"Нам почти всегда кажется, что мы хорошо понимаем детскую душу, что от нас не закрыто ни одно движение в ней...Как часто и как горько мы обманываемся в этом, и как много от этого страдают наши дети!" В.В.Зеньковский
Если мы откроем ФГОС, то совершенно без труда найдем некие фрагменты, в которых говорится о значении игры для развития детей дошкольного возраста.
1. п.1.2.(4) Одним из основных принципов стандарта является "реализация Программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры..."
2. п.2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общение, игре, познавательно - исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
3. п.3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста: "...поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства".
"Рассматривая воспитательное значение игры, мы имеем в виду игру как форму воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач по отношению к детям дошкольного возраста. Между тем даже в учебной педагогической литературе игру в ее педагогическом значении часто смешивают с игрой как возрастным проявлением ребенка. Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам". А.П.Усова
Критерии игры как деятельности:
1."Воображаемая (условная) ситуация" - расхождение видимого и смыслового полей. (Л.С.Выготский)
2. "...типичное для игры своеобразное соотношение смысла и значение не дано заранее в ее условиях, но возникает в самом процессе игры".(А.Н.Леонтьев)
Некоторые ученые выделяют некоторые парадоксы игры. Парадокс заключается в том, что, чтобы построить образовательную программу на игре, дети должны уметь играть. И для того, чтобы игра могла выполнить свою ведущую роль действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень соответствующий возрасту.
В развитии детской игры условно можно выделить три уровня.
Первым уровнем игры является игра - действие.
Например, мальчики весело бегают и резвятся на игровой площадке. В руках у детей предметы, которые они применяют как оружие (пистолеты, ружья). Воспитатель задает вопрос Пете Иванову: "Во что вы играете? Кто вы?" Ребенок затрудняется с ответом.
И тут мы можем наблюдать только действие.
Второй уровень игра - роль.
Например, Аня приходит в группу и говорит:"Я буду играть в дочки-матери. Вася, ты будешь играть со мной? Будешь папой". Вася соглашается. Через некоторое время Аня играет с куклой самостоятельно, а Вася находится рядом, но взаимодействия между детьми не происходит.
Третий уровень игра - отношение.
Маша перед началом игры подбирает необходимые предметы и атрибуты, приглашает других детей, распределяет роли. Начинается игра. Девочка ведет ролевой диалог с другими участниками игры, делает это эмоционально и правдоподобно.
Игра как деятельность
- Характеризуется тем, что инициатива в реализации такой игры исходит от самого ребенка: ребенок свободен в постановке или выборе игровых задач.
- Характеризуется целостностью - от мотива до способа действия ( ребенок играет, потому что он этого хочет, он играет в то, что хочет, и играет так, как хочет.
- Характеризуется эмоциональной насыщенностью, удовольствием от процесса, а не от результата.
- Развивается и меняет формы по мере развития (от развернутой внешней предметной деятельности до свернутой внутренней деятельности). В сформированном виде может существовать как действие в составе других видов деятельности.
В игре как деятельности формируются ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ.
С.С.Кузнецова, координатор направления "Дошкольное образование" в ОС "Школа 2100".