Найти тему

Игровая деятельность как механизм развития дошкольника.

Из открытых источников.
Из открытых источников.
"Нам почти всегда кажется, что мы хорошо понимаем детскую душу, что от нас не закрыто ни одно движение в ней...Как часто и как горько мы обманываемся в этом, и как много от этого страдают наши дети!" В.В.Зеньковский

Если мы откроем ФГОС, то совершенно без труда найдем некие фрагменты, в которых говорится о значении игры для развития детей дошкольного возраста.

1. п.1.2.(4) Одним из основных принципов стандарта является "реализация Программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры..."

2. п.2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общение, игре, познавательно - исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

3. п.3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста: "...поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства".

"Рассматривая воспитательное значение игры, мы имеем в виду игру как форму воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач по отношению к детям дошкольного возраста. Между тем даже в учебной педагогической литературе игру в ее педагогическом значении часто смешивают с игрой как возрастным проявлением ребенка. Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам". А.П.Усова

Критерии игры как деятельности:

1."Воображаемая (условная) ситуация" - расхождение видимого и смыслового полей. (Л.С.Выготский)

2. "...типичное для игры своеобразное соотношение смысла и значение не дано заранее в ее условиях, но возникает в самом процессе игры".(А.Н.Леонтьев)

Некоторые ученые выделяют некоторые парадоксы игры. Парадокс заключается в том, что, чтобы построить образовательную программу на игре, дети должны уметь играть. И для того, чтобы игра могла выполнить свою ведущую роль действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень соответствующий возрасту.

В развитии детской игры условно можно выделить три уровня.

Первым уровнем игры является игра - действие.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Например, мальчики весело бегают и резвятся на игровой площадке. В руках у детей предметы, которые они применяют как оружие (пистолеты, ружья). Воспитатель задает вопрос Пете Иванову: "Во что вы играете? Кто вы?" Ребенок затрудняется с ответом.

И тут мы можем наблюдать только действие.

Второй уровень игра - роль.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Например, Аня приходит в группу и говорит:"Я буду играть в дочки-матери. Вася, ты будешь играть со мной? Будешь папой". Вася соглашается. Через некоторое время Аня играет с куклой самостоятельно, а Вася находится рядом, но взаимодействия между детьми не происходит.

Третий уровень игра - отношение.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Маша перед началом игры подбирает необходимые предметы и атрибуты, приглашает других детей, распределяет роли. Начинается игра. Девочка ведет ролевой диалог с другими участниками игры, делает это эмоционально и правдоподобно.

Игра как деятельность

- Характеризуется тем, что инициатива в реализации такой игры исходит от самого ребенка: ребенок свободен в постановке или выборе игровых задач.

- Характеризуется целостностью - от мотива до способа действия ( ребенок играет, потому что он этого хочет, он играет в то, что хочет, и играет так, как хочет.

- Характеризуется эмоциональной насыщенностью, удовольствием от процесса, а не от результата.

- Развивается и меняет формы по мере развития (от развернутой внешней предметной деятельности до свернутой внутренней деятельности). В сформированном виде может существовать как действие в составе других видов деятельности.

В игре как деятельности формируются ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ.

С.С.Кузнецова, координатор направления "Дошкольное образование" в ОС "Школа 2100".