Найти в Дзене
Всё о мире Толкина

О Балрогах №1

Оглавление
art by Jared Draws
art by Jared Draws

I. В Предначальную Эпоху

После некоторых размышлений, автор построил работу следующим образом: сначала будет изложено видение проблемы и её решение, а потом – рассмотрены текстологические доказательства.

Внимательный читатель «Властелина Колец» и «Сильмариллиона», переходя к другим толкиновским текстам (в частности, к двенадцатитомнику «Истории Средиземья»), может задаться вопросом: так сколько же было балрогов? В ранних текстах мы видим десятки демонов, убитых защитниками Гондолина, видим тысячи, выходившие биться с Союзом Майдроса, а потом, нежданно-негаданно, Профессор заявил, что их не могло быть больше семи. Это мнение, высказанное с т. з. первичного авторства, при том – не сиюминутное, но почему?

Дело в том, что тексты, входящие в корпус HoME, воспринимаются через призму опубликованного (и отредактированного Кристофером) «Сильмариллиона» 77 г.; даже «ВК» воспринимается (отчасти) через «С.» 77 г. Но это неверно: Толкин работал над Легендариумом в течении всей жизни, те или иные концепции могли претерпевать и претерпевали то косметический «ремонт», то радикальные трансформации, а то и вовсе оказывались отброшены ради иных по мере разработки текстов (при том новые тексты могли быть как и более обширными и подробными, чем закрепившиеся в «С.» 77. (как в случае с Гиль-галадом из Дома Финарфина), так и отрывочными, разрушавшими старые концепции без удобоваримой альтернативы (как в случае с Келеборном из телери), а порой никаких «новых текстов» после отбрасывания старых и не появлялось – как в случае с концом Первой Эпохи).

Взгляд Толкина на силы зла в рамках Легендариума не был статичным. Фэндому известны как самостоятельные эссе Толкина о падении Мелькора (в HoME-X), так и связанные с темой отрывки, к примеру, из «Осанвэ-кенты» (публиковалась в журнале «Виньяр Тенгвар», выпуск №39) или из «Писем»; но при этом фэндом забывает, что подробные философические и «теологические» рассуждения Профессора и соответствующие высказывания, вложенные в уста, к примеру, Пенголода или Финрода – это во многом реакция Толкина на самого себя из ранних текстов, а во многом – рефлексия над реакцией читателей, которую Толкин ощутил после публикации «ВК».

Общеизвестно, что со времен бунта в Айнулиндалэ Мелькор не мог создать ничего, обладающего самостоятельной жизнью или её подобием, – но это утверждение появилось во время написания «Анналов Амана», уже после «ВК» (хотя похожие высказывания есть и в «ВК»); прежде же утверждалось, что Мелькор создал орков… и балрогов.

Да, Мелькор создал балрогов, измыслил их, породил их, развел их. Это должно быть уяснено предельно ясно: когда Толкин писал о балрогах в «Наброске мифологии», «Анналах Белерианда», ранней «Квенте» и пр. – он не думал о них как о младших духах ангелической иерархии, совращенных Мелькором на заре Арды (как это было с Ту-Сауроном) или примкнувших к нему в Музыке Священных. Балроги были чудовищами Моргота, подобно оркам (отродьям Земли, с сердцами из гранита и телами из грязи) или драконам (разумным, но животным). Толкин не думал о том, что Мелькор не способен на самобытное творчество, что Мелькор не может быть подателем жизни, потому что тогда философический аспект либо мало его интересовал, либо решался иначе – так и вопрос с происхождением наугрим решился не сразу (идея о том, что у них вообще есть душа, при том дарованная Илуватаром, появилась поздно).

Только на позднем этапе, уже в 50-60ые годы, уже после публикации «ВК» (!) о балрогах определенно утверждалось, что они — «эалар», духи без настоящих тел, и «умайар», бунтари из младших Айнур (оба термина появились в отношении балрогов). Причисление балрогов к майар не было случайностью.

Во-первых, изменилось содержание термина «балрог», охват его заметно сузился (от «рода огненных демонов Мэлько» до «самых могучих и ужасных слуг Мелькора»); во-вторых, в период после публикации «ВК» Профессор стремился упорядочить космогонию и космологию Легендариума в соответствии с более жесткими, чем прежде, правилами, смысл которых выходит за пределы настоящей статьи; достаточно сказать, что Толкин стремился сузить категорию «воплощенных разумов» до Эрухини и наугрим, а последних представить «приемными» Детьми Илуватара. Айнур – не Воплощенные, но нематериальные духи, а их принимаемые по желанию одеяния-тела (raiments) – fanar – могут быть антропоморфными, зооморфными, дендроморфными, элементальными, тератоморфными, etc, – или не вписывающимися в представления Эрухини вовсе.

К майар были причислены балроги, первобытные орки (и орки-вожди ПЭ), Великие Орлы, Хуан, энты (в главе «С.» 77 г. «Об Аулэ и Йаванне» сказано, что Йаванна призвала «духов из необозримой дали», чтобы они поселились среди деревьев и животных), Глаурунг, Унголиантэ, Валаринди (распространенное утверждение, что «дети Валар» – специфика ранних текстов, в первую очередь УС, ложно; на самом деле «дети Валар», зачатые в Арде и числящиеся среди майар, существовали вплоть до Анналов Амана). У Профессора в голове появилась новая картина Легендариума – более обдуманная, без «дурной теологии». И, как и в случае перехода от Утраченных Сказаний к собственно корпусу С. (начиная от «Наброска мифологии» и далее), старая мифология рухнула.

К сожалению, у нас нет возможности объять все возникшие и решенные Профессором проблемы. Достаточно лишь вернуться к теме, заметив, что позиция относительно балрогов более-менее устоялась, хотя и не сразу.

Теперь же следует рассмотреть текстологические доказательства – с комментариями автора статьи.

БАЛРОГИ – ОТРОДЬЯ МОРГОТА

В УТУМНО

Одно из первых упоминаний о появлении балрогов:

«Внешние земли погружены во тьму. Все пошло было в рост, но рост приостановился, когда Моргот загасил светильни. Уже высятся леса, обитель тьмы; и тиса, и ели, и плюща. Там порою охотится Оромэ, но на Севере властвуют Моргот и его отродья-демоны (балроги) и орки (гоблины, также прозываемые гламхот, племя ненависти)».
(Устроение Средиземья – Самый ранний «Сильмариллион». Перевод С. Лихачевой)
«The Outer Lands are in darkness. The growth of things was checked when Morgoth quenched the lamps. There are forests of darkness, of yew and fir and ivy. There Oromё sometimes hunts, but in the North Morgoth and his demonic broods (Balrogs) and the Orcs (Goblins, also called Glamhoth or people of hate) hold sway».
(HoME-IV – The Earliest 'Silmarillion')

Слово «brood» обозначает птенцов одной кладки. Всякий раз, когда оно употребляется в текстах, то обозначает непосредственное потомство (например, драконы, напавшие на Гондолин или бившиеся в Нирнаэт – «brood of Glaurung», чудовищные пауки Эред Горгорот – «foul brood of Ungoliantё»).

Это не единичное явление: например, в Клятве Феанора (HoME-X, Анналы Амана) есть обещание мстить и «brood of Morgoth», выводку Моргота; с другой же стороны, в куда более ранней поэме о Непокое нолдор (HoME-III) Феанор и сыновья обещают месть «foul offspring of Morgoth Bauglir» (слово «offspring», обозначает потомство конкретной личности, пусть и не биологическое – например, Айнур это «offspring of thought» Илуватара, а Валаринди – «offspring of the Valar») – и по параллельным текстам, где Клятва описывалась, понятно, что имеются ввиду демоны; в «Потоплении Анадунэ» (HoME-IX) можно прочитать, что, при поддержке нуменорцев, люди Средиземья сбросили иго «offspring of Meleko», «offspring of Mulkher» (это, конечно, не орки, ведь едва ли люди поклонялись и служили оркам), а Фанкиль из «Сказания Гильфанона» (BoLT-II), поработивший первых людей, был «child of Melko».

Что все это могло бы значить? На самом деле дать вразумительный ответ сложно. Мы знаем, что Готмог, владыка балрогов, считался «сыном Мэлько», как говорит список имен к «Падению Гондолина» (BoLT-II); можно ли предположить, что, в ранних текстах, Готмог, сын Моргота, был не просто предводителем, а родителем огненных демонов, подобно тому, как Глаурунг породил драконов, Унголиантэ – пауков, а Драуглуин (в УС Каркарас, «father of wolves») – волколаков, и, тем самым, сам Моргот считался предком балрогов? Или у Моргота был даже не один сын, а несколько детей, и не все они стояли во главе балрогов, а некоторые и вовсе пережили его падение в Войне Гнева? Или не следует трактовать данные пассажи буквально?

Метафорическому прочтению отчасти мешает то, в одно время с потомством Мелькора существовало и представление о потомстве Валар – детях, зачатых (begotten) в Арде. На поздних этапах Легендариума Профессор отрицал как способность Мелькора к самостоятельному творчеству (он мог делать что-то лишь «в насмешку» над чужим трудом), так и его репродуктивность: «Мелькор не мог ни зачинать, ни жить с супругой» – говорят Преображенные Мифы; но Преображенные Мифы – это попытка автора осмыслить собственное творчество, со множеством экспериментальных идей, и такое твердое утверждение намекает нам, что раньше все было иначе – Мелькор мог зачинать и жить с супругой; зачинал и жил, собственно, как и другие Владыки Валар.

«С валар пришли и многие другие, меньшие духи – их дети или существа одной с ними природы, но менее могущественные. Имя им – валаринди».
«В данном отрывке эти духи называются не Valarindi, а Vanimor, «Прекрасные». Дети валар, «коих было много, и прекрасны были они», входят в число Vanimor, но, в отличие от сказанного в AV, они on «worolde acende», «рождены в мире». В это время, по-видимому, мой отец стремился подчеркнуть репродуктивную способность великих валар, хотя впоследствии эта концепция бесследно исчезла».
(Устроение Средиземья – Самые ранние Анналы Валинора. Перевод О. Гавриковой)
«With them [Valar] came many lesser spirits, their children, or beings of their own kind but of less might; these are the Valarindi».
«In this present fragment these spirits are not called Valarindi but Vanimor, 'the Fair'. The Children of the Valar, 'who were many and very beautiful', are counted among the Vanimor, but, in contradiction to AV, they were «on worolde acende», 'born in the world'. At this time, it seems, my father was tending to emphasize the generative powers of the great Valar, though afterwards all trace of the conception disappeared».
(HoME-IV – The Earliest Annals of Valinor)
«С этими великими валар пришли и многие другие, меньшие, духи, существа одной с ними природы, но не столь могущественные; имя им – ванимор, Прекрасные. И к ним же позднее причислялись их дети, рожденные в мире, но божественного происхождения, кои были многочисленны и дивны; имя им – валаринди».
(Утраченный Путь – Поздние Анналы Валинора. Перевод О. Гавриковой)
«With these great ones [Valar] came many lesser spirits, beings of their own kind but of smaller might; these are the Vanimor, the Beautiful. And with them also were later numbered their children, begotten in the world, but of divine race, who were many and fair; these are the Valarindi».
(HoME-V – The Later Annals of Valinor)
«С этими великими стихиями пришли еще многие духи, схожие с ними, но обладающие меньшим могуществом и властью; то майар, Прекрасные, народ валар. И к ним причисляют также валаринди, детей валар, что рождены в Арде, но однако же из расы айнур, что были прежде Мира; много их, и они прекрасны».
«С этими великими стихиями пришли еще многие духи, сходные с ними, рожденные мыслью Эру прежде сотворения Эа, но обладающие меньшим могуществом и властью. То майар, народ валар; прекрасны они, но число их неведомо, и немногим из них эльфы или смертные дали имена.
Есть также те, кого мы зовем
валаринди, это - Дети валар, что рождены от их любви уже в Эа. Они - старшие дети Мира; и хотя бытие их началось внутри Эа, они однако же из расы айнур, что были прежде Мира; могуществом и положением своим уступают они одним лишь валар».
(Кольцо Моргота – Анналы Амана. Перевод Туилиндо)
«With these great powers came many other spirits of like kind but less might and authority; these are the Maiar, the Beautiful, the folk of the Valar. And with them are numbered also the Valarindi, the offspring of the Valar, their children begotten in Arda, yet of the race of the Ainur who were before the World; they are many and fair».
«With these great powers came many other spirits of the same kind, begotten in the thought of Eru before the making of Ёa, but having less might and authority. These are the Maiar, the people of the Valar; they are beautiful, but their number is not known and few have names among Elves or Men.
There are also those whom we call
the Valarindi, who are the Children of the Valar, begotten of their love after their entry into Ёa. They are the elder children of the World; and though their being began within Ёa, yet they are of the race of the Ainur, who were before the world, and they have power and rank below that of the Valar only».
(HoME-X – The Annals of Aman)

В манускрипте «The Creatures of the Earth» (публиковался в журнале «Парма Эльдаламберон», выпуск №14) приводилась иерархия сотворенных Илуватаром существ, и «fays» и «Children of the Gods» – две разные категории, при том Дети Валар причислялись к «народу Валар» (и упоминались в перечне имен Валар, см. тот же PE №14), а фэй, младшие духи, – нет. Так и «Оковы Мэлько» выделяли три категории Айнур: «…but the great Gods may not be slain, though their children may and all those lesser people of the Vali, albeit only at the hands of some one of the Valar» (BoLT-I – The Chaining of Melko); подобные утверждения были и в редакциях «Квенты» – есть большие и меньшие младшие духи, при том к первым причислялись дети Валар (хотя эта категория не ограничивалась только ими).

Но здесь есть несколько иных соображений.

Во-первых, термины «Children» и «Sons» (к примеру, «Sons of the Valar», которые сторожили Валинор после Сокрытия: «…for the armouries of the Valar were opened, and the Maiar and the Sons of the Valar were arrayed as for war…» (HoME-X, The Annals of Aman)), менее «телесные», никогда не употреблялись в контексте происхождения балрогов (за исключением Готмога), напротив – как будет показано ниже, речь идет о том, что балроги каким-то образом были порождены Морготом. Видимо, даже более «телесно», чем то было с Валаринди.

Во-вторых, детьми Мэлько в ранних текстах назывались орки (гоблины).

«Many poisonous snakes were in those places and wolves roamed about, and more fearsome still were the wandering bands of the goblins and the Orcs – foul broodlings of Melko who fared abroad doing his evil work, snaring and capturing beasts, and Men, and Elves, and dragging them to their lord».
(BoLT-II – The Tale of Tinuviel)
«orc goblin. (children of Melko.) (pl. orcin, orchoth.)»
(Parma Eldalamberon №11 – The Gnomish Lexicon)

Для сравнения, Аулэ «was sometimes called Navatar, and the Dwarves Auleonnar 'children of Aule'» (см. HoME-XII – Last Writings). В обоих случаях речь идет не о биологическом порождении, но о создании (made) вроде бы самостоятельных, но ущербных существ.

«В те дни никто не ведал, откуда произошли гномы; знали лишь, что не принадлежали они ни к роду эльфов, ни к смертным, ни даже к Морготову племени. Однако иные из мудрецов Валинора, как узнал я впоследствии, говорят, будто бы давным-давно гномов сотворил Аулэ, который, мечтая о приходе эльфов и людей, не дождался воплощения замыслов Илуватара, ибо желал иметь учеников, которым мог бы передать свое знание ремесел. Но не исполнены гномы духа, подобно Детям Создателя, и есть у них мастерство, но нет искусства; и возвращаются они в камень гор, из которого были сотворены».
(Утраченный Путь – Поздние Анналы Белерианда. Перевод О. Гавриковой)
«It was not known in those days whence the Dwarves had origin, save that they were not of Elf-kin or of mortal kind, nor yet of Morgoth's breeding. But it is said by some of the wise in Valinor, as I have since learned," that Aule made the Dwarves long ago, desiring the coming of the Elves and of Men, for he wished to have learners to whom he could teach his crafts of hand, and he could not wait upon the designs of Iluvatar. But the Dwarves have no spirit indwelling, as have the Children of the Creator, and they have skill but not art; and they go back into the stone of the mountains of which they were made».
(HoME-V – The Latter Annals of Beleriand)
«...я, Пенголод, слыхал молву о том, что гномов Аулэ сотворил первыми, ибо никак не мог дождаться прихода эльфов и людей и жаждал передать свои умения и мудрость ученикам. И помыслил он в сердце своем, что сможет опередить Илуватара. Но не исполнены гномы духа, подобно эльфам и людям, Детям Илуватара, и этого валар не в силах им дать. Потому у гномов есть мастерство и ремесла, но нет искусства, и лишены они дара поэзии».
(Утраченный Путь – Ламмас. Перевод О. Тихомировой)
«…I, Pengolod, have heard it said by some that Aule first made the Dwarves, longing for the coming of Elves and Men, and desiring those to whom he could teach his crafts and wisdom. And he thought in his heart that he could forestall Iluvatar. But the Dwarves have no spirit indwelling, as have Elves and Men, the Children of Iluvatar, and this the Valar cannot give. Therefore the Dwarves have skill and craft, but no art, and they make no poetry».
(HoME-V – The Lhammas)
«Наугрим не принадлежали ни к эльфийскому народу, ни к смертным, не были до поры и Морготовым порождением; в те дни не ведали номы, откуда те пришли. [Но говорят мудрые Валинора, как узнали мы с тех пор, что Аулэ создал гномов, пока еще мир лежал во тьме, – ибо мечтал о приходе Детей Илуватара, дабы обрести учеников, которых мог бы он обучать своему знанию и ремеслу, и не желал дожидаться исполнения замыслов Илуватара. Потому гномы в этом смысле что орки, ибо родились от своеволия одного из валар; но не из злобы и не в насмешку сотворены они, и не злонамеренностью подсказаны. Однако ж гномы черпают мысль и бытие, сколько им отмерено, лишь от одного из Властей, в то время как эльфы и люди, к кому бы из валар они главным образом не обращались, они в той или иной степени в родстве со всеми. Потому произведения гномов сработаны с великим мастерством, но красоты в них немного, разве что когда подражают они искусству эльдар; и возвращаются гномы в землю и камень холмов, из которых созданы]».
(Утраченный Путь – Квента Сильмариллион. Перевод С. Лихачевой)
«The Naugrim were not of the Elf-race nor of mortal kind, nor yet of Morgoth's breeding; and in those days the Gnomes knew not whence they came. [But it is said by the wise in Valinor, as we have learned since, that Aule made the Dwarfs while the world was yet dark, desiring the coming of the Children of Iluvatar, that he might have learners to whom he could teach his lore and craft, and being unwilling to await the fulfilment of the designs of Iluvatar. Wherefore the Dwarfs are like the Orcs in this, that they come of the wilfulness of one of the Valar; but they were not made out of malice and mockery, and were not begotten of evil purpose. Yet they derive their thought and being after their measure from only one of the Powers, whereas Elves and Men, to whomsoever among the Valar they chiefly turn, have kinship with all in some degree. Therefore the works of the Dwarfs have great skill, but small beauty, save where they imitate the arts of the Eldar; and the Dwarfs return unto the earth and the stone of the hills of which they were fashioned]».
(HoME-V – Quenta Silmarillion)

Это еще раз подтверждает, что долгое время Толкин предполагал, что Мелькор (как и Аулэ) мог творить существ, пусть и дурных, но не «подделок», как это описывалось в поздних текстах.

В-третьих, возвращаясь к перечню «The Creatures of the Earth», можно заметить, что балроги (малкарауки) находились в категории уванимор, вместе с рауки (демонами), орками (гоблинами), маулир (троллями), ограми Севера и Юга, но – отдельно от «Порождений Земли» (earthlings) – горных и лесных великанов (прото-энты?), пигмеев (?), науглат (наугрим). Но касательно уванимор точно говорилось в УС, что Мэлько разводил (bred) их. Ситуацию еще больше запутывает то, что Профессор позднее называл ванимор младших духов, майар поздних текстов.

В-четвертых, сами балроги определялись в Гномском Словаре следующим образом:

«Balrog {(i·Mbalrogin.)} = Q Malkarauke. a kind of fire demon, creatures and servants of Melko. s. with article i'Malrog. pl. i'Malraugin».
(Parma Eldalamberon №11 – The Gnomish Lexicon)

В Квенийском Словаре:

«MELKO God of Evil.
{melkaraukir = Balrogor. fire-demon, Melko’s demons. Cp. rauki.}».
(Parma Eldalamberon №12 – The Qenya Lexicon)

В списке имен к «Падению Гондолина»

«Balrog meaneth evil demon and The Fall of Gondolin speaketh much of these creatures of Melko' s».
(Parma Eldalamberon №15 – Name-list to The Fall of Gondolin)

А в «Преображенных Мифах» мы читаем, что некоторые зовут орков Melkorohini, Дети Мелькора (Children of Melkor) – по аналогии с Eruhini, Детьми Эру. Важно отметить, что, как и в других случаях (происхождение наугрим и «отсутствие» у них женщин, к примеру), Профессор не отверг старое представление, а превратил его в миф или заблуждение внутри описываемого мира. Но это вновь подтверждает, что прежде у Толкина существовало представление о Детях Мелькора – и оно не ограничивалось орками.

В дальнейшем, несмотря на наличие упоминаний о «потомстве» Мелькора-Моргота, о балрогах ясно говорилось как о существах, созданных им. Так что «потомство» все же стоит трактовать в том же смысле, что и «отцовство» Аулэ в отношении наугрим, хотя дети в биофизиологическом смысле у Мелькора быть могли.

Обратимся к источникам.

«Все это время, с тех пор, как Моргот низверг светильни, Средиземье к востоку от Гор Валинора было лишено света. Пока струили сияние светильни, там все пошло в рост, но ныне рост приостановился, ибо всюду вновь воцарилась тьма. <...> ...и на Севере Моргот копил силы и собирал вокруг себя своих демонов. Из его тварей эти были сделаны первыми: с сердцами из пламени и с огненными бичами. В последующие дни номы назвали их балрогами».
(Утраченный Путь – Квента Сильмариллион. Перевод С. Лихачевой)
«In all this time, since Morgoth overthrew the lamps, the Middle-earth east of the Mountains of Valinor was without light. While the lamps were shining, growth began there, which now was checked, because all was again dark. <…> and in the North Morgoth built his strength, and gathered his demons about him. These were the first made of his creatures: their hearts were of fire, and they had whips of flame. The Gnomes in later days named them Balrogs».
(HoME-V – Quenta Silmarillion)

Заметим – «made», создал. Аналогичные выражения употреблялись и в отношении орков: «These Orcs Morgoth made in envy and mockery of the Elves, and they were made of stone, but their hearts of hatred» (HoME-V, Quenta S.).

Вопреки расхожему мнению, «демоны» – это не синоним падших майар.

«Мало кто из божественного народа пошел с ним, а из детей Илуватара за ним доселе никто не следовал иначе, как рабом, и спутниками его стали его собственные порождения, орки и демоны, что долго тревожили землю, терзая людей и эльфов».
(Утраченный Путь – Айнулиндалэ. Перевод М. Виноградовой)
«...and of the Children of Iluvatar none have followed him since, save as slaves, and his companions were of his own making: the Orcs and demons that long troubled the earth, tormenting Men and Elves».
(HoME-V – The Ainulindalё)
«Были на земле и злобные твари, созданные Морготом во дни его могущества: демоны, драконы и существа, содеянные в насмешку над творениями Илуватара. Таилось там и немало Морготовых прислужников, злых духов, которых по-прежнему направляла его воля, хотя более не было его с ними. Из них главным был Саурон, и мощь его росла».
(Утраченный Путь – Нуменорские главы. Перевод А. Хромовой)
«And there were evil things also upon earth, made by Morgoth in the days of his dominion, demons and dragons and mockeries of the creatures of Iluvatar. And there too lay hid many of his servants, spirits of evil, whom his will governed still though his presence was not among them. And of these Sauron was the chief, and his power grew».
(HoME-V – The Lost Road)

«Демонами» почти всегда называли балрогов, но эта категория ими не ограничивалась (см. выше о перечне из PE № 14 – есть просто rauki, а есть malkarauki), что важнее – «демоны» упоминались вместе с орками и отдельно от злых духов, падших майар.

И даже в поздних текстах мы читаем:

«Тысячу лет Дерев в блаженстве прожили валар в Валиноре за горами Амана, Среднеземье же лежало в сумраке под звездами. Туда валар приходили редко, кроме лишь Йаванны и Оромэ…<…> Мелькор же обитал в Утумно и занят был неустанно, не смыкая глаз; злые твари, созданные им искажения, бродили повсюду, и темные спящие леса полны были чудовищ и порождений ужаса. И в Утумно создал он расу демонов, что после получили у эльфов имя "балроги". Но эти не покидали еще врат Утумно, ибо Оромэ был зорок».
(Кольцо Моргота – Анналы Амана. Перевод Туилиндо)
«For one thousand years of the Trees the Valar dwelt in bliss in Valinor beyond the Mountains of Aman, and all Middle-earth lay in a twilight under the stars. Thither the Valar seldom came, save only Yavanna and Oromё… <…> But Melkor dwelt in Utumno, and he slept not, but watched, and laboured; and the evil things that he had perverted walked abroad, and the dark and slumbering woods were haunted by monsters and shapes of dread. And in Utumno he wrought the race of demons whom the Elves after named the Balrogs. But these came not yet from the gates of Utumno, because of the watchfulness of Oromё».
(HoME-X – The Annals of Aman)

Слово «wrought» – архаичное обозначение работы над чем-то (например, Варда «wrought the stars»). И вновь обратим внимание – Анналы Амана, написанные после «ВК», все еще говорят о балрогах, как о созданиях Мелькора.

В АНГБАНДЕ

Нежданно-негаданно, но существовала версия о появлении и умножении балрогов после возвращения Мелькора в начале Первой Эпохи.

Для начала обратим внимание: балроги упоминались в одном ряду с орками, как чудовища, которых можно расплодить, подобно животным.

«Ныне Моргот исполнил свой замысел; с помощью Унголиантэ тайно проник он из Арвалина в Валинор и уничтожил Древа. <...<> Валар бросились в погоню, но Моргот укрылся на Севере Средиземья: там он вновь отстроил свои твердыни и опять расплодил и собрал около себя своих злобных слуг – орков и балрогов».
(Утраченный Путь – Поздние «Анналы Валинора». Перевод О. Гавриковой)
«V.Y.2990. Morgoth now completed his designs, and with the aid of Ungoliante out of Arvalin he stole back into Valinor, and destroyed the Trees. Thence he escaped in the gathering dark northward… <…> Morgoth was hunted by the Valar, but he escaped into the North of Middle-earth, and re-established there his strong places, and bred and gathered once more his evil servants, Orcs and Balrogs».
(HoME-V – The Latter Annals of Valinor)

Появилась мысль, что балрогов до начала Первой Эпохи не существовало вовсе (и вновь в сцепке с орками). Обратим внимание на лексику: Мелькор то «измышляет» (буквально – «изобретает», devises) балрогов, то «порождает» их, «дает рождение» (brought forth). Первое едва ли применимо к живым существам, второе – к майар/младшим духам, за исключением причисленных к ним Валаринди. Второе необязательно значит, что Мелькор мыслился их родителем.

«Моргот бежит из Валинора вместе с Сильмарилями – волшебными самоцветами Феанора, возвращается в Северный Мир, и вновь возводит свою крепость Ангбанд под Черной горой Тангородрим. Он измышляет балрогов и орков. Сильмарили вставлены в железную корону Моргота».
(Устроение Средиземья – Самые ранние «Анналы Белерианда». Перевод О. Гавриковой)
«Morgoth flees from Valinor with the Silmarils, the magic gems of Feanor, and returns into the Northern World and, rebuilds his fortress of Angband beneath the Black Mountain, Thangorodrim. He devises the Balrogs and the Orcs. The Silmarils are set in Morgoth's iron crown».
(HoME-IV – The Earliest Annals of Beleriand)
«До восхода Солнца Моргот бежал из земли валар, унося с собою Сильмарили – священные самоцветы Феанора. Он возвратился в северные области на Западе Средиземья и вновь возвел свою крепость Ангбанд под черными горами Железа, там, где возвышается Тангородрим – высочайший из их пиков. Он произвел орков и балрогов; и вставил Сильмарили в свою железную корону».
(Утраченный Путь – Поздние «Анналы Белерианда». Перевод О. Гавриковой)
«Before the uprising of the Sun Morgoth fled from the land of the Valar and carried off the Silmarils, the holy gems of Feanor. He returned into the northern regions of the West of Middleearth, and rebuilt his fortress of Angband, beneath the black Mountains of Iron, where their highest peak Thangorodrim towers. He brought forth Orcs and Balrogs; and set the Silmarils in his iron crown».
(HoME-V – The Latter Annals of Beleriand)

Автор статьи позволит себе сделать несколько выводов из текстов:

  1. В ранних и средних источниках балроги представлялись как существа, особым образом связанные с Мелькором-Морготом, его первые создания. Возможно, среди балрогов были и Валаринди, дети Мэлько (достоверно известно о Готмоге).
  2. Балроги были «ущербными» с метафизической точки зрения существами, подобно оркам и наугрим.
  3. Балроги обладали характеристиками биологических организмов (рождались, размножались) и конкретно Воплощенных (язык группы Melkian – см. PE№18), будучи чудовищными полуживотными, подобно оркам и драконам.
art by Aaron Diaz
art by Aaron Diaz

БАЛРОГИ – ПАДШИЕ МАЙАР

Как было сказано выше, по мере упорядочивания Легендариума Профессор стал осознавать, с какими проблемами сталкивается «варварская» мифология при попытке осмыслить её через более зрелую философию: создание разумных существ кем-то, кроме Эру, невозможно, потому что никто, кроме Эру, не обладает характеристиками метафизического Абсолюта. Сказать же, что у «созданий» Мелькора (или Аулэ) «нет души», не получалось – Профессор сам и приписал им сложное поведение, невозможное для животных (даже животных, в которых действовала «рассеянная» воля Валы). Так появилась история о создании наугрим при вмешательстве Илуватара.

«Но могут ли они обладать «душой» или «духом», это уже совсем иной вопрос; и поскольку (в моем мифе, во всяком случае) я не представляю себе создание душ или духов, — явлений того же порядка, что и Валар, если не равных им в могуществе, — как возможную «передачу полномочий», я представил по крайней мере орков как уже существовавших реальных созданий, которых Темный Властелин, используя все свое могущество, переделал и исказил, но не произвел. То, что Господь «попустил» это, представляется мне не более чем дурной теологией, нежели попущение сознательному обесчеловечиванию людей волей тиранов, которое происходит сегодня. Тем не менее могут быть и другие «создания», больше похожие на марионеток, наполненных (лишь на расстоянии) разумом и волей их создателя, или подобные муравьям, что действуют, направляемые из центра маткой».
(Письма – №153. Перевод C. Лихачевой)

В поздней редакции Квенты С. исчезло упоминание о «создании» балрогов, а вместо этого появилось:

«То были (эалар) духи, что сначала служили ему во дни его славы, и стали похожи на него во дни его падения: с сердцами из пламени, но окутанные тьмой, и ужас несся, опережая их; у них были огненные бичи. Позже нолдор называли их балрогами».
(Кольцо Моргота – Поздняя Квента Сильмариллион. Перевод Ю. Понедельник)
«These were the (ealar) spirits who first adhered to him in the days of his splendour, and became most like him in his corruption: their hearts were of fire, but they were cloaked in darkness, and terror went before them; they had whips of flame. Balrogs they were named by the Noldor in later days».
(HoME-X – The Later Quenta Silmarillion)

Слово «эалар» не появляется нигде больше, но имеет следующее значение: «'дух' (не воплощенный, что зовется 'фэа', с[индарин] «фаэ»). 'Эала' - 'существо'». Очевидно, «эала» – синоним к «айну», потому что из всех духов (spirits) только Айнур являются не-воплощенными. Приведем исчерпывающее определение самого Толкина:

«Валар, или «власти, владыки», стали первым «творением»: мыслящие, но не воплощенные духи или разумы, сотворенные прежде физического мира. (Строго говоря, эти духи назывались Айнур, Валар — это лишь те из их числа, кто вступил в мир после его создания, и к тому же имя это на самом деле относится только к великим среди них, тех, что заняли место «богов» — в том, что касается образности, но не теологии.) Айнур участвовали в созидании мира как «вторичные творцы»: в разной степени и следующим образом. Они согласно своим способностям истолковывали и завершали в подробностях Замысел, предложенный им Единым».
(Письма – №212. Перевод С. Лихачевой)
«The Valar or 'powers, rulers' were the first 'creation': rational spirits or minds without incarnation, created before the physical world. (Strictly these spirits were called Ainur, the Valar being only those from among them who entered the world after its making, and the name is properly applied only to the great among them, who take the imaginative but not the theological place of 'gods'.) The Ainur took part in the making of the world as 'sub-creators': in various degrees, after this fashion. They interpreted according to their powers, and completed in detail, the Design propounded to them by the One».
(Letters – №212)

В работе «Слова, фразы и отрывки из 'Властелина Колец'» Профессор дал множество определений, включая «balrog» (приведем черновой и основной варианты):

«Balrog, mighty demop. Old Sindarin. ---lBAL- (cf. Vala). rauka, demon. Q rauka, S raug. Valarauka. (the Balrogs were of Valar or Maian origin)».
«Balrog "(mighty) demon." A word made in ancient Sindarin for the spirits (of "mayan" origin) corrupted to his service by Melkor in the days outside Arda, before the coming of the Elves and the Assault upon Utumno. --B-l AL "powerful, mighty," seen in Q Va lar, S Balan, pl. Belain; and —lRuK: Q rauka ' demon' , S raug. Q Valaraukar».
(Parma Eldalamberon №17 – Words, Phases and Passages)

Что здесь самое важное – помимо прямого указания на природу балрогов, мы видим хронологическую привязку – «days outside Arda». О чем это говорит? Балроги не были майар из свиты Валар Арды, искушенными Мелькором (подобно Саурону). Они пришли в Арду с Мелькором. Указания на падших Айнур в текстах были, но ради цельности повествования мы рассмотрим их ниже.

Рассуждая о квенийских названиях для орков, произошедших от древней основы «r(a)uk», Профессор сделал любопытное замечание:

«В квенья существуют некоторые другие производные: рукин "я чувствую страх или ужас" (составленное с "от" объекта страха); рухта- "вселять страх"; рукима "страшный"; рауко иарауко < *граук- "могущественное, враждебное и ужасное создание", особенно в сложном слове валарауко "Демон Мощи", позднее относящемся к более могущественным и ужасным майар-слугам Моргота. В синдарине, например, встречаютсярауг и грауг и сложное слово балрог (эквивалент К. рауко и т.д.); грога- "чувствовать страх"; груита "вселять страх"; горог(< *гурук) "ужас"».
(Война Самоцветов – Квенди и эльдар. Перевод Алмиэона, ред. Ю. Понедельник)
«Some other derivatives are in Quenya: rukin 'I feel fear or horror' (constructed with 'from' of the object feared); ruhta- 'terrify'; rukima 'terrible'; rauko and arauko < *grauk-) 'a powerful, hostile, and terrible creature', especially in the compound Valarauko 'Demon of Might', applied later to the more powerful and terrible of the Maia servants of Morgoth. In Sindarin appear, for instance, raug and graug, and the compound Balrog (equivalents of Q rauko, etc.); groga- 'feel terror'; gruitha 'terrify'; gorog (< *guruk) 'horror'».
(HoME-XI – Quendi and Eldar)

Анналы Амана были исправлены соответствующим образом:

«Мелькор же обитал в Утумно, и занят был неустанно и не смыкал глаз; что бы доброго не сотворила Йаванна, он портил это, если мог; злые твари, созданные им искажения, бродили по всей земле, и темные спящие леса полны были чудовищ и порождений ужаса. И в Утумно умножил он расу злых духов, что последовали за ним, умайар, из которых главными были те демоны, что потом получили у эльфов имя "балрогат". Но они не выходили еще из врат Утумно, ибо страшились Оромэ».
(Кольцо Моргота – Анналы Амана. Перевод Туилиндо)
«But Melkor dwelt in Utumno, and he did not sleep, but watched and laboured; and whatsoever good Yavanna worked in the lands he undid if he could, and the evil things that he had perverted walked far abroad, and the dark and slumbering woods were haunted by monsters and shapes of dread. And in Utumno he multiplied the race of the evil spirits that followed him, the Umaiar, of whom the chief were those demons whom the Elves afterwards named the Balrogath. But they did not yet come forth from the gates of Utumno because of their fear of Oromё».
(HoME-X – The Annals of Aman)

В этом отрывке, как говорится, «прекрасно все», потому что он представляет собой пример «сплавления» нескольких вариантов истории: с одной стороны, наконец появился термин «умайар», обозначающий последовавших за Мелькором младших духов (evil spirits – Айнур без сомнений), с другой – Мелькор мог их «умножать», и это «умножение» в других случаях обозначает биологическое размножение (см. в отношении орков: «...and thence there now came forth in hosts beyond count the fell race of the Orkor, that had grown and multiplied in the bowels of the earth like a plague»; «For the Orkor had life and multiplied after the manner of the Children of Iluvatar» (HoME-X, Annals of Aman)), а с третьей стороны – балроги оказались верховными (chief) из демонов Мелькора.

И здесь следует рассмотреть момент, который, на первый взгляд, полностью противоречит вышеуказанному, но которому, как кажется, можно найти объяснение в рамках «позднего» Легендариума.

«Будет ясно, что воля орков, Балрогов и т.д. - всего лишь часть "рассеянной" мощи Мелкора. Их дух - дух ненависти. Но ненависть несогласованна (разве что из страха). Отсюда восстания и мятежи в кажущееся отсутствие Моргота. Орки суть животные, а Балроги - искаженные Майар».
(Кольцо Моргота – Преображенные Мифы. Перевод А. Кутузова)
«It will there be seen that the wills of Orcs and Balrogs etc. are part of Melkor's power 'dispersed'. Their spirit is one of hate. But hate is non-cooperative (except under direct fear). Hence the rebellions, mutinies, etc. when Morgoth seems far off. Orcs are beasts and Balrogs corrupted Maiar».
(HoME-X – Myths Transformed)
«Одна из причин его самоослабления заключалась в том, что он давал своим "созданиям", оркам, Балрогам и т.д. силу восстановления и размножения. Таким образом, они могли без особых приказов подниматься на бой снова и снова. Часть изначальной творческой мощи Мелкора ушла на создание независимого зла, вышедшего из-под его прямого контроля».
(Кольцо Моргота – Преображенные Мифы. Перевод А. Кутузова)
«One of the reasons for his self-weakening is that he has given to his 'creatures', Orcs, Balrogs, etc. power of recuperation and multiplication. So that they will gather again without further specific orders. Part of his native creative power has gone out into making an independent evil growth out of his control».
(HoME-X – Myths Transformed)

Отметим – вновь упоминается, что балроги могли «умножаться» (т.е. размножаться биологическим путем) и «восстанавливаться» (исцеляться) благодаря тому, что Мелькор вкладывался в них часть своей воли. «Умножение» природе майар не противоречит:

«В любом случае, возможно ли превращение хотя бы нескольких Майар в орков? Да: и вне Арды и на ней (до падения Утумно) Мелкор привлек к себе множество духов - великих, как Саурон, и меньших, таких, как Балроги. Самые слабые могли бы быть первобытными орками (более мощными и ужасными). Производя потомство, они (ср. Мелиан) [становились] все более "приземленными" и теряли способность возвращаться в состояние чистого Духа (хотя бы в обличье демона), пока их не освобождала смерть; кроме того, их сила заметно умалялась».
(Кольцо Моргота – Преображенные Мифы. Перевод А. Кутузова)

Сразу хочется отметить, что упоминание о балрогах как о «меньших духах» объяснить сложно, если не полагать, что тогда они еще представлялись многочисленными и менее значимыми. «Преображенные Мифы» – текст переходного периода, интересный в том числе и тем, что на наших глазах происходит эволюция идей, и «умножение» балрогов можно считать признаком «торга» между старой и новой концепциями (еще ярче эта борьба проявилась в вопросе орков).

Однако мог ли Мелькор вложить свою волю в майар? Осмелимся сказать, что да.

Дело в том, что в процессе переосмысления мифологии Профессор структурировал и развил мотив, давно возникший и для него очень важный – «Кольцо Моргота». Этот ужасающий «пандьяволизм» предполагает, что весь сотворенный мир (Эа), особенно Арда (Солнечная Система), особенно Имбар (планета Земля) содержит в себе частицу «рассеянной» воли Мелькора; все объекты физической реальности, сформировавшиеся из материи Эа и существующие за счет абсорбции этой материи (вкл. растения, животных, Воплощенных) уже осквернены Врагом. «Мэлько-частица» не является естественной для материи, на самом деле, она губит материю, и, насколько можно судить, именно Мелькор является виновником энтропийных процессов в видимой части Вселенной.

Но идеалист Толкин понимал, что Падение происходит в первую очередь на уровне духа. Мелькор, как один из великих Валар, обладал огромной властью в Эа, первоначально – законной, данной Эру властью, которой распоряжался по своей воле; по мере падения он все больше злоупотреблял данными ему силами и привносил в сотворенный мир хаос и разрушение. Но искажение разумных существ должно включать и их моральное падение, искушение изначальным Врагом, с надругательством над свободной волей, как минимум – обманом.

«Лучше всего показать искажающую силу Мелкора, как берущую свое начало на уровне морали или теологии. Каждый, кто считает его своим Владыкой (и особенно тот, кто богохульно называет его Отцом или Создателем) скоро становится полностью искаженным, fёa в своем падении тащит за собой hroa в "Морготство": ненависть и разрушение».
(Кольцо Моргота – Преображенные Мифы. Перевод А. Кутузова)

Так «под влиянием Моргота и его приближенных верящие в них люди в течение нескольких поколений могли деградировать в разуме и привычках почти до орков» (ПМ). Подобное вырождение было даже у квенди: как видно по «Атрабет», именно Моргота мудрецы винили в том, что тела квенди со временем «таяли» и оставляли их живыми призраками, тоскующими по своей плоти; с другой же стороны, авари, которые никогда не видели Свете Амана и отвергли призыв Валар, «часто были недружелюбны или даже вероломны в делах с синдар и нолдор… <…> были наполнены унаследованной ожесточенностью против эльдар». (HoME-XI, «Квенди и эльдар». Перевод Алмиэона, ред. Ю. Понедельник)

Механику падения духовного существа легче понять, уяснив понятие «орэ». Орэ – внутренний ум, голос совести, «канал связи» с пребывающими вовне, «сердце», которое «говорит» и «советует» свободной личности. Альвы и просвещенные люди использовали его в отношении тех «видений» и «посланий», что, как они считали, приходят от Валар и Илуватара. Но орэ – понятие не только для Воплощенных, но и для самих Айнур.

«Валар вошли в Эа и Время по своей воле и пребывают во Времени, покуда оно длится. Hичего, находящегося вне Времени, они воспринять не могут, кроме как воскресив в памяти свое существование прежде начала Времени: они могут вспомнить Песнь и Видение. Они, конечно, открыты Эру, но по своей воли не могут "увидеть" какую бы то ни было часть Его разума. Они могут открыться Эру, взывая к нему, и тогда Он может открыть им Свою мысль».
(Виньяр Тенгвар №39 – Осанвэ-кента. Перевод С. Таскаевой)

Каждый раз, когда в «Сильмариллионе» мы читаем, что «Манвэ открылась воля Илуватара», имеется ввиду именно это – Король Арды, удаляясь на Таникветиль, погружался в глубины своего духа и искал совета Единого в своем сердце.

Однако орэ, как и все в мире, может оказаться под Тенью. Так было с людьми:

«“Бедствие”, как и подозревали эльфы, было именно восстанием против Эру в форме принятия Мелькора как Бога (XXII). Одним из последствий этого было то, что fea была [заключена (в теле)] и Мелькор [взято в скобки, но не зачеркнуто: преследовал тех, кто восстал против него и искал защиты Эру] получил доступ к óre который [нрзб. (остался?)] но был [бесполезным?] и лишь мудрейшие из людей могли отличить [? его] злые внушения от истинного óre (XXIII)».
(Виньяр Тенгвар №41 – Заметки об орэ. Перевод Кеменкири)

Схожее утверждение мы знаем из корпуса С.

«Но и по сей день живы семена лжи, что Мелькор, могущественный и проклятый, Моргот Бауглир, Власть Ужаса и Ненависти, посеял в сердцах эльфов и людей, и невозможно их уничтожить; то и дело дают они новые всходы, и будут приносить свои темные плоды и в последующие времена».
(Сильмариллион – О плавании Эарендиля и Войне Гнева. Перевод С. Лихачевой)

Так что же произошло с умайар?

«Ибо он [Мелькор] мог украдкой явиться в разум открытый и ни о чем не подозревающий, надеясь разузнать часть его мыслей, прежде чем тот закроется, и более того - внедрить в этот разум свои собственные мысли, обмануть его и приобрести его дружбу. Мысль его всегда оставалась одной и той же, хотя она и менялась, чтобы лучше подходить к данному случаю (насколько он понимал): он желает одного только блага; он богат и может даровать своим друзьям все, что они пожелают; он особенно любит того, к кому обращается; но ему необходимо верить.
Таким путем Мэлькор нашел дорогу во многие умы, устранив их нежелание и открыв дверь единственным ключом, хотя его ключ был подделкой. <…> Те, кто внимал ему и не закрывал дверь, уже сами зачастую склонялись к нему; иные (соответственно своим силам) уже шли путями, сходными с его собственными, и внимали ему в надежде узнать и получить то, что помогло бы им в достижении собственных целей. (Так было с теми Майар, кто первыми, раньше всех, попали в его власть. Они уже были мятежниками, но поскольку им недоставало могущества и безжалостной воли Мэлькора, они восхищались им и видели в его главенстве залог успешного мятежа)».
(Виньяр Тенгвар №39 – Осанвэ-кента. Перевод С. Таскаевой)
«Мелькор также использовал и извращал в своих целях "страх Эру", понятый полно или смутно. Но это было труднее, опаснее и требовало большей ловкости. Меньших духов он мог привлечь на свою сторону любовью к себе и восхищением перед собой - и так довести их до восстания против Эру. И тогда Мелькор обращал во зло их страх перед Единым, так что они начинали смотреть на Мелькора как на вождя и защитника, и в конце концов оказывались слишком запуганы, чтобы вернуться под руку Эру, даже после того, как они поняли Мелькора и возненавидели его».
(Кольцо Моргота – Атрабет. Перевод А. Хромовой, ред. К. Кинн)

Можно сказать, что некорректно сравнивать падение Айнур и людей; однако в «Осанвэ-кенте» Пенголод подчеркивал, что все разумы равны и едины по природе. Разница между Айнур и Эрухини – количественная, а не качественная.

Процесс совращения младших Айнур (в т. ч. и балрогов) можно реконструировать следующим образом: поддержав Мелькора в Музыке, на заре Эа или при формировании Арды, они отвергали власть Илуватара и Манвэ как местоблюстителя (хотя, быть может, в начале им казалось, что Мелькор действует по воле Эру) —> их разум оказывался открыт для Мелькора, пока он не подавлял их волю в большей или меньшей степени (поначалу собственным авторитетом, позднее ложью, принуждением и страхом) —> будучи развращены, они погружались в исполнение греховных замыслов, пока их бытие не умалялось до бессильных теней, поглощенных страстями, которые они не могли удовлетворить, к чему их подталкивал остаток темной воли Мелькора.

Детально мы видели процесс падения на примере Саурона – это редкий пример, когда умайа пытался вернуться на светлую сторону, но не смог, а «его временное возвращение к добру и «благу» закончилось еще более грандиозным отступничеством, пока он не стал главным воплощением Зла последующих эпох» (Письма, №153. Перевод С. Лихачевой), потакая собственным «гордыне и жажде власти» (Письма, №183). Саурон не сумел исцелиться от зла в начале Второй Эпохи, потому что «the bonds that Morgoth had laid upon him were very strong» (S.-77 – Of the Rings of Power and the Third Age). В «Потоплении Анадунэ» упоминается, что Саурон черпал силу из рассеянной мощи Мелькора: «For there arose a second manifestation of the power of darkness upon Earth: a new shape of the Ancient Shadow , it may be, or one of its servants that drew power from it and waxed strong and fell...» (HoME-IX, Part Three). Все это, как и попытка выдать себя за Мелькора после Падения Нуменора, не могло не отразиться на моральном облике Саурона, доведя его до безумия и духовного ничтожества.

Кроме того, у нас есть пример Унголиантэ – это подробный рассказ «Поздней Квенты» (HoME-X): паучиха боялась Мелькора, потому что знала о его ненависти к тем, кто его оставлял, еще больше она боялась гнева Валар за соучастие в убийстве Древ, но пагубная страсть – голод – пересилила все. В конце концов, голод стал терзать Унголиантэ так сильно, что она осмелилась бросить вызов Морготу, а, потерпев поражение, бежала и тратила силы на попытки насытиться, пока не дошла до самоуничтожения.

Именно по этому пути двигался сам Мелькор; лишь Война Гнева помешала ему дойти до логического конца: «…он продолжал бы буйствовать, пока не низвел бы все до состояния бесформенного Хаоса. И все равно Мелькор был бы побежден, ведь этот Хаос "существовал" бы независимо от его разума и был бы потенциальным Миром» (ПМ). Это неудивительно, потому что Вала Алкар – первоисточник зла как такового, «supreme spirit of Pride and Revolt» (MT). Его Падение является «матрицей» как в силу того, что он непосредственно виновен в падении части младших духов, части альвов и всех людей (как Искуситель), так и из-за его разрушительного влияния на мир идей (в Музыке) и мир вещей (в эпоху демиургических трудов и ПЭ Солнца).

Автор статьи осмелится предположить, что балроги более всего были связаны с Мелькором и пали глубже, чем прочие умайар (в т. ч. и Саурон), дойдя до «нигилистического безумия», подобно Владыке Утумно и Ангбанда. Однако для обоснования тезиса мы, приняв идею о принадлежности балрогов к Айнур (эалар), рассмотрим вопрос с самого начала: что говорят источники о сторонниках Мелькора? Сколько их было? Все ли падшие Айнур подпали под власть Исказителя в одно время?

Нет смысла цитировать «Айнулиндалэ» – читателям хорошо известно, что с самого Диссонанса часть Айнур поддержала Мелькора, подстроив свои музыкальные темы под его голос. Позднее многие Айнур (и Мелькор был первым из всех) пожелали спуститься в Эа.

Балроги были «первозданными духами уничтожающего огня, главными слугами первозданной Темной Власти Первой эпохи» (Письма, №144). Это намекает нам, что балроги – майар Мелькора, его свита, подобно манир и сурули для Манвэ, ведь именно Мелькор «замыслил испепеляющий зной и необузданный огнь» и «правил огнем и жесточайшими морозами, самым лютым холодом и самыми глубокими горнилами под огнедышащими горами» (КУС-I, Музыка Айнур. Перевод В. Свиридова); «Гномский Словарь» говорил, что Бэльха (Мэлько) – «Lord of utter heat and cold, of violence and evil». И «Преображенные Мифы» добавляют: «His first desire (and weapon) had been fire and heat».

Если говорить о периоде от прихода Айнур в Эа и до завершения трудов Валар над формой Арды, то в текстах подчеркивалось, что изначально немногие духи выступили на стороне Мелькора.

«Долгое время Мелько скитался один; он повелевал огнем и морозом – от Стен Мира до глубочайших горнил под ним – и все, что ни есть в мире неукротимого и буйного, жестокого и внезапного, приписывается ему – и, по большей части, справедливо. Мало кто из божественного народа пошел с ним».
(Утраченный Путь – Айнулиндалэ. Перевод М. Виноградовой)
«И была битва между Мэлькором и Валар, и на время Мэлькор пропал и скрылся в иных краях, и творил там, что хотел, но не мог он вырвать земли из своего сердца. Ибо был он один, без товарища или соратника, и не было у него никого, кроме немногих последователей; из тех, кто изначально вторил его песне, немногие захотели спуститься с ним в Мир, и немногие из сошедших стали его прислужниками».
(Кольцо Моргота – Айнулиндалэ C. Перевод А. Щурова)
«И они снизошли туда: Манвэ и Улмо, и Аулэ, и прочие, о коих ты услышишь, Эльфвайн, но – знай! – Мэлькор был прежде них; но отряд его был невелик: кроме тех младших духов, кои вели свою музыку по его подобию; и он скитался один, и Земля была объята племенем».
(Кольцо Моргота – Айнулиндалэ С*. Перевод А. Щурова)

Вала Макар и Валиэ Мэассэ – «духи раздора и с несколькими иными меньшими духами, что пришли вместе с ними, были первыми и главными из тех, кто присоединился к разладу Мэлько и кто помог ему творить его музыку». (КУС–I, Пришествие Валар и создание Валинора. Перевод А. Куклей) К сожалению, эти колоритные Айнур не появлялись в текстах после Утраченных Сказаний (насколько нам известно), так что сложно сказать, были ли столь могущественные сторонники у Мелькора. Можно вспомнить Оссэ, что был «разжалован» из Валар в поздних текстах.

Мелькор был изгнан из Арды трижды: первый раз еще до формирования звездной системы, второй раз – Тулкасом, перед Весной Арды (третий раз – после Войны Гнева). Прежде, чем Тулкас переломил ход Первой Войны, Мелькору удалось сманить на свою сторону многих майар, и это сослужило ему хорошую службу, когда пришлось отступить.

«Мелькор же знал обо всем, что делалось; ибо даже тогда имел он между майар тайных друзей, что склонил на свою сторону, в первом ли звучании Айнулиндалэ или после в Эа. Главным из них, как открылось потом, был Саурон, великий мастер из пришедших с Аулэ. Так вдали, во тьме Эа, куда он удалился, Мелькор исполнился новой ненависти, завидуя творениям равных ему, кого он желал себе подчинить. Потому он собрал вокруг духов из бездн Эа, что служили ему, пока не счел, что силен; решив, что настал его час, он приблизился к Арде вновь; и опустил на нее взор, и красота Земли в дни ее Весны наполнила его изумлением, но поскольку не он владел ею, то положил уничтожить ее».
(Кольцо Моргота – Анналы Амана. Перевод Туилиндо)

После обрушения Светочей умайар примкнули к Мелькору открыто:

«…вышли они [Валар] с огромным войском против Мэлькора, дабы отнять у него власть над Средиземьем; но нынче возрос он в злобе и в мощи, и был повелителем многих чудищ и лиходейских тварей, и не могли валар ни разгромить его, ни пленить; и он бежал от их гнева, и притаился, пока не ушли они. Тогда возвратился он на Север, и воздвиг там для себя мощную крепость, и вырыл под землей огромные пещеры, дабы спасаться от нападений, и собрал вокруг себя многих духов слабее, которые видя его растущие величие и силу, теперь желали служить ему; а имя этого оплота зла было Утумно».
(Кольцо Моргота – Айнулиндалэ D. Перевод А. Щурова)

В КУС рассказывалось о духах, что были в мире до пробуждения альвов. Особенно выделялись мрачные и загадочные слуги Мандоса, нежные и мечтательные слуги Лориэна и «...другие – из крепости на севере, где тогда в глубоких подземельях Утумны обитал Мэлько. Были они опасны и полны зла; тревогу, соблазны и ужас несли они с собой, обращая темноту в гибельный и пугающий мрак, чего не случалось до той поры» (КУС-I, Оковы Мэлько. Перевод С. Таскаевой). А чуть дальше мы найдем прообраз балрогов, ждавших Мелькора в подземельях Севера (и безымянных тварей под Мориа): «И глубоко под землею в пещерах и норах до сих пор живут нечистые духи, заключенные туда в день, когда был пленен Мэлько, но все же многими путями порой проникают они в мир – сквозь расщелины, где они подражают голосам прилива на скалистых берегах, просачиваясь в темные протоки, что извиваются невидимыми много лиг, или из-под голубых сводов, где берут начало ледники Мэлько» (КУС-I, Оковы Мэлько).

А что же балроги?

«Многие Майар, привлеченные великолепием Мелькора в дни его величия, остались верны ему и во тьме; других он заставил служить себе с помощью лжи и предательских даров. В числе этих духов страшны были Валараукар, огненные бичи, кого в Средиземье называли балроги, демоны ужаса».
(Сильмариллион – Валаквента. Перевод С. Лихачевой)
«For of the Maiar many were drawn to his splendour in the days of his greatness, and remained in that allegiance down into his darkness; and others he corrupted afterwards to his service with lies and treacherous gifts. Dreadful among these spirits were the Valaraukar, the scourges of fire that in Middle-earth were called the Balrogs, demons of terror».
(Silmarillion – Valaquenta)

Балроги характеризуются как «scourges of fire». К сожалению, оригинальную глубину текста сложно передать: «scourge», как подсказывает Oxford Learners Dictionary, это не только «a whip used to punish people in the past» – самый бич или кнут, но и «a person or thing that causes trouble, difficulty or mental pain», т.е. тот, кто бич держит.

«В Утумно Мелькор собрал вокруг себя своих демонов – тех духов, что первыми примкнули к нему в дни его величия и более прочих уподобились ему в порочности: в сердцах их пылал огонь, но одеты они были во тьму, вооружены огненными бичами, и великий ужас шествовал перед ними. Позже в Средиземье их назвали балрогами».
(Сильмариллион – О приходе эльфов и пленении Мелькора. Перевод С. Лихачевой)
«And in Utumno he gathered his demons about him, those spirits who first adhered to him in the days of his splendour, and became most like him in his corruption: their hearts were of fire, but they were cloaked in darkness, and terror went before them; they had whips of flame. Balrogs they were named in Middle-earth in later days».
(Silmarillion – Of the Coming of the Elves and the Captivity of Melkor)

Вновь обратим внимание, что балроги более всего уподобились Мелькору-Морготу.

Чтобы понять, что имеется ввиду под «ужасом», который «шествовал» перед балрогами, можно вспомнить Кольцепризраков, величайших из слуг Второго Темного Властелина:

«Надо сказать, что немногие могли противостоять даже одному из этих жутких созданий, и Саурон полагал, что никому не под силу противостоять им, когда они собраны вместе под предводительством их ужасного вождя, владыки Моргула. Но они обладали одним свойством, которое для нынешней цели Саурона могло оказаться помехой: так велик был ужас, сопровождающий назгулов, даже незримых и необлаченных, что их появление могло вскоре быть обнаружено, и Мудрые могли догадаться о цели их похода».
(Неоконченные Сказания – Охота за Кольцом. Перевод О. Степашкиной)
«Now few could understand even one of these fell creatures, and (as Sauron deemed) none could withstand them when gathered together under their terrible captain, the Lord of Morgul. Yet this weakness they had for Sauron's present purpose: so great was the terror that went with them (even invisible and unclad) that their coming forth might soon be perceived and their mission be guessed by the Wise».
(Unfinished Tales – The Hunt for the Ring)

Думается, читатели помнят, сколько раз в течении Войны Кольца эти слова подтверждались: даже самые стойкие из воинов Гондора и Рохана не могли противостоять Девяти, немало бед они принесли и в эпоху войн Ангмара с дунэдайн. Стоит ли объяснять, насколько ужаснее были балроги?

Возвращаясь к общим вопросом, мы можем уверенно разделить всех примкнувших к Мелькору Айнур на три категории:

  1. Свита Мелькора – те немногочисленные Айнур, которые примкнули к нему в Музыке, спустились с ним в Эа и прибыли с ним в Арду. Автор статьи полагает, что среди них были балроги, почему см. ниже;
  2. Духи из отдаленных чертогов Эа, призванные Мелькором в Арду после второго изгнания (подробнее см. эту статью). Известен один пример – Унголиантэ;
  3. Майар из народов Валар Арды, искушенные Мелькором до второго изгнания, возможно – и позднее. Верховным (chief) из них считался будущий Саурон, кузнец из народа Аулэ, хотя могущественнейшим, конечно, был Оссэ, но он раскаялся и не числится среди отступников.

Итак, балроги «более всего» уподобились Мелькору в падении, их изначальная природа – огненных духов – соотносится с Мелькором, считавшимся Валой огня, они назывались его главными слугами, самыми могучими и ужасными, их воля во многом была продолжением воли Владыки Тьмы, они служили ему еще за пределами Арды. Больше того: балроги были верны Мелькору, как никто из его слуг, что едва ли можно объяснить иначе, чем предположением, что они следовали за ним с Диссонанса, были его собственной свитой и полностью разделяли его устремления, в т. ч. и самые ужасные.

К примеру, в Войне Властей, закончившейся сокрушительным разгромом Утумно, валараукар остались с Мелькором до конца:

«Случилось, наконец, что врата Утумно были разбиты и своды разрушены, и Мелькор укрылся в самой глубокой из ее пещер. Видя, что все потеряно для него на сей раз, он внезапно выслал оттуда сонм балрогов, последних из слуг, что остались у него; и они хлынули на стяг Манвэ огненной волной. Но пламя их угасил ветер гнева Манвэ, и поразила их молния его меча; и наконец, Мелькор остался один».
(Кольцо Моргота – Анналы Амана. Перевод Туилиндо)
«It came to pass that at last the gates of Utumno were broken and its halls unroofed, and Melkor took refuge in the uttermost pit. Thence, seeing that all was lost (for that time), he sent forth on a sudden a host of Balrogs, the last of his servants that remained, and they assailed the standard of Manwe, as it were a tide of flame. But they were withered in the wind of his wrath and slain with the lightning of his sword; and Melkor stood at last alone».
(HoME-X – The Annals of Aman)

Вскоре после написания Профессор изменил отрывок с участием балрогов следующим образом:

«§50 "сонм балрогов, последних из слуг, что остались у него" → "своих балрогов, последних слуг, что остались верны ему". На полях отец написал: "Вряд ли их когда-либо было больше трех или в крайнем случае семи"».
«$50 'a host of Balrogs, the last of his servants that remained' →' his Balrogs, the last of his servants that remained faithful to him'. In the margin my father wrote: 'There should not be supposed more than say 3 or at most 7 ever existed».'

Этот отрывок интересен для нас по нескольких причинам: во-первых, это единственный раз, когда Профессор использовал в отношении темных сил слово «faithful» (верные), которым отнюдь не разбрасывался (напомним лишь, что так называли Верных Нуменора, Финрода, Воронвэ, Гвиндора, Бора); во-вторых, здесь – первый и последний раз – дается четкое указание на численность балрогов-из-майар. Почему их должно было стать мало – понятно, наверное, что чем выше авторитет и могущество, тем меньше нужно в числе. Напомним лишь, что в слове «Valaraukar» используется квенийское «Vala», как и для пятнадцати величайших Айнур – конечно, таких демонов не могло быть много! Три – число известных балрогов (Готмог, бившийся с Глорфинделем и Проклятье Дурина), а семь – цифра с универсальным символизмом, но в данном контексте загадочная. Автору статьи вспомнились семеро сыновей Феанора.

Но интересно еще вот что: в Войне Властей Манвэ «поразил» («slain» – т. е. убил) балрогов. Профессор убрал «воинство» балрогов, очевидно, считая, что семерых будет достаточно, чтобы Манвэ лично вступил в схватку, но оставил саму битву. Но как сочетать это с последующим участием огненных демонов в истории Средиземья? На самом деле легко:

«Даже своим видимым обликом не мог он [Мелькор] более управлять, и мерзостность его не могла более пребывать скрытой, но являла зло его духа. Тоже самое происходило и с величайшими из его слуг, как видим мы в позднейшие - нынешние - дни: они связаны обличьем собственных злодеяний, и если тела их были отняты у них либо разрушены, то они пребывали в ничтожестве, пока не строили себе подобие прежнего обиталища и с его помощью продолжали следовать недобрыми путями, в коих закоснели».
(Виньяр Тенгвар №39 – Осанвэ-кента. Перевод С. Таскаевой)

Пенголод имел ввиду Саурона, но едва ли только Саурона. У нас нет причин считать, что балроги не могли утратить свои fanar в Войне Властей и восстановить их к возвращению Мелькора в Средиземье; но, подобно Саурону после Падения Нуменора, восстановить они сумели лишь чудовищные fanar, являвшие их нравственную деградацию, а, утратив их, оказывались за гранью возрождения.

Балроги вновь показали свою верность Мелькору, явившись на его зов в битве с Унголиантэ:

«Глубоко под чертогами Ангбанда, в подземельях, в кои не спускались Валар, торопясь окончить битву, еще таились балроги, ожидая возвращения своего владыки. Быстро выбрались они наверх и промчались как на крыльях сквозь Хитлум в Ламмот, подобные огненной буре.
Тогда Унголиант дрогнула и ударилась в бегство, испуская черный дым, чтобы скрыться; но балроги гнали ее огненными бичами до самых Гор Тени, пока Моргот не отозвал их. И тогда разрубили они сети на Морготе, и он освободился и вернулся в Ангбанд».
(Кольцо Моргота – Поздняя Квента Сильмариллион. Перевод Ю. Понедельник)

Заметим: немало слуг Темного Властелина осталось в Средиземье после падения Утумно (позднее Морготу удалось созвать многих в Ангбанд), однако в важный для него момент явились именно валараукар (но не Саурон, например).

II. Готмог – владыка балрогов

art by Jared Draws
art by Jared Draws

Исчерпывающее описание верховный балрог получил еще в списке имен к «Падению Гондолина»: сын Мэлько от великанши-людоедки Флуитуин, он был предводителем балрогов и владыкой воинств Мэлько, и эльдар ненавидели его имя.

«Gothmog was a son of Melko by the ogress Fluithuin and his name is Strife-and-hatred, and he was captain of the Balrogs and lord of Melko's hosts ere fair Ecthelion slew him at the taking of Gondolin. The Eldar named him Kosmoko or Kosomok(o), but ' tis a name that fitteth their tongue no way and has an ill sound even in our own rougher speech, said Elfrith».
(Parma Eldalamberon №15 – Name-list to The Fall of Gondolin)

В перечне имен Валар упоминалось, что сын Мэлько «от Улбанди».

[The Valar name-list notes that the son of Melko by Ulbandi was "Kosomot or Kalimbo," the latter glossed in QL as 'a savage, uncivilized man, barbarian; giant, monster, troll ' .]
(Parma Eldalemberon №14 – The Names of the Valar)

Готмог несколько раз назывался «сыном Мэлько» в самом тексте «Падения Гондолина» – вот, пожалуй, и все.

Самое интересное здесь с текстологической точки зрения – кем была мать Готмога в мире «Утраченных Сказаний» и как долго Профессор считал его сыном Моргота, работая над традицией «Квенты С.»?

На первый вопрос ответить непросто. Имя «Флуитуин» не имеет убедительной этимологии (хотя его можно связать с гномским «fluim»«черный дым» и «thuith»«смолистый сок»; быть может, это аллюзия на горящий лес?) и не встречалось в повествовании. С «людоедами» и «великанами» ситуация обстоит еще тяжелее: мы имеем множество намеков в ранних текстах (вплоть до «Хоббита»!), но ни одного содержательного фрагмента. Классификационные списки, оставшиеся в толкиновских манускриптах, лишь запутывают.

В «Квенийском Словаре» – «Ork (orq-) monster, ogre, demon. Orqindi ogresse».

В «Early Chart of Name» (публиковался в Парма Эльдаламберон №13) улбанди оказались равнозначны уванимор – чудовищам Моргота; в эту категорию входили демоны, балроги, орки («гоблины»), отдельно улбанди (великаны – «giants»), сарквинди («ogresses», «giantesses» – великанши, людоедки – только в женском роде!), хонгвир ( «ogres», «ogresses» – людоеды, людоедки).

В уже упомянутом «The Creatures of the Earth» (PE №14) уванимор и «порождения Земли» («Earthlings») – две разные категории. В первую входили улбанди (лесные великаны) и таулир (горные великаны) вместе с пигмеями и карлами («dwarves»); во вторую – сарквинди (людоеды Юга) и хонгвир (людоеды Севера) вместе с маулир (троллями), рауки (демонами), оркви (гоблинами) и малкарауки (балрогами). При этом первые два рода – «cannibal giants of lesser size».

В «Пришествии Валар» (КУС-I) говорилось, что уванимор «суть чудовища, великаны и исполины» («monsters, giants and ogres»). В «Рассказе Гильфанона» (КУС-I) уванимор «bred in the earth» Мэлько, они спаслись от гнева Валар в Войне Властей и рассеялись по миру.

Последний раз термин всплыл в одной из ранних редакций «Квенты Сильмариллион»: «...in the North Morgoth built his strength, and gathered his demon-broods about him, whom the Gnomes after knew as Balrogs: they had whips of flame. The Uvanimor he made, monsters of divers kinds and shapes; but the Orcs were not made until he had looked upon the Elves». (HoME-V, Quenta Silmarillion). Нетрудно заметить, что этот отрывок в изменном виде дожил до опубликованного Сильмариллиона: «But in the north Melkor built his strength, and he slept not, but watched, and laboured; and the evil things that he had perverted walked abroad, and the dark and slumbering woods were haunted by monsters and shapes of dread. <...> And in that dark time Melkor bred many other monsters of divers shapes and kinds that long troubled the world; and his realm spread now ever southward over Middle-earth». (Silmarillion, Of the Coming of the Elves and the Captivity of Melkor). «Made» сменилось на «bred» по озвученным выше причинам – Мелькор был лишен права на творение живых существ.

Вновь напомним, что антоним к «уванимор» – это «ванимор», Прекрасные; так звались младшие Айнур, майар поздних текстов. Но уванимор – это не умайар! Будущие умайар звались «evil fays» и «dark spirits». Так что мы приходим к выводу, что подругой Мэлько и матерью Готмога была людоедка из рода его собственных созданий, подобных оркам, выведенным «из Земли» – «из подземного раскаленного ила». Но, судя по тому, что нам известно из ранних текстов о тех же наугрим, понятно, что в таких созданиях «не обитало духа» – они были «подделками», способными на сложное поведение и не нуждающимися в поддержке волей хозяина, но все же не равными Детям Илуватара или Айнур. В таком случае, Готмог был чудовищем, а не одним из Валаринди, ведь его матерью была не айни. Но реконструировать тогдашний взгляд Профессора на Айнур тяжело, и это дело отдельной работы.

Как же долго Готмог оставался сыном Мелькора-Моргота? Выше уже говорилось, что от «детей Валар» и от репродуктивной способности Мелькора Толкин отказался очень поздно – только в процессе работы над «Анналами Амана» и поздней «Квентой Сильмариллион». Лишь в поздней «Квенте С.» Фионвэ, сын Манвэ, стал Эонвэ, глашатаем Манвэ; лишь в «Преображенных Мифах» Мелькор был лишен детей, биологических или метафизических. В отсутствии прямых свидетельств ранняя природа Готмога неясна. Однако взглянем на косвенные свидетельства.

В более поздних «Этимологиях»:

«Готмог [Gothmog]. «= Голос Гота (Моргота), имя из орочьего языка». Имя «Моргот» в соответствующем месте списка объясняется как «образованное из его орочьего имени Goth ‘Владыка’ или ‘Господин’, c добавлением префикса mor ‘темный, черный’. Эти статьи из «Списка имен и названий» обсуждались в II. 67. В «Этимологиях» элемент goth в словах Готмог (GOS, GOTH) и Моргот (KOT) объясняется по-разному, но высказывается предположение, что в имени Моргот «возможно, также содержится GOTH»».
(Утраченный Путь – Этимологии. Перевод М. Скуратовской и Д. Туганбаева)
«Gothmog '= Voice of Goth (Morgoth), an Orc-name.' Morgoth is explained at its place in the list as 'formed from his Orc-name Goth "Lord or Master", with mor "dark or black" prefixed.' These entries in the List of Names have been discussed in II. 67. In the Etymologies the element goth is differently explained in Gothmog (GOS, GOTH) and in Morgoth (KOT, but with a suggestion that the name 'may also contain GOTH )».
(HoME-V – The Etymologies)

Если Готмог был «голосом» Моргота в глазах орков, то нам сложно отказаться от сравнения с Фионвэ, возвещающим волю Манвэ (после «Утраченных Сказаний» – тогда глашатаем Запада был Норнорэ, а глашатаем Севера – Лангон).

Когда мы смотрим на деяния Готмога, то невольно замечается преемственность с Мелькором: с одной стороны, Мелькор убил Финвэ и Финголфина, c другой – Готмог поверг Феанора, сына Финвэ, и Фингона, сына Финголфина.

Так могли ли у Мелькора быть дети (до определенного момента в развитии мифологии)? Да. Мог ли Готмог оставаться сыном Мелькора столько же, сколько Фионвэ оставался сыном Манвэ, во всяком случае — до того момента, когда Профессор отнял у Изначального Темного Властелина право и способность давать жизнь? Теоретически – да. Выше, когда разбиралось происхождение балрогов и разбросанные в текстах упоминания о «выводке Моргота», мы уже говорили об этом. К сожалению, дальше этого предположения пойти нельзя.

Титул «владыка балрогов» («Lord of Balrogs») закрепился за Готмогом еще в самых ранних текстах. Можно сравнить с другими слугами Мелькора-Моргота: Саурон – «Lord of Werewolves», Глаурунг – «Father of Dragons», Тевильдо – «Prince of Cats», Драуглуин – «lord and sire of the Werewolves», Отрод (орочий вождь ПЭ) – «lord of the Orcs». В «Падении Гондолина» Готмог также характеризовался как «captain of the hosts of Melko» и «marshal of the hosts», а в традиции «Квенты» – как «high-captain of Angband».

Готмог руководил армиями Севера как минимум в Битве Бессчетных Слез и при осаде Гондолина (важнейшие вехи в Войне Самоцветов), участвовал в Битве-под-Звездами (правда, балроги подоспели лишь к концу сражения) и в Битве Внезапного Пламени. Как и полагается полководцу Древних Дней, верховный балрог бился с вражескими военачальниками: Феанором и Фингоном – оба пали; с Туором (его спас от гибели Эктелион Фонтанный). Можно полагать, что Готмог – умайа высокого чина, как минимум сравнимый с Сауроном и Мелиан. Однако, если, как предположил автор статьи, балроги были духами из свиты Мелькора, а Готмог – владыка балрогов, то его следовало бы поставить в один ряд с верховными майар – Эонвэ и Ильмарэ, Оссэ и Уинен.

Напоследок отметим, что в текстах упоминались и другие «владыки балрогов» (lords of balrogs).

В «Песне о Детях Хурина» у нас есть Лунгортин.

«Тут Лунгортин, Властелин Балрогов
Хлестнул по устам его; усмехнулся Моргот:
'Нет, изведаешь страх, как уязвит тебя пламя,
И бич исхлещет белое тело
И пытке предаст плоть изнуренную!'»
(Песни Белерианда – Песнь о Детях Хурина. Перевод С. Лихачевой)
«But Lungorthin Lord of Balrogs
on the mouth smote him, and Morgoth smiled:
'Nay, fear when thou feelest, when the flames lick thee
and the whistling whips thy white body
and wilting flesh weal and torture! '»
(HoME-III – The Lay of the Children of Hurin)

С дориатрина «Lun-gorthin» можно предположительно перевести как «pale horror» (ср. «Draug-luin», «werewolf pale» в «Лейтиан»). Но был ли то другой балрог или тот же Готмог под новым именем? За второе говорит то, что во-первых, в тот период Профессор активно менял персонажам имена (укажем лишь, что в черновиках поэм Берен побывал Маглором и Дамродом, Тингол – Келегормом, а Лутиэн – Мелилот), во-вторых, «Lord of Balrogs» – все же устойчиво титул Готмога, в-третьих, имен других балрогов мы больше не узнаем и, коль уж Толкин про них не вспоминал, легче предположить, что перед нами тот же Готмог, а не другой демон. Однако именно в поэмах – и только там! – мы встретим и других «владык балрогов».

«They woke, and felt the trembling sound,
the beating echo far underground
shake beneath them, the rumour vast
of Morgoth's forges; and aghast
they heard the tramp of stony feet
that shod with iron went down that street:
the Orcs went forth to rape and war,
and
Balrog captains marched before».
«About him sat his awful thanes,
the
Balrog-lords with fiery manes,
redhanded, mouthed with fangs of steel;
devouring wolves were crouched at heel.
And o'er the host of hell there shone
with a cold radiance, clear and wan,
the Silmarils, the gems of fate,
emprisoned in the crown of hate».
(HoME-III – The Lay of Leithian)

Интересно, что у балрогов «fiery manes», огненные гривы (нельзя сказать, метафорическое ли это описание языков пламени вокруг голов или балроги красноволосы), они «красноруки» (с окровавленными руками?), со стальными клыками.

Автор статьи - Moricar. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.

Вторая часть статьи.

-4

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!