Два человека сначала сидели в тюрьме, а затем оказались на свободе. Один от этого был счастлив, а другой повесился. В неволе оба занимали выгодное положение. Один от этого был счастлив, а другой хотел повеситься. Секретарь и библиотекарь жили в соседних клетках. У них было всё, что нужно: сигареты, чай, сладости, порнографические плакаты и самодельные шахматы, прогулки и дружба надзирателей, тренажерный зал и газеты. Начальник уважал их за интеллект. Братва тоже уважала за интеллект. Подъем - отбой, завтрак - обед. Вы скажете: казарма! А я скажу: всё включено. В "пяти звёздах" еда тоже по расписанию, а если вам больше тридцати, то ночной шабаш для вас - это стресс, и спать вы приедете вовремя. Режим придумали врачи, а не палачи. Это очень полезно. И уважение придумали не в карцере. Меня один раз уважал директор санатория - это было очень приятно. И шахматы на воле сделать не западло. Народ вон снежинки вырезает, не то что слона из буханки.Так что они в тюрьме жили такими же делами, как и люди в миру. Вот бабы не хватало, это да. Но можно на проститутку скопить - дело житейское. На зоне гарем можно завести, только плати. Или, так сказать, изменить гендерные предпочтения. Или плюнуть на все эти глупости и, освободив энергию, тридцать лет, как Монте-Кристо, рыть подкоп. Секретарь так и поступил: нам бабу не надо - свободу давай! А чего он там не видел, на свободе этой? Здесь хоть всё есть: крыша над головой, стабильность, общий, для здоровья полезный, режим.
Зачем библиотекарь повесился там, куда секретарь сбежал?
Вот библиотекаря отпустили, и он сразу стал свободным никем. Это в тюрьме он блатной был, личный кабинет с книжками имел, а тут вынужден складывать в пакеты на кассе чужую еду. Это в тюрьме он был уважаем за убийство, а тут за это же презираем. Неужели все дело в том, что можно ходить без конвоя? Такая мелочь. Конвоиры ему друзья: неужели они его поссать не отведут, когда надо? В тюрьме, если он исчезнет, его сто человек искать будут и домой не уйдут, пока не найдут. А тут даже соседи не заметят, потому что он имеет право пропасть. Мало ли какие у человека могут быть дела. Был и сплыл. В тюрьме всем надо, чтобы он был на своём месте, а тут всем пофиг. Вот он и повесился от этого. От своей ненужности. От своей незначимости. От своего одиночества.
А зачем секретарь сбежал туда, где библиотекарь повесился?
А потому, что он хотел на лодке плыть по морю. Понятное дело, моря за колючкой нет - это не шлюха казарменная, через КПП не протащить. Ему бы надо любить то, что можно, а он любил то, что не положено. Испорченный для режима человек был. Вот и с начальником из-за этого даже поругался. А ведь жил как король. Лес не валил, сидел, бумажки мусолил. В двойном авторитете жил. Братва уважала и начальство здоровалось. Но нет - море ему подавай. А море - это метафора, причем очень нехорошая. Море - это призрак свободы, химера воли. В море человек обладает чувством собственного достоинства, в море каждый сам хозяин своей жизни. Старик у Хемингуэя не рыбу победил, а свою смерть, потому что был воин. Один в море - воин. И он был счастлив. А в клетке никого победить нельзя, можно только вертухаев обмануть, когда шмон. В клетке надо понравиться главному. В клетке надо вести себя хорошо. Секретарь нарушил главное правило тюремного стада. Секретарь перестал хотеть то, чего хочет начальство. Он стал желать то, чего в тюрьме никогда не будет. Он стал хотеть самостоятельности. Он стал хотеть быть личностью. В детский сад к малышам привели взрослого и решили, что он, как они, будет радоваться их радостям, что он будет, как они, вовремя кушать и ложиться спать. Что он станет слушаться старших и верить им. Захотели, чтобы он боялся нарушить общий режим. Естественно, что он тридцать лет долбил стену крохотным молоточком, чтобы свалить от них. Я думаю, что он бы башкой долбился , пока не проломил бы её, чтобы не подчиняться всяким недоумкам, сволочам и закомплексованным пучеглазым альфасамцам. Взрослого не переделать. Взрослый не может стать инфантильной малюткой. Дерево не станет сморчком, а наоборот бывает. Можно заставить человека не повзрослеть. Для этого его только нужно правильно воспитать. Объяснить ему на ранней стадии, что он сам по себе говно. Что единица - это нуль. Рассказать ему, что Старик в море был несчастен, потому что поплыл один, а не в составе организованной группы. И ещё пороть почаще. Для профилактики. Ведь пороть - значит унижать, а значит не давать расти. И тогда он будет всю жизнь ходить за разными авторитетами, как телок на поводке. Неповзрослевший ребенок уютно живёт в любой тюрьме. За строгостью дисциплины он видит гарантию компота на завтрак. За своим бесправием он чувствует отеческую заботу. За своё унижение он покупает себе стабильность детского сада. И он повесится от страха при виде всех этих океанов, сказочных рыб и гигантских волн. Если его, конечно, не успеет спасти и взять под свое крыло мощный старик, тридцать лет долбивший стену, чтобы обрести всё это.