассуждать о музыке в таком ключе. Переоценено тобой. 

Эпилог

-20

Музыка — это такая вот неизведанная субстанция, в которой ты не можешь быть беспристрастным и объективным, ты всегда будешь иметь какое-то отношение к ней. Рамки здесь, будь то поджанры жанры, направления, очень условны, штука эта очень флюидная. И единственное, что более менее здесь объяснимо, это то отношение и те эмоции, которые нам приносит музыка, представляющая собой, по сути, лишь колебания воздуха. То, что плохая музыка для тебя, в свою очередь, может быть чем-то прекрасным для другого человека, как и наоборот. А мыслить такими категориями, как переоцененный/не переоцененный, относительно музыки — это как минимум глупо. Люди, прибегающие к этому критерию в оценке музыки, скорее любят себя, слушающих "хорошую музыку", чем саму "хорошую музыку", и почему-то все одномоментно должны это оценить и полюбить их. В любом случае, если попытаться уложить такую эфемерную вещь, неразрывно связанную с нашими собственными чувствами в одну ось координат, то ничего приличного не получится. Плоскостей настолько много, что в голове не укладывается. А разговоры о переоцененности — ничто, разве что попытка выставить себя любимого в более хорошем свете.

-21

Можете оставить комментарий, если согласны со мной или наоборот думаете, что я душный глупец и абсолютно не прав. Любите хорошую музыку в себе, а не себя в хорошей музыке и всего доброго. Спасибо за внимание.